Ретротест автобуса Mercedes-Benz О305
Каюсь, грешен! Испытываю слабость к немецкой технике, особенно созданной на рубеже 1960–1970-х годов, особенно если это рейсовые автобусы, особенно если это Mercedes-Benz.
Мою фуру разгружали около крупного гипермаркета в Иваново. Внезапно появился ОН! Mercedes-Benz О305, как впоследствии выяснилось, 1982 года выпуска… Я пошёл знакомиться. Водитель оказался общительным малым и с удовольствием поведал мне маленькую историю вверенной ему машины, вот только времени у нас обоих было мало: он приехал забирать детей с праздника, а мне надо было вскоре освободить площадку. Но мини-тест всё же состоялся.
Признаюсь, мне уже доводилось водить аналогичные автобусы этой модели, поэтому ничего принципиально нового я для себя не открыл, отличие только в трансмиссии: у испробованных ранее автобусов из родной подмосковной автоколонны она была автоматическая, а у этого экземпляра – классическая «механика». И работает несмотря на возраст не то что великолепно, а просто отменно! Невесомая педаль сцепления и чёткая фиксация длинного изогнутого рычага, конечно же торчащего прямо из пола – так удобно и приятно на ощупь, что даже лишний раз хочется что-нибудь переключить, чтобы насладиться самим процессом.
На несколько минут в моём распоряжении оказалась довольно свободная огромная парковка, какие бывают перед недавно открывшимися торговыми центрами, но всё равно она тесновата, чтобы оценить динамику разгона, но я думаю, что 260-ти «лошадок» вполне достаточно для девятитонного городского автобуса (для сравнения: у ЛиАЗ-5292 двигатель мощностью 240 л.с). А поскольку двигатель расположен сзади, то из кабины водителя он практически не слышен: кажется, что неведомая сила уверенно толкает этот автобус вперёд.
Тонюсенькое двухспицевое и очень большое в диаметре рулевое колесо с красующейся в ступице трёхлучевой звездой хоть и великовато по сегодняшним меркам, зато изящно и совершенно не перекрывает обзор весьма насыщенной приборной доски. Вообще от всего этого гармоничного благополучия исходит ощущение винтажности: создатели этого автобуса явно не стремились поставить его на конвейер к очередной годовщине Великого Октября, им никогда не «перекрывали кислород» заморозкой проекта или недостаточным финансированием, в их распоряжении был достаточный набор доступных конструкционных материалов и необходимых, а не обходных технологий. Через все эти и не только перипетии шёл путь от конструкторского бюро на конвейер у абсолютного большинства образцов отечественного автомобилестроения, и в сравнении – результат налицо…
Широкие двери, мягкие подушки двухместных сидений, пластик «под дерево», неяркое, но достаточное освещение – пассажирам здесь будет уютно. Сейчас много говорят о преимуществах низкопольных городских автобусов, а здесь хоть и лежит путь в салон через пару невысоких ступеней, всё равно они выполнены таким образом, что это не затруднит вход и выход даже пожилому человеку.
«Как не воюй, годы, увы, сильнее…» – поётся в известной песне, и наступил момент, когда наш «МБ 305-й» был списан в Германии и выдворен из страны за ненадобностью… Там уже давно на дорогах более экологичные автобусы. В середине девяностых его приютило одно пассажирское ивановское автотранспортное предприятие и не прогадало. Тогда стоимость нового зарубежного коммерческого транспорта была слишком высока не только для провинциальных, но и для столичных перевозчиков, а имеющийся подвижной состав стремительно приходил в негодность, одновременно с этим простаивало большинство российских автобусных заводов.
Бывшая в употреблении немецкая техника, значительная часть которой и сегодня в технически исправном состоянии, вполне рентабельна в российских городах. Но в то же время, согласитесь, что для старенькой машины чрезвычайно важны умелые и заботливые руки хорошего водителя. Здесь автобусу, носящему сегодня бортовой номер «243», чрезвычайно повезло. Человек, уже долгие годы закреплённый за этой парковой единицей, даже смог убедить руководство воссоздать при ремонте оригинальную заводскую окраску.
Если внимательно присмотреться, на фото видно, что толстые зелёные полосы на кремовом фоне обводят очень тонкие синие черты – так было сделано на заводе в Германии. А в остальном, несмотря на «пережитые» несколько капремонтов, автобус, которому почти 30 лет, чувствует себя сегодня на твёрдую «четвёрку». Все узлы и агрегаты исправны и не прогрессирует износ, управлять тоже легко и приятно, а в день нашего знакомства ему была доверена перевозка детей.
Вспомните наставления из основ эксплуатации автобусов – обязательной части теоретической подготовки водителей категории «Д»: «для перевозки организованных групп детей из подвижного состава автотранспортного предприятия выделяется наилучший, водитель проходит дополнительный инструктаж…». Да, если, следуя упомянутым принципам, в путевом листе этого автобуса стоит отметка «выезд разрешён», то его техническое состояние заслуживает высокой оценки, несмотря на почтенный возраст…
Mercedes-Benz O305 – автобус с заднемоторной компоновкой, производившийся в ФРГ с 1967 по 1987 год. Кроме того, автобусные кузова О305 выпускали в Австралии (Ansair, Freighter Industries, J. W. Bolton, Hillquip, Howard Porter и PMC – Pressed Metal Corp.), Англии (NCB – Northern Counties Motor & Engineering Company Limited и даблдекеры Alexander), Греции (Saracakis), Израиле (Haargaz, Merkavim), Турции (Otomarsan) и ЮАР (Craftsman). Он был разработан для замены Mercedes-Benz O317. Одиночная модель получила индекс O305, cочленённая – O305G, пригородная – O307. Позже O305 на конвейере заменил Mercedes-Benz «400-й» серии.
В основном модель O305 производилась в одноэтажном варианте. Модели O305 и O305G были закуплены для высокоскоростной трассы направляемого автобуса «О-Бан» в городе Аделаида. Однако в Гонконге, Сингапуре, Великобритании и Южной Африке можно встретить и двухэтажные варианты, построенные на шасси O305.
Габаритные размеры, мм | 11 110–11 280х2500х 2592–3000 |
Колёсная база, мм | 5600 |
Масса, кг | 8900 |