Опубликовано: ГП 06-2019
Трамваи в ночном дозоре

Парад трамваев посвященный 120-летию московского трамвая

Андрей Михайлов, фото автора

25 марта (6 апреля по старому стилю) 1899 года в Москве торжественно запустили электрический трамвай. Спустя 120 лет* весенний праздник городского транспорта отметили, отразив как прошлое, так и будущее московского трамвая. В третью субботу апреля, 20-го числа, в центре Москвы прошёл традиционный парад ретро-вагонов. Но сначала была репетиция…

Техническая репетиция парада в ночь с 12 на 13 апреля – самая завораживающая часть приготовлений к грядущему празднику. Феерическая кавалькада вагонов в сиянии огней следует по одному из старейших маршрутов трамвая «А». Ночью вагоновожатые, водители, персонал служб Мосгортранса (МГТ) и ГИБДД отрабатывают свои действия, чтобы через неделю предстать в полном параде. Из депо Апакова они стартовали в 11 ночи, чтобы соря сухими искрами на поворотах уже к полуночи добраться до Чистых Прудов. А потом обратно в соответствии с графиком, который повторят в полдень через неделю, 20 апреля.

Ключевая идея, заложенная в московскую коллекцию ретро-транспорта, – любая машина вне зависимости от возраста и уникальности должна оставаться ходовой. Это и демонстрируют московские трамвайщики из года в год, бережно храня и поддерживая исторические вагоны всех эпох на ходу. Сейчас музейный транспорт выведен из ведения филиала «Музей «Московский транспорт» ГУП «Мосгортранс» из-за невозможности их экспонирования на площадке музея. Несколько лет рельсовая техника приписана к подразделению «Трамвайное управление» МГТ. Поэтому исторический подвижной состав этого типа уже долгие годы находится на закрытом хранении в трамвайных депо города. После ликвидации старого музея гортранса в Ростокино, который находился в депо им. Баумана, трамвайный парад в центре столицы – один из немногих шансов встретиться с историческими вагонами всех эпох и всех времён.

По доброй традиции каждый год в парадной колонне прибавляется по одному-двум новым экспонатам, а в качестве специальных гостей парад посещает спецтехника и новейшие образцы трамвайной отрасли.

