Опубликовано: ГП 12-2012
Сильное звено

Автомобиль «Урал-432065» со сменными надстройками

Максим Шелепенков, фото автора

В своё время мне посчастливилось участвовать в тестовых заездах первого опытного образца сельскохозяйственного автомобиля «Урал-432091». Два года спустя на том же опытном поле Владимирской машинно-испытательной станции (Владимирская МИС) я сидел за рулём предсерийного прототипа «Урал-432065».

В 2010 году, несмотря на оптимистичные речи создателей новой машины о её уникальности и незаменимости в сельском хозяйстве, перспективы нового «Урала» я оценивал как весьма туманные. Не потому что машина была плоха – машина как раз показала себя отлично! Но история знает не один пример, когда достойная в целом конструкция была безнадёжно похоронена бюрократической системой. Уж слишком много всего должно было удачно срастись, в том числе и «на самом верху», чтобы в стране дали «зелёный свет» не просто новой машине, а целому направлению новой сельскохозяйственной техники, несмотря на то, что делалась она по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Ведь изначально задумывался не просто ещё один транспортный грузовик, приспособленный для перевозки сельскохозяйственных грузов, разрабатывалось новое транспортное средство, способное замкнуть технологическую цепочку в деле выращивания и сбора урожая.

У сельскохозяйственного «Урала» оригинальный интерьер кабины

Многофункциональность в теории

Обычному грузовику сложно работать в поле рядом с уборочными машинами, особенно если речь идёт о сборе урожая картофеля или свеклы, да ещё в период осенних дождей. Для этих целей требуется автомобиль повышенной проходимости, способный буквально «ползти» в поле рядом с комбайном на низшей передаче, а на шоссе развивать высокую транспортную скорость. Но вот незадача – стоимость таких специализированных автомобилей оказывалась высокой, намного дороже обычного «газона», а рентабельность ниже, так как период сбора и вывоза урожая занимает лишь небольшое время в году. Что делать с дорогой машиной в остальное время? Использовать как обычный грузовик?

Подножки, ведущие в кабину, стали широкими и действительно удобными
Над аркой переднего колеса появилась удобная площадка для обслуживания двигателя
Капот двигателя стал удобнее, а воздухозаборник для двигателя полностью «спрятался» за запасное колесо
На фото хорошо видно, что двигатель полностью находится за кабиной

Ответ напрашивался сам собой: машину необходимо приспособить для выполнения других сельскохозяйственных работ, в том числе и в поле, на все 100% используя её проходимость и энерговооружённость. И здесь главную роль может сыграть способность машины не причинять вреда почве, так как её полная масса была осознанно ограничена 12 тоннами (6 т на ось), а колёса снабжены широкопрофильными шинами с возможностью изменять давление в них с помощью системы централизованной подкачки.

Многофункциональность грузовика «Урал-432065» предусматривалась путём замены рабочих надстроек (адаптеров), с помощью которых автомобиль мог быстро превращаться в самосвал, цистерну для внесения жидких органических удобрений, разбрасыватель твёрдых минеральных удобрений, ремонтную мастерскую или агрегат технического обслуживания, цистерну для перевозки молока, воды или топлива, загрузчик зерна, опрыскиватель, гидрокран-манипулятор, буровую установку и т. д. В результате используя одно и то же полноприводное универсальное шасси, фермерские хозяйства могли бы производить с его помощью самые разнообразные работы, заменяя на нём лишь надстройки.

Задние стёкла кабины получили предохраняющие ограждение
Снизу радиатор получил надёжную защиту

Универсал на деле

Продемонстрировать многофункциональные возможности нового сельскохозяйственного «Урала» и должен был тест-драйв. Журналистов ожидали сразу две машины из предсерийной партии автомобильного завода «Урал». В МГАУ им. В.П. Горячкина шасси были оборудованы опытными сменными адаптерами СТА-5 – для внесения твёрдых минеральных удобрений и СТА-5ЖО для внутрипочвенного внесения жидких органических удобрений. Надстройки не только наглядно демонстрировали расширение возможностей машины, но и позволяли на практике отработать вопросы гидрофикации шасси (отбор мощности, установка гидронасоса и гидромоторов, прокладка гидрошлангов), а также испытать автомобили в новой ипостаси непосредственно в поле, прежде чем предлагать их потребителям.

