Опубликовано: ГП 04-2019
Механические сюрпризы Сорокина

28-я выставка «Олдтаймер-галерея» Ильи Сорокина

Денис Орлов, фото автора

Каждая выставка «Олдтаймер-галерея» Ильи Сорокина преподносит сюрпризы. Не стала исключением и нынешняя, 28-я по счёту. Она прошла под девизом «Фестиваль технических музеев». Целых 26 российских музеев, больших и малых, государственных и частных, показали свои сокровища – от макета «гусеничного вагона» 1888 года конструкции Фёдора Абрамовича Блинова (из музея истории отечественного тракторостроения) до колёсно-шагающего марсохода «Марс-96» (из собрания музея ИКИ РАН) и самых необычных велосипедов (из Веломузея Андрея Мятиева). В дни «Олдтаймер-галереи» в московском парке Сокольники неподдельным интересом пользовались не только автомобили и мотоциклы, но и телефоны, фотоаппараты, космические спутники, печатные станки, трамваи. Получилось интересно и познавательно.

В экспозиции Политехнического музея представлен окончательно восстановленный [b]Phänomobil 1911 года[/b] с 2-цилиндровым V-образным мотором, установленным на вилке переднего колеса. Привод также на переднее колесо. Управляется Phänomobil рычагом-поводком («бычьим хвостом»), поэтому его правильнее причислять не к автомобилям, а к трёхколёсным мотоциклам. В Германии подобные машины работали таксомоторами и развозили небольшие (до 200 кг) партии грузов
[b]Так называемый «танк Игнатьева»[/b] в экспозиции Политехнического музея – предтеча дистанционно управляемых танкеток Goliath, которые во Вторую мировую войну применила германская армия. В отличие от немецких танкеток изобретение подпоручика Александра Михайловича Игнатьева перемещалась исключительно мускульной силой оператора, тянувшего за трос. Кинематика устроена так, что когда солдат тянул трос на себя, «танк» двигался по направлению к вражеским позициям. «Танк» должен зацеплять крюками проволочные заграждения и растаскивать их перед началом атаки. Удивительную находку в фондах сделал сотрудник «Политеха» Максим Карташёв
Прекрасно восстановленные [b]трёхколёсные грузовые мотороллеры «Вятка»[/b] Вятско-Полянского машиностроительного завода: [b]трёхместный МГ-150Т «Турист» и самосвал МГ-150С (1960 г.)[/b] в экспозиции музея автомобильной техники УГМК из города Верхняя Пышма Свердловской области. Мотороллеры оснащались двухтактными одноцилиндровыми двигателями рабочим объёмом 148 cм[sup]3[/sup]. Мощность – 5,5 л.с. Привод – на задние колёса, цепной, от ведущего моста с дифференциалом, сблокированным с коробкой передач
Прекрасно восстановленные [b]трёхколёсные грузовые мотороллеры «Вятка»[/b] Вятско-Полянского машиностроительного завода: [b]трёхместный МГ-150Т «Турист» и самосвал МГ-150С (1960 г.)[/b] в экспозиции музея автомобильной техники УГМК из города Верхняя Пышма Свердловской области. Мотороллеры оснащались двухтактными одноцилиндровыми двигателями рабочим объёмом 148 cм[sup]3[/sup]. Мощность – 5,5 л.с. Привод – на задние колёса, цепной, от ведущего моста с дифференциалом, сблокированным с коробкой передач
[b]Пикап ГАЗ-4[/b] долгое время был достопримечательностью Сургута. Его хозяин прошёл на нём дорогами войны и однажды даже подорвался правым колесом на противопехотной мине. Разыскал и привёл пикап в первозданный вид известный реставратор Михаил Васильев. В своё время «эмка», восстановленная реставраторской династией, Дмитрием Николаевичем и Михаилом Васильевыми, снималась в знаменитой драме «Хрусталёв, машину!» режиссёра Алексея Германа и многих других картинах
[b]Боевая разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 (ГАЗ-40П)[/b] на стенде межрегиональной общественной организации «Военно-Техническое Общество». Судя по форме лючков амбразур, это вариант, выпускавшийся с 1962 по 1965 год. Всего же с 1959 по 1965 год сделано около 10 тысяч ГАЗ-40П, служивших также основой для целого ряда боевых машин
Один из старейших [b]сотрудников института НАМИ дизайнер Владимир Дмитриевич Куранов[/b] у масштабного макета НАМИ-0159, выполненного в 1974 году по его эскизам. Место водителя в этом автобусе было перенесено на крышу, чем высвободили несколько дополнительных мест в салоне. После завершения испытаний уникальный НАМИ-0159 забросили и сдали в металлолом. Сегодня ФГУП «НАМИ» собирает воедино крупицы своей богатейшей истории, к которой в минувшие годы относились весьма легкомысленно. От многих интересных проектов института не осталось даже отчётов, не то что макетов или действующих образцов
Один из старейших сотрудников института НАМИ дизайнер Владимир Дмитриевич Куранов у масштабного макета НАМИ-0159, выполненного в 1974 году по его эскизам. Место водителя в этом автобусе было перенесено на крышу, чем высвободили несколько дополнительных мест в салоне. После завершения испытаний уникальный НАМИ-0159 забросили и сдали в металлолом. Сегодня ФГУП «НАМИ» собирает воедино крупицы своей богатейшей истории, к которой в минувшие годы относились весьма легкомысленно. От многих интересных проектов института не осталось даже отчётов, не то что макетов или действующих образцов
