Техника индийского производства на DEFEXPO India 2012
По объёмам закупок иностранного вооружения и численности вооружённых сил Индия занимает третье место в мире. Кроме того, в Индии, как и в КНР, самая высокогорная армия. К концу XX столетия эта страна с миллиардным населением пришла с богатым опытом участия в локальных конфликтах и приграничных войнах с Китаем, Пакистаном и португальской колонией Гоа.
Пока в 1990-х в мире шла разрядка в отношениях между двумя сверхдержавами, СССР и США, в Индии ситуация лишь накалялась. Эхо противостояний и тлеющие пожары сепаратистских и межклановых войн даже в XXI столетии даёт о себе знать напряжённостью как внутри страны, так и в отношениях с сопредельными государствами. Явные признаки ухудшения отношений с соседями, возникшие в последние годы, проявляются даже на местных уровнях – в организации сил самообороны в приграничных деревнях и вооружении крестьян стрелковым оружием.
Сложность содержания многомиллионной армии заставляет срочно модернизировать существующий парк военных автомобилей и объявлять тендеры на поставки самой передовой боевой техники и систем. Однако финансовые ограничения по перевооружению всех родов войск заставляют Индию искать собственных производителей. Достаточно сказать, что в вооружённых силах этой страны до сих пор используют лошадей, верблюдов-бактрианов и даже азиатских слонов Elephas maximus!
На проходившем с 29 марта по 1 апреля 2012 г. Defence Expo на Прагати Майдан (Pragati Maidan) был представлен широкий спектр техники, рассчитанный как для поставок вооружённым силам Индии, так и экспорта в Европу, США и Африку, где Индия нашла себе неожиданного конкурента в лице КНР. Бряцание доспехов наших соседей по континенту едва слышно в России, занятой своими вертикалями власти, но, соперничая в ратном деле и в переделе сфер влияния, две миллиардные страны уже не готовы постоять за ценой.
AMW
Компания Asia Motor Works, с 2008 г. активно осваивающая сегмент тяжёлых самосвалов и транспортных средств для добычи полезных ископаемых, уже сейчас имеет 113 представительств и более 1500 сервисных точек AMW Seva. На демонстрации вооружений в рамках Desert Storm rally эта компания, ставшая третьим в стране изготовителем тяжёлых грузовиков, представила свой портфель линейки автомобилей AMW Defence для вооружённых сил Индии, которые будут выпускать на головном предприятии в Бхудже (шт. Гуджарат).
В качестве эксперта компания привлекла Джона Брэгга (John Bregg), который имеет большой опыт конструирования транспортных средств для вооружённых сил армий Европы и Азии. Представлены три ключевых модели для использования в вооружённых силах. Первая новинка – внедорожник AMW 4x4 Troop Carrier для доставки личного состава на передовую и подвоза боеприпасов – разработана с чистого листа.
Были представлены и две машины с использованием кабины Mitsubishi Fuso Fighter '84: пожарная автоцистерна AMW 1623 FT с колёсной формулой 4х2 и тяжёлая ремонтно-эвакуационная машина AMW 2518 Heavy Duty Recovery Vehicle с колёсной формулой 6x4 и 6х6, c телескопической крановой установкой с поворотом стрелы 210º. Новинки будут комплектовать турбодизелями мощностью от 180 до 270 л.с.
Ashok Leyland
Ashok Leyland Ltd с момента производства автомобилей в 1950 г. стала поставщиком транспортных средств для индийской армии и сил правопорядка. Идя по пути унификации, в головном консорциуме Hinduja Group приняли решение о сокращении устаревших модельных рядов гражданских автомобилей, которых только недавно было 25, и параллельно расширить линейку военной продукции.
Основная гамма тактических и логистических грузовиков представлена шестью семействами: Fox, Colt, Stallion, Super Stallion, Rhino и MPV. Кроме этого на грузовых шасси 1616IL и шасси автобусов BS3 выпускают бронированные автобусы для полиции и МО.
Подразделение Ashok Leyland Defence Systems (ALDS) в рамках стратегического партнёрства с французской Panhard General Defense разработало лёгкий тактический автомобиль Colt 4x4 Light Tactical Vehicle (LTV) для сопровождения, патрулирования и обслуживания командного состава. Броневик во многом использует концепцию Panhard VBL (Véhicule Blindé Léger) и демонстрирует отличное соотношение удельной мощности к весу 34 л.с./т, что позволяет монтировать дополнительное вооружение и средства защиты.
