История автомобилей Land-Rover
В 1980 году южноафриканский режиссёр Джэми Юйс снял кинокомедию «Боги, возможно, сошли с ума». Главный герой, незадачливый натуралист Эндрю Стейн, ремонтировал свой Land-Rover, подвешивая его за трос к дереву. Однажды он забыл выключить лебёдку, и вездеход не просто приподнял передний мост, а повис на ветвях грушей. В реальной истории марки случалось и не такое.
Военная техника
Британские заводы всегда ориентировались на военный заказ, как на гарантию стабильности. Несколько проектов Land-Rover не получили развития именно потому, что армия отнеслась к ним прохладно.
Среди удачных и известных, причём скандально, проектов – бронеавтомобили Shorland. Первый Shorland сконструирован на шасси Land Rover IIа с базой 109 дюймов инженером Фредериком Батлером по заказу Royal Ulster Constabulary – Королевского полицейского управления Ольстера. Каждый школьник в 1970-е годы знал о кровопролитных стычках полиции с местными активистами-католиками, отстаивающими независимость Северной Ирландии от метрополии.
Shorland – это акроним от Short Brothers & Harland. Эта компания из Белфаста знаменита своими самолётами-амфибиями. А бронеавтомобили она выпускала с октября 1965 года. В компании заправляли лоялисты – протестанты, сторонники твёрдой руки Лондона. Поэтому броня Shorland всегда была сварена очень добротно (хотя поначалу и не отличалась особой прочностью). Вооружался бронеавтомобиль пулемётом. 30 Browning и спаренным с ним 7,62-мм пулемётом FN. Shorland развивал идеи первых британских броневиков, на каких королевская армия воевала против сторонников независимости Ирландии ещё в 1919 году. Так, он оснащался задним постом управления, чтобы покидать поле боя, не тратя времени на разворот.
Интересно, что Shorland первым среди Land-Rover получил фары в крыльях! На вездеходах они всё ещё были врезаны в решётку радиатора. Но двигатель 3,3-тонного броневика постоянно работал под нагрузкой, задыхаясь от нехватки свежего воздуха. Вот фары и перенесли, чтобы расширить решётку радиатора. А первые серийные Land-Rover с фарами в крыльях появились только в 1968 году. Им дадут обидную кличку bugeye («пучеглазый»). Только год спустя дизайнер Дэвид Бэйч найдёт, как поизящнее оформить это решение.
Королевскому полицейскому управлению Ольстера требовалось около 450 спецавтомобилей. Их разработку и выпуск взяли под свой контроль. Возглавил отдел офицер Эрни Лусти. Родятся такие модели, как Simba, Shenzi, Tangi, и тоже с жандармской репутацией.
А вот из настоящих военных Land-Rover, пожалуй, наиболее известна «розовая пантера». Это вездеход сил специального назначения SAS. Характерен его окрас под цвет Аравийской пустыни. Незадолго до появления вездехода в прокат вышла криминальная кинокомедия «Розовая пантера», отсюда и прозвище. Для выпуска «пантер» подрядили мастерскую Marshall в Кембридже. Всего построили 72 таких Series 11A 109" SAS «Pink Panther». Подобного рода SOV («вездеходы для спецопераций») делали вплоть до 2000-х годов, в последнее время – на усиленном шасси Defender XD110 (XD – eXtra Duty), известном как Wolf («Волк»).
Нельзя обойти вниманием трёхосные модификации. В самой Великобритании такие конверсии выполняла компания Hotspur Cars Ltd из Западного Гламоргэна под маркой Sandringham 6. Их отличала колёсная база 125 или 139" (3175 и 3531 мм) до средней оси и грузоподъёмность в две тонны. На таких шасси Hotspur с 1984 года делала также и 14-местные бронетранспортёры Hussar.
Дальше других шагнула крохотная мастерская Foers Engineering из Хэксема. Её вездеходы Ibex отличаются пространственной рамой (монококом) из гальванизированной стали. Силовые агрегаты, трансмиссия, мосты – от Land-Rover Defender. Производственная программа включает в том числе и трёхосные Ibex 330 с колёсной базой до средней оси 3300 мм и Idex 360 с колёсной базой 3675 мм.
Многообразию выбора Land-Rover обязан прежде всего партнёрским конверсиям. Но есть и исключение – австралийские Land-Rover Perentie. Изначально так, «Перенти», назывался тендер на замену изношенных армейских Land-Rover, объявленный в июне 1982 года отделом закупок Департамента административной службы Австралии. На языке аборигенов «перенти» зовут самую крупную из живущих на континенте ящериц Varanus giganteus. От других её отличает способность долго бежать с высокой, до 30 км/ч, скоростью.
В тендере участвовали Jeep, Mercedes-Benz и сразу несколько Land-Rover. Победил Land-Rover. Однако автомобили, пошедшие в войска, заметно отличались даже от усиленных версий для британской армии. В особенности – 6х6. Хотя в их основе и лежит конструкция Hotspur Sandringham 6, они шире, 2050 против 1676 мм, и существенно тяжелее. Полная масса достигает 5,6 т против 3,63 т у британского прототипа. Оснащён Perentie дизелем Isuzu мощностью 122 л.с. При этом грузоподъёмность не увеличилась – те же две тонны. Автомобили выпускали на заводе Land-Rover в городке Ливерпуль округа западный Сидней с 1987 по 1992 год. Построили 2500 однотонников 4х4 и 400 двухтонников 6х6. А с 1994 по 1998 год сделали дополнительную партию в 270 машин в рамках проекта «Бушрейнджер». К слову, это не первый случай, когда Land-Rover делают за пределами метрополии: в 1952–1956 годах бельгийская Société Nouvelle Minerva собирала у себя Land-Rover 80, а по её примеру компания Tempo из Гамбурга также строила этот вездеход с 1953 по 1956 год. Наиболее продолжительные отношения связывали Land-Rover с испанским производителем Santana.
Военным Land-Rover впору посвящать отдельную статью. Пока же отмечу ещё один необычный вездеход – полугусеничный Centaur. Его спроектировала компания Laird, унаследовавшая производство от знаменитой фирмы Saunders-Roe (SaRo). Та прославилась своими самолётами-амфибиями, вертолётами, кузовами для лондонских автобусов, патрульными катерами и первым в истории работоспособным судном на воздушной подушке. «Кентаврами» хотели загрузить филиал в городке Лланфэс, что на острове Англези (Северный Уэльс). Там в годы Второй мировой войны собирали поступавшие из США самолёты-амфибии «Каталина». Тот же филиал в 1955 году построил первый микроавтобус на шасси Land-Rover с изящным кузовом из стеклопластика.
Centaur использовал укороченный на два опорных катка гусеничный ход от лёгкого танка Albion FV101 Scorpion. Привод на переднюю ведущую звёздочку осуществлялся от стандартного заднего моста вездехода Land-Rover V8 Stage 1. «Кентавра» разработали в инициативном порядке и построили всего восемь прототипов. Британские военные от него отказались, и это решило судьбу и проекта, и завода в Лланфасе.