Благодаря тест-драйву у меня есть возможность поделиться личными впечатлениями от новых машин, в том числе и от процесса смены надстроек и выезда в поле.

Стойка домкрата для смены адаптеров
Отсоединение гидромагистралей не занимает много времени

Адаптеры созданы с таким расчётом, что их замену может осуществить один человек за 40 минут. Вдвоём можно справиться в два раза быстрее. Единственное условие – наличие ровной площадки, желательно с твёрдым покрытием. Смена и хранение надстроек предполагается в условиях парка техники, поэтому наличие такой площадки у хозяйственников не должно вызывать особых проблем.

Так как для привода рабочих органов адаптеры и шасси гидрофицированы, то первым делом необходимо отключить соединяющие гидрошланги. С помощью специальных разъёмных головок сделать это не сложно и занимает у водителя не более 1–2 минут. Столько же времени потребуется на снятие замков, блокирующих кузов на шасси. Кстати, сейчас на шасси предусмотрено два места отбора мощности – с коробки передач, где на шасси установлен гидронасос, и с раздаточной коробки, куда может быть подсоединена карданная передача. Таким образом, шасси может быть использовано не только для сменных надстроек, но и стационарных установок, требующих иного привода рабочих органов.

В таком виде адаптер может храниться до следующего применения

Далее для съёма кузова в специальные гнёзда на адаптере необходимо вставить подкатные механические домкраты, с помощью которых происходит подъём надстройки над шасси. Здесь придётся потрудиться и приложить некоторые усилия. С помощью четырёх человек можно поднимать адаптер одновременно с четырёх сторон, но если работает один человек, то после 15–20 оборотов ручки домкрата ему нужно переходить к следующей стойке, пока надстройка полностью не поднимется над шасси. Конечно, можно было предусмотреть гидравлические или даже электрические подъёмники для этих целей, но, во-первых, это скажется на общей стоимости всего комплекта, так как стойки-домкраты нужны к каждому кузову, а, во-вторых, более простые механические домкраты представляются более надёжными в сельской местности. Что касается прилагаемых усилий, то нет необходимости менять адаптеры по нескольку раз в день, и в этом случае процесс представляется не таким уж непосильным. В крайнем случае, смену надстроек можно осуществлять с помощью крана.

«Голое» шасси
Подача шасси под настройку. Водитель легко контролирует процесс

После поднятия надстройки шасси может спокойно выехать и переехать к следующему адаптеру. Демонтированный адаптер остается стоять на стойках-домкратах до следующего применения. Конструкция домкратов не рассчитана на удержание сменной надстройки с грузом (5 т!), поэтому хранить наполненные кузова на площадке небезопасно.

Подъезд шасси под новый кузов требует от водителя внимательности и осторожности, но не вызывает чрезмерных проблем, так как он имеет возможность следить за движением машины не только по зеркалам, но и через заднее или опускное боковое окно кабины. Для работы в тёмное время суток на шасси установлены специальные фары, которые дают назад достаточно света для осуществления безопасной стыковки. Подъехать под кузов надо достаточно точно (подскажут специальные метки), но не до миллиметра. Главное, чтобы специальные крепёжные элементы кузова оказались над конусными улавливателями на раме машины, тогда кузов при опускании сам встанет на предназначенное ему место. Остаётся только закрыть удерживающие замки и подсоединить гидрошланги, если на кузове есть рабочие органы, питаемые от гидромоторов.