Super Stallion HMV 8x8 расширяет линейку грузовиков Stallion II, в которых до сих пор используется кабина Ford Cargo 1982 г. Однако новый флагман имеет со Stallion мало общего. Он – для удовлетворения специальных требований армии при работе на сложных горных и пустынных территориях.
Турбодизель Neptune мощностью 360 л.с. выдаёт крутящий момент 1400 Н∙м. Колёсные редукторы обеспечивают необходимый дорожный просвет. Система централизованной подкачки шин (CITS) будет очень полезна при движении по сыпучим грунтам. Комфорт экипажу обеспечивают кондиционер, ковшеобразные сиденья в эргономичной кабине и подвеска на параболических листах спереди для большей плавности хода. Super Stallion обладает той же универсальностью, что и модель Stallion, и предлагается в виде различных модификаций, например грузовик пехоты или передвижная гаубица.
В последнее время подразделение ALDS совместно с немецким концерном Krauss Maffei Wegmann Gmbh and Co. KG (KMW) начало разработку нового ассортимента продукции, концепций и систем вооружений.
BEML
Концерн Bharat Earth Movers Limited, основанный в мае 1964 г., всецело подчинялся МО Индии до 1992 г. Сейчас компания является вторым по величине производителем горнорудной, землеройной и строительной техники в Азии. Помимо бульдозеров она выпускает сельскохозяйственную технику, железнодорожные платформы и вагоны, электропоезда, дрезины, фрезерно-роторные снегоочистители BS42 и многое другое. Для вооружённых сил компания выпускает понтонно-мостовые переправы, катера, 25-, 40- и 50-тонные трейлеры-тяжеловозы, аэродромные тягачи BA-0G40, ремонтно-эвакуационные машины WZT-3 на шасси танка Т-72М.
Основную производственную линейку логистических машин занимают автомобили «Татра» семейства T815 и T816 с колёсными формулами 4х4, 6х6, 8х8 и 10x10, на которые в BEML монтируют грузовые кузова, крановые установки, платформы для понтонно-мостовых переправ, транспортно-зарядные установки, ракетные системы, командные посты, автокраны, эвакуаторы и т. д. Но истинной сенсацией компании стал BEML-Tatra T816 12х12 – 6-осная пусковая установка ракет класса Prahaar.
Недавно концерн начал поставку автомобилей Wer'wolf Mk II Modular класса MPV (Mine Protected Vehicle) с противоминной защитой. Машину комплектуют 224-сильным (при 2400 об/мин) турбодизелем, развивающим крутящий момент 825 Н∙м в диапазоне 1400–1700 оборотов. Механическая 6-ступенчатая КП Eaton позволяет развить 6-тонной машине 125 км/ч.
В 2011 г. для индийской армии под брендом Tatra в Гималаях был испытан автомобиль Vectra класса LCV. Машина представляет собой американский M715, который состоит на вооружении в Южной Корее под именем Kia KM450.
Force
Force Motors Ltd, поставляет МО Индии автомобили общего назначения. Сама же она специальной продукции не производит. Изготовление усиленных спецверсий Force One SUV и микроавтобусов Traveller (лицензионные Mercedes-Benz T2) отдано на откуп стороннему специализированному предприятию PBC (Индия). В Кувейте компания Armor Force на шасси джипов Force Gurkha Gama 4WD для военных нужд выпускает бронированные 5-дверные универсалы Trax Gurkha, Trax Trishul и Trax Judo.
Hindustan
Основу поставок Hindustan Motors Ltd ранее составлял лишь 10-местный Trekker с 36-сильным дизелем. В 2013 г. завершатся поставки лицензионных полноприводных полуторок RTV Ranger (австралийская Oka LT110), автобусов RTV Cosmo на их базе, среднетоннажников Mascot T-480 FC (шасси английского Bedford). Будут лишь продолжены поставки эмбюленсов и мини-грузовиков Hindustan Winner 1.5 XD для госпиталей, которые выпускают на заводе в Уттарпара при участии китайской компании Shifeng (Шифэн). Кроме того, по заказу полиции, правительств штатов и министерства обороны отдел Armouring division выпускает седаны Ambassador и универсалы Mitsubishi Pajero со скрытым бронированием против пуль калибра 9 мм (SMC) и 7,62 мм (SLR и АК-47).