[b]«Пикап ФЗУ»[/b] – ещё одна уникальная премьера. Разработан и выпущен в количестве 4 штук в мастерских фабрично-заводского училища (ФЗУ) Горьковского автозавода. Шасси – ГАЗ-415, кабина – от ГАЗ-АА. Найден в посёлке Курбатово Воронежской области и восстановлен реставратором Михаилом Васильевым
[b]Снегоход ГВМ-2[/b] построен в 1985 году в Оренбурге Михаилом Филипповичем Гундриным и его сыном Всеволодом. Название машины расшифровывается как «Гундрины, Михаил и Всеволод, второй образец». В передней секции корпуса расположена кабина на четыре человека, в задней – моторный отсек, где продольно размещён силовой агрегат УАЗ-469. От коробки передач вращение передаётся малым карданным валом ГАЗ-69 к главной передаче ГАЗ-69 и укороченными полуосями ГАЗ-69 – на двойную цепную передачу движителя. В качестве движителя выступает либо гусеничный ход, либо (в условиях эксплуатации летом) единственное колесо с шиной размерностью 930х305 мм от самолёта Ту-134. Опирается конструкция на четыре лыжи, заменяемые летом колёсами с авиационными шинами 600х180 мм. Снегоход на 80% состоит  из готовых узлов. Гундрины зарегистрировали ГВМ-2 в ГАИ, получили регистрационные номера и ездили на нём по Оренбургу. Выпустить партию из 40 таких снегоходов помешали обстоятельства
[b]«Москвич-420-422» (1954 г.)[/b] с полностью сохранившимся деревянным каркасом кузова подготовлен к показу на «Олдтаймер-галерее» в мастерской Максима Мира (г. Пушкино Московской области)
«Москвич-420-422» (1954 г.) с полностью сохранившимся деревянным каркасом кузова подготовлен к показу на «Олдтаймер-галерее» в мастерской Максима Мира (г. Пушкино Московской области)
[b]Автобус TA-6[/b] Тартусского авторемонтного завода №3 (Tartu Autoremonditehas №3), 1958 год. В период с 1957 по 1961 год заводом построено 1338 автобусов ТА-6 на шасси ГАЗ-51А. Организации Эстонской Советской Социалистической Республики возвращали изношенные автобусы заводу для капремонта. Их не просто приводили в порядок, но и вносили усовершенствования в конструкцию. Счёт новым и отремонтированным автобусам вели общий. Таким образом, к 1992 году насчитали около 2700 автобусов ТА-6
Реплика из музея индустриальной культуры Евгения Шаманского. Два [b]«Москвич-408 Турист»[/b] (один с алюминиевыми наружными панелями кузова, другой – с электронным впрыском топлива), создали на МЗМА в 1963 году как варианты развития модельного ряда
В экспозиции автомотовыставки «Ретрогараж» из города Саров – наша «полуторка» ГАЗ-ММ и немецкий [b]кюбельваген Mercedes-Benz 170 VK[/b]. Оба восстановлены в мастерской Simonov Motors. Директор «Ретрогаража» Алексей Викторович Морозов сетует: мало посетителей! Саров – один из самых закрытых городов России, посещение его строго ограничено
Искусственный спутник Земли ПС-1 и [b]вездеход-амфибия «Арго»[/b] – почти ровесники. Это было время творческих порывов и свершений. «Арго» создан по инициативе начальника группы гидростатического привода ГСКБ Челябинского тракторного завода Максима Николаевича Мельниченко. Корпус «Арго» состоит из двух герметичных секций, склёпанных из алюминиевого листа. Поворачивает «Арго», изменяя взаимное положение секций. Кроме того, маневрирование осуществляется подтормаживанием колёс с одного борта. В передней секции размещаются водитель и пассажиры, в задней – двигатель от ГАЗ М20 «Победа» и гидронасос. «Арго» оснащён гидростатическим приводом: в нём используется рабочая жидкость, силу и направление потока которой регулирует гидронасос. В ступицах всех восьми колёс установлены гидромоторы, превращающие силу потока в механическую работу. Движение на плаву обеспечивается вращением колёс
[b]Боевую техничку «Москвич-427» советской команды на ралли Tour d’Europe 1973[/b] года воссоздали Дмитрий Ольшевец, Александр Цуцуяну и Владимир Якунин. Две такие машины с усиленной ходовой частью, доверху навьюченные запасными частями и инструментом, сопровождали раллийные «Москвичи-412» на международных соревнованиях. Задача ставилась следовать за ними не отрываясь, сколь бы быстро те не ехали
Сенсация выставки – уникальная [b]реактивная установка БМ-8-36 на шасси ЗиС-6[/b]. Найдена в 2015 году энтузиастами старой техники из Наро-Фоминска Андреем Гусевым, Владимиром Карасёвым и Романом Матинским на местах боёв Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции 1942 года. Автомобиль хоть и посечён осколками, но на ходу
[b]Мотоцикл Hamlet[/b] выпускался в Дании в 1904-1943 гг. Единственный в мире образец был восстановлен из найденной ходовой части, двигателя и бензобака обнаруженных при переезде Политехнического музея на новое место. Второй экспонат Политеха – мотоцикл D-Rad (на заднем плане). Предположительно именно этот экземпляр Сергей Павлович Королёв продал своему другу Петру Фролову
Реплика предвоенного фаэтона [b]КИМ-10-51[/b] из коллекции Музея автомобильной техники в г. Верхняя Пышма Свердловской области. Собрание УГМК входит в пятёрку самых содержательных автомобильных коллекций России
Реплика предвоенного фаэтона КИМ-10-51 из коллекции Музея автомобильной техники в г. Верхняя Пышма Свердловской области. Собрание УГМК входит в пятёрку самых содержательных автомобильных коллекций России
Комментировать ... >>
Loading...