Фонарный трамвай № 164 (т.е. с фонарём – выступающей надстройкой на крыше с окнами для естественного освещения или проветривания). Вагон серии VII мытищинского производства на тележках Беккера и с тормозной системой Вестингауза на правах старейшего музейного вагона возглавляет колонну электрических трамваев. Прицепной вагон серии «Н» (Нюрнбергского типа), серии XXVII, как и моторный собрат, построен в Мытищах, но на тележках нюрнбергского завода (ныне MAN). Это старейшие действующие в московской коллекции: головной вагон «Ф» – 1908 года постройки, т. е. ему уже 111 лет, а прицепной «Н» – всего на год младше, ему 110.
Настоящий конный трамвай с запряжённой в него четвёркой лошадей. Это не реплика: кузов конки с империалом воссоздан на оригинальном конном вагоне XIX века, который чудом сохранился в виде прицепной трамвайной вышки. На гужевой тяге вышку использовали в депо им. Апакова аж до 1990-х
Вагон № 932 «БФ» (бесфонарный) построен Коломенским заводом в 1927 году. На пассажирских линиях он отбегал 38 лет, а после этого ещё 23 года служил буксиром в МГТ. С 1988-го является музейным экспонатом, став одним из первых ретро-трамваев в Москве. В тандеме с ним в парадную колонну встала премьера года – реплика довоенного вагона серии «С», построенная в 2019 году заводом СВАРЗ. Прицепной вагон № 4360 воссоздали по образцу жалких останков, привезённых из Коломны ещё в конце 1990-х годов, и на раме послевоенного трамвая КТМ-2, привезённой из Рязани. После парада прицепной вагон вернётся на доработку для исправления ряда исторических несоответствий Вагон № 932 «БФ» (бесфонарный) построен Коломенским заводом в 1927 году. На пассажирских линиях он отбегал 38 лет, а после этого ещё 23 года служил буксиром в МГТ. С 1988-го является музейным экспонатом, став одним из первых ретро-трамваев в Москве. В тандеме с ним в парадную колонну встала премьера года – реплика довоенного вагона серии «С», построенная в 2019 году заводом СВАРЗ. Прицепной вагон № 4360 воссоздали по образцу жалких останков, привезённых из Коломны ещё в конце 1990-х годов, и на раме послевоенного трамвая КТМ-2, привезённой из Рязани. После парада прицепной вагон вернётся на доработку для исправления ряда исторических несоответствий Вагон № 932 «БФ» (бесфонарный) построен Коломенским заводом в 1927 году. На пассажирских линиях он отбегал 38 лет, а после этого ещё 23 года служил буксиром в МГТ. С 1988-го является музейным экспонатом, став одним из первых ретро-трамваев в Москве. В тандеме с ним в парадную колонну встала премьера года – реплика довоенного вагона серии «С», построенная в 2019 году заводом СВАРЗ. Прицепной вагон № 4360 воссоздали по образцу жалких останков, привезённых из Коломны ещё в конце 1990-х годов, и на раме послевоенного трамвая КТМ-2, привезённой из Рязани. После парада прицепной вагон вернётся на доработку для исправления ряда исторических несоответствий
Живая легенда КМ № 2170 (Коломенский моторный) 1930 года с прицепным вагоном КП № 2556 (Коломенский прицепной) 1932 года постройки.Первые 40 лет жизни КМ № 2170 отработал на пассажирских линиях, причём первое время – в качестве прицепного вагона, без двигателей и электрооборудования. Уже позже вагон доукомплектовали до «головы» силами депо и запустили в самостоятельную работу. С 1970 года КМ работал вагоном-путеизмерителем, а в 1987 году он стал первым трамваем, сохранённым для московского музея городского наземного транспорта.><br />
    Вагон № 2170 широко известен как легендарный киноактёр и талисман «Мосфильма». В нём Шарапов с Жегловым ловили за руку карманника Кирпича, и именно 2170 расправился с Берлиозом в «Мастере и Маргарите»… Числу и качеству киноролей этого вагона позавидуют даже именитые актёры!
Прошлое спецвагона № 3075 туманно. Считается, что это бывший «Фонарный» тип мог быть изготовлен до Октябрьской революции. Деревянный кузов ещё до 1941 года прошёл несколько капремонтов и КВР. На СВАРЗе его переоборудовали в вышку обслуживания КС, которую он обслуживал вплоть до начала нулевых. Музею его передали в 2005-м, а в 2016-м СВАРЗ его вернул к жизни. Так он стал традиционным участником трамвайных парадов в столице
Трамвай МТВ-82 Тушинского машзавода по кузову унифицирован с троллейбусом МТБ-82 и автобусами ЗИС-154 и ЗИС-155. Вагон № 1278 после пассажирской работы переоборудовали в динамометрический спецвагон, а после – в буксир на ТРЗ и лишь в 1994-м озадачились восстановлением до эталонного состояния
«Тульский поезд» – сцепка из моторного трамвая КТМ-1 и прицепного вагона КТП-1 № 0002-1002 Усть-Катавского завода в Москве практически не использовались. Уникальный состав 1956 года постройки до конца 1980-х работал в Туле на экскурсионном маршруте, а затем застрял в виде памятника на территории депо. Попав в белокаменную в конце 1990-го сцепка КТМ-КТП ещё 18 лет ждала возрождения, служа складом-сараем на музейной площадке ТРЗ. В 2018 году СВАРЗ провёл реставрацию поезда, внедрив атрибуты вагонов опытной серии, которые проходили испытания по Москве в 1948–1950 гг.
