Масштабные модели Анатолия Ивановича Губских
Каждый может припомнить счастливые моменты из своей жизни. Кто-то выиграл в лотерею, кто-то вытащил на экзамене нужный билет, а кто-то встретил интересного человека. Большая часть из перечисленного произошла и со мной, но сегодня я хотел бы рассказать о двадцатилетней дружбе с самобытным, грамотным, умелым мастером – Анатолием Ивановичем Губских.
В конце 1990-х годов я многого ещё не знал об истории и производстве масштабных моделей автомобилей. А потому с трепетом держал в руках копию пожарной цистерны, показанную мне Олегом Назаровичем Дудкой. Для меня она была произведением искусства, венцом ручной работы. Ничего более изящного, эксклюзивного и дорогого до этого времени я не видел.
Чтобы заполучить себе в коллекцию модель от Губских, нужны были не только деньги, но связи: либо с маститыми коллекционерами, либо с кем-то, кто знал Анатолия Ивановича лично. И даже это являлось только первым шагом на сложном пути обладания модельным дефицитом великого мастера. Нужно было стать просто счастливчиком, чтобы получить экземпляр довольно скромного тиража, редко превышавшего несколько штук.
Контактная информация А.И. Губских являлась хорошо охраняемым секретом коллекционеров, ведь он считался одним из самых знаменитых мастеров России. Его масштабные модели чаще других становились героями публикаций как в нашей стране, так и за рубежом. Но весь этот ажиотаж абсолютно не волновал Анатолия Ивановича. Он не магнетизировать свою известность, а просто жил, занимался домашним хозяйством, боролся с астмой, преследующей его с детства, и создавал копии новых автомобилей, получая удовольствие от самого процесса.
Модельный азарт
Родился Анатолий Губских в 1961 году в старинном городе Троицке Челябинской области, известном еще со времен императрицы Елизаветы Петровны, как крепость на границе с казахскими степями. С детских лет Толю окружали люди, любящие технику. Проживая в одноэтажном доме, он часто наблюдал, как его сосед Ринат Чурмантаев запускал самостоятельно изготовленные им кордовые авиамодели. Именно он стал его первым учителем по премудростям моделирования.
Занимаясь в кружках «Станции юных техников», Анатолий попробовал свои силы в судомоделизме, авиамоделизме, картинге. Основным источником информации для Анатолия и его одноклассников были журналы «Техника – молодежи» и «Моделист-конструктор». Губских одним из первых собрал в городе трассовую автомодель с клееным из медицинского бинта корпусом, после чего на «Станции юных техников» появился кружок трассового моделизма. Для тестирования и проведения соревнований общими усилиями построили трассу, участвовал в них и Анатолий, причём боролся с ребятами, управлявшими его же трассовыми моделями, ведь для соревнований Губских сделал три модели, одну для себя, а две для других участников.
Победа моделей над хрусталём
Первая модель в масштабе 1:43 попала в руки Анатолия Губских в день его семнадцатилетия – брат подарил. Это была копия автомобиля Ghia V.280 – один из множества римейков, производимых на Донецкой фабрике игрушек. Модель цела до сих пор, и стоит на полке вместе с другими экземплярами личной коллекции Анатолия Ивановича. Интересный подарок навёл Анатолия на мысль попробовать свои силы в масштабном автомоделировании и уже через пару недель, опираясь на информацию Ю.А. Долматовского, опубликованную в рубрике «Наш автомузей» журнала «Техника – молодежи» сам изготовил копии автомобилей Studebaker Avanti и Ford Pinto. Так началось увлечение Анатолия Губских, интерес к которому не ослабевает до сих пор.
Для изготовления новых копий автомобилей мастер экспериментировал с деревом, пластмассой, металлом и другими материалами. Для воссоздания в 43 масштабе модели «Руссо-Балт С24/40» по чертежам, опубликованным в журнале «Моделист-конструктор», он впервые применил лужёную жесть. По сути, это были отходы расположенного поблизости мясоконсервного комбината. Но именно этот материал ему понравился больше всего, жесть он использует до сих пор.