Специальные конусные улавливатели на раме задают однозначное положение кузову при установке
Новые «Уралы» на некоторых операциях вполне могут заменить трактор и сделать эту работу быстрее и лучше
Вся гидравлика в основном расположена в пространстве между кабиной и кузовом и удобно размещена для контроля и обслуживания (вид сверху)

Управляемая мощь

Внешне предсерийные машины заметно отличаются от первого прототипа. Их дизайн стал более спокойным и гармоничным. Одновременно с этим стали более удобными подножки, ведущие в кабину водителя, и площадка обслуживания возле двигателя (на первом образце отсутствие площадки вызывало критику). Бамперы на«Урал-432065» используются серийные, от дорожной гаммы бескапотных «Уралов», выпускаемых несколько последних лет. Кабина на сельскохозяйственном грузовике стоит от ГАЗ-3307, но с сильно изменённым интерьером, где появилась абсолютно новая панель приборов с ручкой переключения передач в виде джойстика, расположенного на приливе этой панели. Единственным чужеродным элементом в кабине, на мой взгляд, является рулевое колесо от «газона» с тонким рулевым ободом и недостаточным диаметром. Сельскохозяйственная машина намного тяжелее ГАЗа, а гидроусилитель хоть и снижает усилия на руле, но не делает руль «пустым». В этом случае управление машиной стало бы намного приятнее, если бы руль стал немного больше в диаметре и более «пухлым».

Техническая характеристика автомобиля «Урал-432065»
Снаряжённая масса шасси, кг 6700
Полная масса, кг 12 000 (13 000 для дорог с твёрдым покрытием)
Грузоподъёмность, кг 5000 (6000 для дорог с твёрдым покрытием)
Распределение полной массы по осям, кг
  • – на передний мост
  • – на задний мост

6000 (6290 для дорог с твёрдым покрытием)
6000 (6710 для дорог с твёрдым покрытием)
Допустимая полная масса буксируемого прицепа, кг 8000
Максимальная скорость, км/ч 80
Двигатель, модель ЯМЗ-5340, турбодизель, I-6
Номинальная мощность, л.с. (кВт) 190 (140)
Контрольный расход топлива на 100 км, л 19
Вместимость топливного бака, л 120
Сцепление Sachs, сухое, однодисковое
Коробка передач ZF 6S 800TO, механическая, 6-ступенчатая, синхронизированная
Шины ИД-П284 пневматические, камерные, радиальные, широкопрофильные

Сама же поездка на машине не оставила негативных впечатлений. Всё очень сбалансировано. Мощности двигателя, возможностей трансмиссии, сцепных свойств шин с развитыми грунтозацепами и полного привода вполне хватает, чтобы спокойно, не напрягаясь, стронуть гружёную машину в горку на размытой скользкой грунтовой дороге. При этом двигатель с турбокомпрессором даже не поперхнулся, а предсказуемость привода сцепления позволила точно дозировать передаваемый крутящий момент на колёса, чтобы машина не пошла в юз. Не потребовалось даже подключения понижающего ряда в раздаточной коробке и блокировки межосевого дифференциала, кстати, управление ими выведено на приборную панель в виде кнопок.

За счёт полного привода и идеальной развесовки (50:50) гружёная машина идёт по полю уверенно даже на второй передаче, а попытка пересечь свежевспаханную борозду поперёк не вызвала даже малейшего сопротивления машины.

Испытания опытных образцов «Урал-432065» с самосвальной установкой
Испытания опытных образцов «Урал-432065» с самосвальной установкой

Ждём

«Уралы-432065» со сменными надстройками впервые на публике были представлены в начале октября на профильном салоне «АгроТех», проходившем на ВВЦ в рамках выставки «Золотая осень». Показанные машины выглядели настолько убедительно, что многие были готовы их купить прямо со стенда. При этом заинтересованным аграриям даже не приходилось долго объяснять их преимущества. Они сразу понимали, какие выгоды им сулит применение новых машин в хозяйстве.

К сожалению, приходилось их разочаровывать и говорить, что хотя первые серийные образцы сойдут с конвейера «УралАЗа» в конце октября, это будут лишь «голые» шасси. Производство надстроек для них ещё только предстоит освоить различным предприятиям, а на это потребуется время. Надеемся, не много.

Комментировать ... >>