Почти все рижские РВЗ-6 в Москве выпуска 1960 г. были экстренно отправлены в Ташкент после произошедшего там в 1966-м землетрясения. Более «рижан» в Москву не поставляли. Общий тираж РВЗ-6 и РВЗ-6М2 составил около 6000 единиц, которые широко использовались от Балтики до тихоокеанского побережья.><br />
    Данный вагон приобрели для музея в 1999-м в подмосковной Коломне, а бортовой номер 222 – присвоили в память об одном из отбывших в Ташкент московских вагонов
Первые чехословацкие одноглазые Tatra T2, поступившие в СССР, заложили фундамент для массовых поставок трамваев Tatra T3 в Советский Союз. Этот вагон № 378 до 1975 года работал на московских маршрутах, а после  был сохранён в качестве склада-сарая в трамвайном депо имени Апакова. Восстановлен для музея и поставлен на ход в 1990-е годы
Самый массовый в мире трамвай Tatra T3, живая легенда – символ Чехии по сей день. Тысячи таких вагонов поступили в советские города и продолжают с успехом работать не только у нас, но и в странах Восточной Европы. Музейный 2-дверный вагон 1971 года постройки восстановлен по образу и подобию «Татры» ранних поставок. Ему даже присвоен номер № 481 первой модели Т3 в Москве. Одно время он служил складом-сараем в Октябрьском трамвайном депо, а для музейной коллекции вагон восстановили в 2009 году на ТРЗ. Среди оригинальных деталей ветровое стекло из двух, а не из трёх частей, широкий маршрутоуказатель и ряд других аутентичных деталей, включая светотехнику
Tatra Т3SU с подлинным № 5993 выпуска 1987 года с оригинальным пантографом восстановлен этой весной на Трамвайно-ремонтном заводе «Мосгортранса». Он реконструирован не в состоянии «как с завода», а в образе вагона, прошедшего капремонт на ТРЗ в 1993 году в соответствии с его реальной биографией. Жёлто-белый окрас принят как стандартный для предприятий МГТ в 1989 г.  Их перекрашивали как при заводских ремонтах, так и филиалах. Вагон 10 лет отработал в качестве буксира на территории ТРЗ и депо им. Баумана, а с 2009-го работал на московских маршрутах
Tatra T6B5 – наследник легендарной модели Т3. В СССР такие трамваи поставлялись под индексом Tatra Т3М. Вагон № 0001, самый первый опытный экземпляр, прошёл цикл испытаний в родной Праге, а после этого в составе двухвагонной сцепки проходил испытания в Москве. Последующие 23 года опытная «Татра» проработала на маршрутах Краснопресненского трамвайного депо. В 1983–1996 гг. для СССР и послесоветских республик изготовлено более 1000 подобных вагонов. В Москве они не прижились, поскольку широкий задок и передок мешали встречному разъезду трамваев на поворотах. Выживший «туз», или «первый номер», восстановлен до выставочного состояния в 2009 году
Проблему встречного разъезда у «Татры» Т6 чешские конструкторы исправили в доработанной модели – Tatra T7B5, представленной в 1990 году. Тогда же первые два вагона поступили в Москву. Зауженные передняя и задняя части позволяли без проблем расходиться со встречными вагонами в кривых. Москва получила 6 вагонов, два из которых сохранены (на снимке № 7005) после снятия с линий в ноябре 2010 года
Самый молодой экспонат парада – трамвай ЛМ-2000, построенный в 2001 году специально для Москвы на Петербургском трамвайно-механическом заводе. Единственный экземпляр № 3001, прозванный «Циклопом», работал в Краснопресненском трамвайном депо
Специальный гость парада – поливомоечный вагон № 0221 на базе Tatra T3SU. В салоне смонтированы ёмкости на несколько тонн воды, насосная установка, а также шланги, выходящие из-под пола.В тёплое время года спецмашины регулярно объезжают трамвайную сеть, смывая с рельсового полотна пыль, грязь и листву. Такие уборочные трамваи находятся в регулярной эксплуатации во всех московских депо
Огромное количество вагонов-снегоочистителей несут службу в московских трамвайных депо, очищая трамвайные пути после снегопадов. Вагон ВТК-01 «снежков» № 0415 построен самарским заводом КРТТЗ и работает по линиям, обслуживаемым Октябрьским трамвайным депо
Рельсотранспортёр СВАРЗ РТ-3, выпущенный СВАРЗом в составе небольшой партии, предназначен для подвоза рельсов к трамвайным стройкам. В музее вагон № 3490 находился с 1994 года, но ожидал восстановления целых 22 года Рельсотранспортёр СВАРЗ РТ-3, выпущенный СВАРЗом в составе небольшой партии, предназначен для подвоза рельсов к трамвайным стройкам. В музее вагон № 3490 находился с 1994 года, но ожидал восстановления целых 22 года
Служба энергохозяйства ГУП «Мосгортранс» представила автоподъёмник АП-7 новомосковского машзавода. Этот экспонат на шасси ЗИЛ-431412 уже прозвали «Ночным дозором» из-за схожей окраски с ремонтной машиной РМ-130 (кунг К-130) шумерлинкого завода КАФ
Помимо ретротехники в параде участвуют и новейшие образцы московских трамваев. В основу новинки «Львёнок» (71-911ЕМ), изготовленной ПК ТС «Транспортные системы», положен трамвайный вагон CityStar. Трамвай имеет 100% низкий пол и базируется на специальной патентованной тележке
Главной новинкой парада стал 3-секционный гигант «Лев» (71-934) из депо им. Баумана. Самый большой трамвай в России, длиной 35 м, вмещает 382 пассажира при 70 посадочных местах.  Опытный 8-осный вагон выполнен в двухпостовом исполнении с дверями с обеих сторон
Комментировать ... >>
Loading...