Что интересно: в детстве Анатолий всегда относился очень бережно к своим игрушкам, никогда их не ломал, содержал в порядке. Возможно, именно поэтому он почти не делал конверсий. Напомню, что конверсия – это переделка кем-то созданной ранее модели путём добавления или удаления каких-то крупных или мелких деталей, изменение окраски с целью получения новой, отличной от первоначальной, копии модификации того или иного прототипа. Для Губских всегда было любопытнее сделать нечто новое, абсолютно с нуля.
Технических трудностей для него уже не существовало, технология пайки из лужёной жести была отработана. Самое сложное – найти подробную информацию о прототипе. Сети Интернета тогда ещё не существовало, а книг с техническими подробностями автомобилей в Троицке было не много. Тем не менее, Анатолию удалось кое-что собрать, в результате появились единственные экземпляры копии грузовика и автобуса Фрезе, развозных фургонов «Дукс» и «Лесснер», автобуса «Руссо-Балт М24-35» и первого советского грузовика АМО-Ф-15. Потом появились другие, созданные модели потихоньку занимали место в серванте, рядом с оберегаемым родительским хрусталём. Кстати, родители активно поддерживали увлечение сына, гордились его работой и в один из дней отец сказал сыну: «Толя, убирай все эти стекляшки и занимай сервант полностью».
Победа моделей над медициной
Сдав выпускные экзамены в школе, Анатолий Губских поступил в медицинское училище, по окончании которого вышел на работу и стал помогать людям, сначала работая фельдшером в городской поликлинике, затем в здравпункте местного молокозавода. Масштабные модели не перестали ему быть менее интересными, ими он занимался в свободное время, и даже делился своими знаниями с детьми, ведя кружок в стенах родной «Станции юных техников». Много читал: В.И. Дубовского, А.В. Моравского, Л.М. Шугурова, Люциюса Суслявичуса, Вернера Освальда и Джеральда Уингроу. И вскоре медицина осталась в прошлом – всё время было отдано воспитанникам «Станции юных техников». Надо сказать, руководство оценило старания Анатолия Ивановича, после соответствующей аттестации ему было присвоено звание «Педагога дополнительного образования первой категории».
У него появились друзья и знакомые, коллекционирующие не только уменьшенные копии, но и реставрирующие настоящие ретро-автомобили. Навсегда запомнилась поездка со своим другом Александром Крыловым, на восстановленном им пожарном «УрАЛ-ЗИС» ПМЗ-11 1947 г. в Свердловск (теперь Екатеринбург). А в Челябинске он не мог оторвать взгляда от «полуторки» областного управления пожарной охраны – пожарного «УралЗИС ПМЗ-11» 1947 года выпуска. По возможности всегда посещал выставки в Миассе. Постепенно Анатолий влюбился в старые, добрые грузовики, и все они позже нашли отражение в его работах. Благодаря его нехитрым инструментам, состоящим из набора надфилей, молотка, циркуля, плоскогубцев и старенького паяльника, появились копии ЗИС ПМЗ-11, ЯАЗ-200, ЯГ-6, МАЗ-205 АЦ-30, КРАЗ-233, КрАЗ-255Б1, КрАЗ-260 и другие.
Интерес мастера
Модели Губских в масштабе 1:43 потихоньку стали выходить в народ, кто-то увидел их у него дома, кому-то он сделал похожую, не устояв перед настойчивыми просьбами. Появились заказы. Несмотря на то, что работа по изготовлению масштабных моделей стала приносить деньги, Анатолий не превратился в ремесленника, не стал воссоздавать копию одного и того же прототипа до тех пор пока не кончатся заказы. Он изготовлял ровно столько, сколько хотел сам, в каждую вкладывая свой труд и позитивный настрой. Если надоедало, он начинал делать копию нового прототипа, выбирая его самостоятельно, не оглядываясь на конъюнктуру рынка или чьи-то навязчивые желания.
«Прототип должен интересовать, мастера, – как-то писал мне Анатолий, – только тогда получается хорошая копия». Во многом благодаря таким убеждениям на свет появилось множество моделей, никем не воссозданных до сих пор в масштабе 1:43: Голландский броневик M-39 DAF T.3, применяемый Вермахтом во Второй мировой войне, боевые аэросани НКЛ-26, бронированные аэросани по проекту Гороховского, первые аэросани Сикорского, плавающий бронеавтомобиль ПВ-4, бортовая военная версия ЗИЛ-135 ЛМ, а также версия для перевозки крупногабаритных труб и многие другие.