Mahindra
Многопрофильная компания Mahindra & Mahindra Limited на шасси автомобилей семейства Bolero для МО Индии самостоятельно начала поставку специализированных версий 3-дверного патрульного джипа Striker и пикапа Rakshak со спаренным автоматическим стрелковым вооружением.
В 2012 г. был представлен бронированный автомобиль Marksman 4x4, ориентированный для служб по борьбе с терроризмом, и окончательная версия лёгкого тактического 4,4-метрового багги Axe MP70 с независимой подвеской всех колёс, который для высокогорных частей будут поставлять в усиленной утеплённой версии. Обе новинки оборудованы рядной 275-сильной «шестёркой» GM Vortec 4200 от Chevy Blazer, но для Axe MP70 также предусмотрена рядная 2,7-литровая «четвёрка» от SsangYong Rextron.
PBC
Кузовная компания Parkash Body Construction Pvt Co. Ltd более известна своими перронными, школьными, городскими и туристскими автобусами, а также строительством передвижных VIP-офисов. Однако с момента основания главной её деятельностью являлось бронирование автомобилей Tata, и тут их выпускают огромное количество. Сейчас здесь производят бронированные кузова с противопульной защитой BPV (Bullet Proof Vehicles) на усиленных шасси внедорожников Tata Gurkha и Mahindra Bolero. Кроме того, на полноприводных шасси Tata LPA 713 для нужд спецслужб, полиции и министерства обороны выпускают широкий спектр бронированных автомобилей с противопульной защитой.
SLDSL
Shri Lakshmi Defence Solutions Ltd (SLDSL) из Канпура в российской и украинской прессе знакома по недавно созданному бронированному автомобилю КрАЗ-01-1-11/SLDSL (см. «ГП» № 9, 2012 г.).
Основу поставок составляют бронированные автомобили с противоминной защитой DHRUV-ATC и SLDSL Viper. Сейчас компания не оставляет попыток пробиться на рынок вооружений с багги класса LAMV.
Tata
Дивизион Tata Motors Defence на DEFEXPO India 2012 выступил широким фронтом. Большой интерес вызвал совершенно потрясающий блиндированный электромобиль MBPV (Micro Proof Bullet Vehicle) для дежурства внутри терминалов аэропортов, вокзалов и подобных инфраструктур. Машина оборудована верхним люком, рассчитана для элитных сил правопорядка и военной полиции для штурма внутри зданий. Конфигурация корпуса с противопульной защитой позволяет отсечь осколки лёгких гранат. Аккумуляторы позволяют работать в течение 6 ч, а благодаря полному приводу и независимой подвеске всех колёс эта бронекапсула может подниматься по лестничным маршам с коридором 2 м. Максимальная скорость машины массой 1100 кг составляет 20 км/ч.
Вторая новинка – лёгкий броневик Tata LAV 4x4 – базируется на усиленном шасси 5-дверного внедорожника Tata Sumo, выпускаемого с 1994 г. Как отмечают специалисты, возможности базовой модели уже выжаты до предела и в таком усиленном варианте выглядит попыткой концерна Tata сделать броневик малой кровью.
Необходимость в лёгких тактических многофункциональных транспортных средствах типа американского M715, выпускавшегося до Hummer американским концерном AMC (подразделение American Motors General), заставила создать многофункциональное транспортное средство Tata LSV (Light Specialist Vehicle). Сравнительные тесты в пустыне и высокогорьях Гималаев, где участвовали AMG M715 (в Индии его продвигают под маркой Tatra Vectra), Mahindra Axe MP70, и баллистические испытания показали преимущества новинки перед американским аналогом.
Tata LPA 713 служит хорошей основой для разного рода грозных версий среди которых автомобили класса LATC (Light Armored Troop Carried), инкассаторские броневики, бронированные спецавтобусы и «санитарки». На этот раз была представлена версия Mobile Bunker, оборудованная системами жизнеобеспечения экипажа и десанта с уровнем защиты NIJ-III. Внешне машина мало отличима от бронированных версий, выпускаемых Tata Motors Defence и PBC.
Дивизион Tata Motors Defence Vehicles на Defence Expo 2012 впервые представила армейские тяжеловозы Tata LPTA 3142 8x8 (см. «ГП» № 10, 2011 г.) для монтажа артсистем и оборудования, а также броневики 4х4 MPV (см. там же).