Опубликовано: ГП 04-2019
Механизация прицепа воспроизведена максимально правдоподобно. На погрузке – Mercedes-AMG GT 63 4MATIC+ 4-door Coupé в масштабе 1:18 цвета designo graphite grey magno. Такая модель стоит € 109.90
Десять килограммов

Автовоз Mercedes-Benz Actros с кабиной FH25 GigaSpace в масштабе 1:18 от NZG-Modelle GmbH

Денис Орлов
Фото Daimler AG, CMC models, KK-Scale UG, Minichamps, Premium-ClassiXXs, Schuco, ÖNB Bildarchiv und Grafiksammlung (POR)

Тягач Mercedes-Benz Actros с кабиной FH25 GigaSpace и прицеп-автовоз в масштабе 1:18 занимают в длину 113 сантиметров и весят целых 10 килограммов. Столь редкое предложение на рынке масштабных моделей-копий сделала компания NZG-Modelle GmbH из Нюрнберга

NZG-Modelle GmbH – признанный авторитет в классическом масштабе 1:50, принятом для копирования грузовой и строительной техники. Компании перевалило за полста: Бетти Хауэр и Герхард Шмидт учредили её 1 октября 1968 года. Оба прежде трудились в старинной фирме детских игрушек Strenco-Gescha. Верная заветам нюрнбергских игрушечников, пара принялась за дело в глухой комнатке на третьем этаже над мебельным магазином на Тафельфельд-штрассе. Начали с уменьшенного в 50 раз экскаватора Weserhütte HW 70.

Марку своему предприятию выбрали незамысловатую: NZG – Nürnberger Zinkdruckguss-Modelle GmbH, «Нюрнбергские модели из цинкового сплава». Не ошиблись и с выбором объекта копирования: именно направление на строительную, дорожную и промышленную технику ляжет в основу успеха NZG. Дело разраслось и вскоре компания переехала на Зигмундштрассе, дом 147, где и находится по сей день.

В 1986 году дело подхватили дочери основателей, Инге Людвиг и Аннелора Хауэр. В 2000-м Аннелора уступила свою долю сводной сестре, так что с тех пор делом управляют Инге с мужем. За всю историю NZG-Modelle GmbH выпустила свыше 700 различных копий-пятидесяток. В пиковые годы производство доходило до 400 тысяч штук.

Тягач и прицеп-автовоз на выбор предлагаются либо чёрного, либо серебристого цвета

Гримаса рынка

Насыщение рынка, усиление конкурентной борьбы, технологический прорыв в «цифру» и (ещё один немаловажный фактор!) перенос производства в Китай смешали карты старинных нюрнбергских игрушечников. У многих тогда, на рубеже «нулевых», начались метания: компании повсеместно уходили из традиционных масштабов, переключались с копирования легковых автомобилей на грузовики и военную технику и наоборот. Кто-то заменял цинковый сплав пластмассой, кто-то от готовых изделий обращался к склейкам. Лихорадит игрушечников и по сей день, тем более, что в наши дни возникло ещё одно существенное основание для беспокойства – если прежде для подростка лучшим подарком была «моделька», то новое поколение ждёт от родителей электронные гаджеты. А цены иных моделей-копий вполне сопоставимы со стоимостью смартфонов.

Детали оформления чёрного тягача слегка отличаются. Среди Mercedes-Benz Actros нет модификации 63. Вероятно, на шильдике должно стоять 1863 – автомобиль полной массой 18 т с двигателем мощностью 630 л.с.

В этих условиях мастерскую NZG, как и её соперников (в первую очередь, конечно, Conrad, дочернюю марку компании Strenco-Gescha), выручают заказы на так называемые «промоушн-модели». Их в рекламных и презентационных целях широко используют производители «полноразмерной» техники – автомобилей, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин. Взрослые дяденьки в строгих костюмах где-то в глубине души – те же мальчишки! Для них модель в масштабе 1:50 являлась отличным подарком на память о посещении завода или выставки. Достаточно компактная, чтобы уместиться в портфеле, и в то же время увесистая, модель оставляла ощущение основательной, дорогой вещи. При этом дарителю такой сувенир обходился в сущие копейки – это же оптовый заказ! Расходы на это в бюджетах компаний традиционно проводят по статье «сувенирная продукция».

