Дополнительные работы при регламентном техническом обслуживании
Во времена СССР понятие «сервис», особенно автомобильный, носило условно-абстрактный характер. Каждый советский человек, у кого был автомобиль, вынужден был уметь хотя бы минимально обслужить и даже отремонтировать свою личную или служебную машину. Но нельзя объединить в одном человеке физика и лирика, поэтому большинство освоило и выполняло минимальный необходимый объём работ. Это вполне позволяло эксплуатировать простые и незатейливые машины той незабвенной эпохи. Но в наше время пришло из той поры опасное убеждение, что регламентное ТО – это лишь замена масел и некоторых фильтров. Для современного автомобиля этого опасно недостаточно. Разбираем почему на конкретных примерах и выясняем, чем необходимо дополнить операционный список ТО.
Нудные технологические принципы
Регламентное техническое обслуживание в классическом понимании этого термина подразумевает замену технологических жидкостей (масел, антифриза, тормозной жидкости), фильтров, а также ряд диагностических и регулировочных работ, производимых с заданной периодичностью. Именно этот набор чаще всего и выполняют в автохозяйствах и технических центрах, не задумываясь о «мелочах». А между тем существует ряд очень простых, но обязательных операций, про которые не стоит забывать при проведении даже самого малообъёмного технического обслуживания. Казалось бы странно, что непроизведённая совсем пустяковая работа может привести к нежелательным последствиям. Давайте с вами вместе вспомним про такие воздействия, часто «забываемые» механиками, но не забытые технологической картой.
Это не придирки и не позиция встать на сторону мастеров автосервиса, вечно желающих навязать дополнительные работы и услуги (согласно мнению не самых компетентных автомобилистов). Наша задача – обеспечить бесперебойную работу и максимально долго сохранить потребительские свойства автомобиля. А для этого необходимо трезво понимать, что же на самом деле скрывается за сакральной фразой «ТО должно быть честно и добросовестно выполнено квалифицированными специалистами с применением высококачественных расходных материалов».
Чтобы не быть голословным, привожу список работ для планового ТО-1 самого заурядного автомобиля.
- Замена масла в двигателе и масляного фильтра.
- Замена воздушного фильтра двигателя1.
- Замена топливного фильтра (фильтров), очистка сепараторов3.
- Замена фильтра салона (кабины)2.
- Замена свечей зажигания3,1.
- Диагностика ходовой части и тормозной системы.
- Смазочные и регулировочные работы ходовой части3.
- Смазка петель, клемм, дверных замков.
- Смазка иных компонентов кузова.
- Контроль плотности, доведение до нормы уровня охлаждающей жидкости3.
- Контроль, при необходимости замена тормозной жидкости3.
- Осмотр и контроль соединений шлангов и электропроводки.
- Контроль и доведение до нормы давления воздуха в шинах, включая запасные колёса.
- Проверка освещения с заменой ламп.
- Компьютерная диагностика всех электронных систем автомобиля.
- Контроль герметичности соединений пневмосистемы3.
- Контроль уровней и долив всех масел и технических жидкостей.
- Проверка, при необходимости устранение подтеканий масел и техжидкостей.
1 Интервал замены не при каждом ТО.
2 В крупных городах этот компонент редко выдерживает более полугода, даже при небольших пробегах.
3 Если предусмотрено конструкцией.
Если целесообразность работ, описанная в пунктах с № 1 по № 6 не вызывает сомнений, пункт 18 оставим на совести автовладельца и экологов, то работы из позиций с номерами 7, 13, 14 выполняются де-факто и весьма лениво, а вот описанные в пунктах № 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16 зачастую игнорируются и зря! Сейчас докажем на конкретных примерах. Начнём с бича современных автомобилей – бортовой электроники.
Вредоносная помеха
Возвращаясь из командировки ясным погожим днём, заехав на АЗС, водитель увидел в отражении своего авто в витринах непонятно почему включённый дальний свет фар. Переключатель света был в положении «0», индикация на приборной панели не сигнализировала о включённом дальнем свете. Лампы погасли лишь после того, как был вынут ключ из замка зажигания. После заправки водитель (в нашем примере попался квалифицированный, опытный и неленивый шофёр, что сегодня редкость), поставив машину на парковку, открыл капот, чтобы проверить, не залипло ли реле и нет ли перетирания изоляции или «коротышей» в соединениях электропроводки. Там всё оказалось нормально, да и автомобиль был, в общем, не старый. Однако от взгляда нашего героя не ускользнул тот факт, что электровентилятор системы охлаждения непрерывно работает на малых оборотах при выключенном кондиционере и температуре двигателя, едва перевалившей отметку 70 °С.