Общаясь с автомотореставраторами, посещая их слёты и мероприятия, Анатолий попробовал свои силы и в реставрации, правда, не автомобилей, а дорогих его сердцу мотоциклов. Удалось довести до ума немецкий Zundapp KS750 и наш послевоенный мотороллер «Вятка». Теперь у мастера полтора десятка различной мототехники, ожидающей своего часа.
Лучший среди многих
Анатолия всегда интересовала военная техника Первой и Второй мировых войн. Поэтому не удивительно, что среди его работ есть автомобиль медицинской службы Ford-T, бронеавтомобиль Ford-T с пулеметом, бронеавтомобиль Ford-T с пулемётом и вращающейся башней, Studebaker US-6, GMC CCKW 353, Willys MB и другие. Причём, одно из самых требовательных жюри мира – MBMC (Mercedes-Benz model collector club) признало копии автомобилей Mercedes-Benz G3a и Mercedes-Benz G3a Feilkitchen лучшими моделями 2004 и 2006 годов, соответственно. А модель автомобиля Ford WOT 8 в масштабе 1:43 признана лучшей моделью России в конкурсе, проводимом под эгидой не существующего теперь журнала «Автомобильный моделизм».
С тех пор заказов у Анатолия стало ещё больше, однако тиражи от этого не выросли. Небольшими сериями свет увидели копии автомобилей Benz-Gaggenau Kavallerie-Kraftwagen, Mercedes-Benz Lo2750 с прицепом, Mercedes-Benz L2000 1937-40 год, Mercedes-Benz L2000 1931 года, Mercedes-Benz LG3000 Kfz.72, Mercedes-Benz G3a Kfz.61, Mercedes-Benz Lo2000 бортовой грузовик, Mercedes-Benz Lo 2500 Mobelwagen (фургон для перевозки мебели) и Mercedes-Benz Lo 2500 мусоровоз, Mercedes-Benz LoS 2000 1935 (пожарный автомобиль, Mercedes-Benz Unimog) и другие.
Ручные шедевры
Его технология создания масштабных моделей в течение многих лет не претерпела существенных изменений. Он не увеличивает тиражи, применяя технологию литья из белого металла или модельных смол, на его моделях нет, любимых сейчас многими фототравленых деталей, протектор на копии резиновых колёс он всё так же нарезает ножом или скальпелем вручную. Однако его модели в масштабе 1:43 изящны и неповторимы, изобилуют подробными мелочами, прекрасно её оживляющими, делающими более похожими на прототип.
В копии обычного дорожного грузового автомобиля работы Губских примерно 150–170 различный деталей, если же это пожарная или военная версия, то их гораздо больше. До сих пор каждую масштабную модель он создаёт вручную с нуля, как в первый раз, во многом повторяя процесс производства прототипа на реальном автомобильном заводе, используя выполненную им же самим из дерева оснастку, для того чтобы получить правильный профиль при сгибании латунной жести, из которой он до сих пор производит рамы и кабины автомобильных миниатюр. И что важно в отличие от множества современных мастеров, не применяя станков, технологии 3D-моделирования и других достижений современного прогресса, Анатолий Иванович способен сделать прекрасную копию автомобиля с множеством мелких деталей и проработанным салоном из пустой консервной банки из-под зелёного горошка, проволоки, обрезка резинового шланга, иглы от использованной одноразовой капельницы, колпачка от старой авторучки, потому что делал уже это не раз.
Анатолий Губских – настоящий художник, создающий подлинные шедевры, поэтому он с гордостью помечает свои модели латинской буквой «G.» (на более поздних моделях «Г.»), означающей первую букву его фамилии. За свою достаточно долгу карьеру мастера масштабных моделей Анатолий Иванович воссоздал в масштабе 1:43 около двух сотен различных автомобилей и транспортных средств тиражами от 1 до 15 штук, не более. Своим коллегам я настоятельно рекомендую при малейшей возможности, если выпадет шанс, не пропустить его модель. И вы убедитесь, что любая работа А.И. Губских – это реальный эксклюзив для самой претенциозной коллекции.