Игрушки? Сувениры? Ещё Андрэ Ситроен в далёкие 1920-е годы не уставал повторять, что ребёнок, которому подарили жестяную машинку Jouets Citroën завтра придёт покупать настоящий Citroën. Всякая уважающая себя автомобильная марка уделяет достаточное внимание сувенирным моделям, соотнося их ассортимент с финансовыми возможностями своих клиентов. Марка Mercedes-Benz – премиальная, для людей состоятельных, поэтому на полках в автосалонах её дилеров можно увидеть масштабные модели-копии стоимостью в несколько сотен евро. И всё же, где пределы? Автовоз в восемнадцатом масштабе! Такого ни от заказчика – концерна Daimler AG, ни от исполнителя – NZG-Modelle GmbH, не ждал никто. В официальном каталоге масштабных моделей Daimler AG это вообще – первый автовоз!

Серебристый Actros 1863 Edition 1 был представлен как спецвыпуск, приуроченный к Ганноверскому автосалону IAA 2018

Автовоз NZG сам по себе весит десять килограммов, да и везёт на себе шесть уменьшенных в 18 раз автомобилей, весом по полкило каждая. Не игрушка! Тут стандартное предупреждение о том, что модель не подходит для детей младше 14 лет, приобретает новый смысл. Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации определяет санитарные правила и нормы условий и видов работ профессионального обучения и труда подростков (СанПиН 2.4.6.664-97). В пункте 2.5 этого документа заданы предельные «величины показателей тяжести трудового процесса подростков». Мальчикам возраста 14 лет допускается поднимать не более 6 кг постоянно в течение рабочего дня и не более 12 кг, если это чередуется с другими видами работ и происходит не чаще двух раз в час.

Чтобы собрать такой набор Mercedes-Benz (X-Class, CLS, V-Class, GLE, A-Class и GT 63 4MATIC+ 4-door Coupé), нужно заплатить ещё € 549,4. Все модели выкрашены в цвета из палитры полноразмерных автомобилей

Прицеп – дело наживное

Выпуск копии тягача Actros четвёртого поколения был приурочен компанией NZG-Modelle GmbH к началу производства оригинала в 2012 году. Сначала, как водится, в пятьдесят раз меньше натуральной величины. И только в 2017-м дошло дело до масштаба 1:18. Прежде на такой размерчик NZG-Modelle GmbH даже не замахивалась (хотя в её каталоге есть многоосные автокраны Liebherr в М1:50 с высотой стрелы 2,5 м). Целых два года «седельник» жил сиротливо, полагаясь на то, что его обладатель прикупит где-нибудь на стороне полуприцеп того же масштаба, и шкворень без проблем войдёт в гнездо седельно-сцепного устройства тягача.

Тягач NZG обладает интересной особенностью: в кабину вставлена батарейка-таблетка, и при помощи небольшого переключателя в полу перед пассажирским креслом можно включать светодиодную подсветку трёхлучёвой звезды на облицовке кабины или салонное освещение.

Автовоз анонимный. Однако в каталоге NZG-Modelle GmbH, где он уже тоже появился, прототип назван Lohr. Насколько подробно воспроизведён пульт управления механизацией!

За эти два года тягач предлагался в разных расцветках, в лимитированных сериях, но обязательно с наружными зеркалами заднего обзора. На новой версии их нет – заменены камерами заднего обзора MirrorCam. Изменения, соответствующие данному дивайсу, претерпело и рабочее место водителя – справа и слева от передней панели появились экраны. А, надо заметить, салон у модели проработан с высочайшей тщательностью вплоть до поворотных подлокотников. Наконец, тягач получил свой первый прицеп производства NZG-Modelle GmbH. В Daimler AG признаются, что это стало для них необычным опытом. Разработка прицепа заняла 10 месяцев. Длиной 96,5 см, шириной 22,5 см и высотой 13,7 см он состоит из 504 деталей; 167 из них отлиты из цинкового сплава, 80 – из пластмассы и ещё 32 изготовлены методом фототравления. Они соединены воедино 225 болтами, шпильками и заклёпками. В «мерседесовском» каталоге сувенирных изделий этот прицеп-автовоз, способный вместить до семи моделей-копий легковых автомобилей в М1:18, стоит € 399.90.

Тягач Mercedes-Benz Actros с кабиной FH25 GigaSpace состоит из 59 цинковых, 225 пластмассовых и 10 фототравленных деталей, соединённых 154 болтами, шпильками и заклёпками. За него в каталоге просят € 259.90.

Автопоезд в сцепе выйдет дешевле – всего € 629.90. Что странно, в каталоге NZG-Modelle GmbH расценки выше: за тягач хотят € 298, а за прицеп-автовоз – € 499. Заявлен также полуприцеп-контейнеровоз с 40-футовым контейнером, за 489 евро. Правда, в каталоге NZG-Modelle GmbH всё это значится как изделия, которые ещё только поступят в продажу, а на полках у дилеров Mercedes-Benz автопоезд уже появился.