Немного поразмыслив, человек решил снять на некоторое время минусовую клемму АКБ, чтобы обнулить память электронных блоков. Через 15 минут он остался доволен итогом принятого решения: корректная работа фар и вентилятора восстановилась. Однако через несколько дней неисправность проявилась вновь, и после обнуления памяти путём скидывания клеммы опять повторилась, пришлось нанести визит в автосервис. Компьютерная диагностика, выполненная в техническом центре, длилась несколько минут и однозначно показала, что вина лежит на неисправной охранной системе, вносившей помехи в работу электропроводки, архитектурно построенной на шине CAN.
Какие здесь следует сделать выводы. В нынешнем поколении автомобилей система индицирования неисправностей зажигает «Check engine» только тогда, когда неисправность касается токсичности выхлопа, а большинство остальных сообщений автомобиля всплывают только при угрозе безопасности движения, и о целом массиве нештатных параметров водитель порой и не догадывается. Поэтому регулярная диагностическая проверка уберегает от многих последующих неисправностей. В нашем примере дальнейшее пренебрежение диагностикой постепенно привело бы к рассогласованию работы электронного термостата, повышенной нагрузке на электровентилятор и последующему выходу его из строя, да и двигатель бы работал с недогревом, провоцируя масляные отложения и повышенный расход топлива. А недовольство ослеплённых встречных водителей и способно серьёзно подпортить карму…
Петельки, пресс-маслёнки, влаговытеснение и кошачья жизнь – всё дело в смазке
Самое большое количество точек смазки – у японских автомобилей, самое маленькое – у немецких. Некоторые «бюргеры» их вообще не имеют. Но это отнюдь не противоречит стародавнему дедовскому принципу ухода за машиной «лаской и смазкой». И если при плановом ТО, в общем, не забывают прошприцевать шаровые шарниры рулевого управления, шкворни, резьбовые втулки, рессорные серьги и балансиры, то очень часто «обиженными» остаются крестовины карданной передачи и масса мелких трущихся пар, в том числе механизм подъёма кабины. Эти обиды западают надолго, и если смазка в узел была заложена лишь на автозаводе, то когда рачительный владелец всё же решит произвести регламентированную смазку, то просто так прошприцевать не получится: в заржавевшее соединение и заклинивший шариковый клапан пресс-маслёнки смазка просто не проникнет. Тогда придётся узел разбирать, промывать и ремонтировать. Если продолжать игнорировать эти оздоровительные для автомобиля процедуры – получите отвратительно скрипящий и стучащий, гремящий автомобиль, ездить на котором, мягко говоря, неприятно, и от которого отвернётся даже сквалыга на вторичном рынке.
На пассажирских автобусах и автомобилях-такси нельзя пренебрегать смазкой дверных петель и замков, причём использовать необходимо только современные высокоадгезионные материалы с хорошей проникающей способностью. Именно они способны обеспечить долговременную защиту от механического износа дверных петель и механизма закрывания замков. «Забывчивость» слесарей выдаст сильный скрип при работе дверного узла и жёсткое закрывание двери. В зимний период необходима обработка дверных уплотнителей силиконовой смазкой. Последствия пренебрежения этой операцией – преждевременный (уже через год) выход из строя личинок дверных замков, провисание дверей, которое нельзя компенсировать регулировкой через 60 000–70 000 км пробега.
Несмазанный замок водительской двери способен поднести неприятный сюрприз, когда потребуется открыть дверь без помощи брелока вручную, например, при разряде аккумуляторов. В этом случае нередко происходит поломка ключа и личинки, обрекая «автонедвижимость» на эвакуацию в сервис. Стоимость комплекта личинок дверных замков доходит до 500–700 евро. Особенную неприятность может доставить владельцу сломанный ключ, оборудованный «чипом», которым пытались открыть заедающий из-за отсутствия смазки замок. Мало того, что автомобиль не сможет продолжить движение, так ещё и изготовление дубликата обойдётся в среднем в 5000–8000 руб. А ведь стоимость технологической операции по обслуживанию не превысит 0,2 нормо-часа на работы и не более 100 руб. на смазочный материал…
Важнейший элемент активной безопасности автомобиля, нуждающийся в смазке и уходе, – звуковой сигнал. Для того чтобы в экстренной ситуации он был услышан, создатели автомобиля располагают его в передней части, не всегда даже прикрыв защитной решёткой. А вот солёные московские дороги способны довольно быстро «прикончить» столь необходимый «музыкальный инструмент». А ведь что нам стоит при проведении ТО обработать его аэрозольным защитным влаговытесняющим составом. Затрат практически никаких, а вот эффектом может быть спасённая жизнь, пусть даже кошачья.
И вот вам ещё очередной узел, который регулярно обделяют инспекцией при проведении ТО – шарнирные сочленения трапеции стеклоочистителей. Простейшая работа по обслуживанию этого узла бывает совмещена с незначительными трудностями, связанными с доступом к этим шарнирным сочленениям. Наиболее подвержены болезням эти узлы у автомобилей итальянского происхождения. Подумайте вот о чём. Если вы оказавшись в международном рейсе вынуждены будете заменить этот узел в сборе на территории Евросоюза и заплатите за это около 1000 евро, то в следующий раз вы уже не забудете преодолеть некоторые трудности, о которых упоминалось чуть ранее.
Жертва маркетинга
Термин «необслуживаемая аккумуляторная батарея» – абсолютная рекламная уловка. Лишь некоторые АКБ относительно малой ёмкости способны работать без долива воды длительный срок, благодаря особенностям конструкции, позволяющей собирать испарения и возвращать их в банки. Но даже и такие аккумуляторы периодически необходимо контролировать и при необходимости подзаряжать. Как же тут без техобслуживания?
В самом принципе работы автомобильного кислотного аккумулятора заложены кипение и испарение воды, а значит, запасы дистиллированной воды необходимо регулярно пополнять, предварительно очистив поверхность аккумулятора от пыли и грязи. Расход воды увеличивается с ростом «забортной» температуры воздуха. Жарким летом или при эксплуатации в жарком климате средний расход воды может достигать более одного литра в месяц для аккумуляторов ёмкостью 125 Ач. Соответственно, если вы забыли проверить уровень воды хотя бы в течение полугода, то ваша «батарейка» может лишиться до пяти литров жидкости, что неминуемо приведёт к оголению пластин, которые напомнят о себе первым же морозным осенним днём. Средняя стоимость одного литра дистиллированной воды около 25 руб., норматив трудоёмкости – 0,4 нормо-часа. Затраты – до 500 рублей, стоимость новой АКБ для грузовика – не менее 5000 целковых…
Раз уж речь зашла об аккумуляторах, обязательно проверяем, зачищаем и смазываем клеммы, чтобы не попасть впросак, когда температура за окном опустится ниже нулевой отметки.
Протечки разного характера
Пятна масла под автомобилем на стоянке – результат негерметичности прокладок, сальников и прочих уплотнений. Капли масла вон во время движения, помимо вышеописанных дефектов, свидетельствуют о неисправности системы вентиляции картера или сапунов агрегатов трансмиссии.
Так как волею судьбы многие процессы в автомобиле закольцованы, повышенное давление масла в агрегатах трансмиссии приводит к преждевременному выходу из строя сальников. При относительно невысокой стоимости запасных частей замена сальника связана с необходимостью демонтажа различных «соседствующих» узлов и агрегатов, что нередко выливается в весьма продолжительный и дорогостоящий ремонт. А ведь простейший клапан, именуемый сапуном, никогда не допустит аварийного повышения давления масла в коробке передач или ведущем мосту. Но только при одном условии: если он будет исправен. Для выполнения этого условия не следует пренебрегать при проведении ТО очисткой сапунов от дорожной грязи. Нормативное время работы навряд ли превысит десятые доли нормо-часа.
Соединения и соединители
В любом автомобиле множество разъёмов, шлангов и хомутов. Их осмотр и обработка антикоррозионными материалами обеспечат вам беспроблемное завершение рейса на долгие годы. Согласитесь, нет никакой проблемы при плановой замене антифриза, освежить некоторые поржавевшие хомуты и растрескавшиеся шланги. Совсем другой коленкор – менять эти детали лёжа на снегу под радиатором, под музыку мерного капания горячего антифриза на лоб и норовящего утечь за шиворот… Впрочем, решать вам самим.
В современном автомобиле воздуховоды фильтра очистки воздуха, как правило, состоят из множества сопрягаемых между собой пластмассовых деталей. В соединениях используются чаще всего пружинные защёлки и резиновые уплотнители. Пренебрегая чистотой и аккуратной, без перекосов, установкой этих деталей, вы рискуете получить недостаточно хорошее уплотнение и, как следствие, подсос нефильтрованного воздуха. Обычная невнимательность и неаккуратность при выполнении простейшей операции, замене воздушного фильтра, через некоторое время обернётся абразивным износом двигателя, для «лечения» которого как минимум потребуется замена поршневой группы…
P.S. Абсолютно все «пропущенные» операции, упомянутые в этой статье, являются следствием человеческого фактора. Управленцам автопредприятия никак нельзя рассчитывать на столь нестабильный параметр, поэтому лучше заранее языком приказов и инструкций усилить контроль за выполнением операций, указанных в технологических картах ТО.