Полка выдержит?

Выпустить модель-копию в масштабе 1:18 почти то же самое, что поставить на производство настоящий грузовик: настолько современные технологии позволяют детализировать объект. Конкуренция среди моделей грузовиков – это конкуренция детализации. У модели транспортёра гоночных болидов на базе грузовика Mercedes-Benz Lo 2750 (1934–1938 гг.), созданной в компании CMC (Classic Model Cars), 2365 деталей! Из них 1991 – металлические. Это удивительное изделие признали «Лучшей моделью грузовика 2018 года». Впрочем, и стоит результат немало – $764, а если ещё и с моделью гоночного болида внутри, то и все $899. Учредители CMC – немец Герберт Никерл и китаянка Цзя Шусяо, муж и жена, предлагают широчайший выбор легковых автомобилей в масштабе 1:18, а вот грузовых в их каталоге только пять – и все марки Mercedes-Benz.

Эвакуатор Mercedes-Benz LP 608 гоночной команды Martini-Racing (1970-е) мастерской Premium-ClassiXXs
Старейший германский игрушечник Schuco предлагает копию Mercedes-Benz Unimog U 401 (1951 г.) с… тушей кабана в кузове
Под маркой Road-Kings Мартина и Мартин Косманн из мастерской KK-Scale UG (основана в 2013 г.) предлагают Mercedes-Benz LPS 1632 (1969 г.)
Пожарная автолестница Mercedes-Benz L 6600 DL30 (1950 г.) немецкой фирмы Minichamps изготовлена всего в 500 экземплярах
Ещё один Schuco – Mercedes-Benz L 322 (1959–1963 гг.)
Фургон Mercedes-Benz L 319 (1956–1967 гг.) французской компании Norev. Она делает также в М1:18 фургон Mercedes-Benz Sprinter, пикап V-Class и ещё ряд моделей

Станет ли признание заслуг CMC побудительным мотивом для широкого выпуска грузовиков в масштабе 1:18? Готовые модели грузовой техники по-прежнему редкость. Неподъёмность в килограммах напрямую связана с неподъёмностью финансовой: металл нынче дорог. Впрочем, пафосный германский модельный стартап Premium ClassiXXs свои модели делает из полимера. Мастерскую основали в 2002 году Питер Бруннер и Томас Рошман. В их моделях ничего не открывается, зато обеспечивается высокая копийность. Сегодня мастерская Premium ClassiXXs стала отделением производителя игрушек BUB GmbH.

Mercedes-Benz Lo 2750 (1934–1938 гг.) от мастерской CMC
Транспортёр гоночной команды Mercedes-Benz Lo 2750 с болидом Mercedes-Benz W25 в кузове выпущен тиражом 1000 штук. Мастерская CMC
Ещё один «гоночный» грузовик Mercedes-Benz от CMC – Rennwagen-Schnelltransporter (1955 г.) cо спортивным Mercedes-Benz 300SLR «Dirty hero»

То, что увлечённый собиранием уменьшенных копий грузовиков Mercedes-Benz может собрать довольно представительную коллекцию в 18-м масштабе, свидетельствует прежде всего о популярности первообраза. Можно даже прицепом-автовозом обзавестись, их разработал и выпускает румынский моделист Михай Негу в своей мастерской MNtrailers в городке Кампина.

Размер исторического масштаба

Модель-копию автопоезда ÖAF-745G (6DN-130) с полуприцепом-рефрижератором Tranberg в крупном масштабе (предположительно 1:18 или 1:20) преподнесли Никите Сергеевичу Хрущёву представители Österreichische Automobil-Fabrik. Советский лидер посетил завод ÖAF в пригороде Вены Флорисдорфе 1 июля 1960 года в рамках своего первого турне в Австрию. Местной прессой поездка была воспринята как «окончание холодной войны», а известный кинодокументалист Роман Кармен снял цветной фильм о ней. Выступая перед рабочими, Хрущев заявил: «Я, знаете, как богатый купец, приехавший на ярмарку: всю австрийскую продукцию, которую вы готовы продать, заверните, – и мы покупаем!» И затем добавил, что «хладопоезда вашего завода, перевозящие в СССР мясо и масло, способствуют потеплению отношений между нами». Первые тягачи ÖAF с полуприцепами-рефрижераторами Tranberg поступили к нам в 1955 году. Всего их было закуплено около 1000 штук. В свою очередь, завод ÖAF выступал дистрибьютором советских легковых автомобилей в Австрии.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию