Три пути ИНДУСтриализации
Часть 1. Европейские технологии
Среди стран Евразии с начала 1990-х годов Индия находилась в самом выгодном положении благодаря прежде всего своему геостратегическому положению. Все окружающие государства вокруг – фактически потенциальные потребители. Ничто не мешало индийскому правительству, не скованному социалистическими доктринами, начать стимулировать производителей по китайскому образцу.
Предложений по инвестированию в экономику с 1970-х хватало с избытком. Совместные предприятия предлагали организовывать немецкие, американские, японские и даже советские компании. Однако политика по недопущению варягов в собственную экономику и освоение собственного потребительского рынка привела к большому отставанию машиностроительной отрасли.
В Индии, как и в КНР, долгое время был странный симбиоз экономики абсолютно ценового рыночного (т. е. не регулируемого государством) и мобилизационного типа (когда шаги отраслей регулируются вручную, как, например, в СССР). При этом местным производителям вменялось прежде всего насыщение внутреннего рынка. Но какой капиталист станет вкладывать в чужую экономику доллары, чтобы получить неконвертируемые рупии?
В итоге индийские производители выручку вкладывали в скупку активов за рубежом, что вовсе не означало процветания собственной промышленности. Машиностроение – достаточно наукоёмкая отрасль и требует других более развитых финансовых и политических инструментов. Отрезвление наступило в азиатский кризис 1997–1998 гг., когда на фоне внешних долгов упала ценность внутреннего продукта. С падением внешних активов всех индийских отраслей рупии оказались малоликвидными. Долларовый парашют от потерявших ценность заграничных активов едва спасал экономику.
Это заставило правительство к 2000 году выработать пакет антикоррупционных и антиинфляционных мер, направленных на укрепление и развитие машиностроения. После чего были приняты законы на допуск иностранных производителей на внутренний рынок. Теперь не обязательно иметь СП или гарантированную долю продаж на местном рынке. Естественно, что европейские бренды не могли упустить такую возможность для проникновения на один из самых больших (по своему потенциалу) и быстрорастущих рынков мира. Экономика же Индии получила доступ к самым современным технологиям стран золотого миллиарда.
BharatBenz
Это уже второй заход немецкого концерна на рынок Индостана. Впервые самосвалы Merсedes-Benz 713S начали выпускать на заводе Tata в 1954 году. Впоследствии Bajaj начал выпускать микроавтобусы и фургоны Tempo Matador (MB typ-L70) и Tempo Traveller (MB T1, typ-601).
В 2012 году на выставке Auto Expo в Нью-Дели было объявлено о запуске нового предприятия Daimler India Commercial Vehicles Pvt. Ltd (DICV) на заводе в Орагадаме, что возле г. Ченнаи. Компания уже вложила 44 млрд. рупий (US $827 млн.) в производство и к концу года намеревается достичь локализации 90% (при уже существующих 85%). Ежегодная мощность завода составит 36 000 единиц и может быть доведена до 70 000 единиц в год.
Всего на рынке будет представлено 18 моделей различного назначения полной массой от 9,6 до 32 т. Обозначение моделей идентично «мерседесовской»: первая цифра в индексе указывает на полную массу в тоннах, последняя и предпоследняя – индекс мощности в л.с. с делением на 10.
Линейку лёгких грузовиков BharatBenz 914 (3 варианта колёсной базы) и BharatBenz 1214 (2 варианта колёсной базы) предлагают с тремя видами бортовых кузовов, различающихся высотой: high side, fixed side, drop side. Тяжёлая линейка грузовиков 2523 (6х4) и 3123 (8х4) с подъёмной 2-й осью представлена в двух вариантах базы с двумя видами кузовов: с высокими бортами (high side) и стандартными (fixed side). Строительные самосвалы BharatBenz1217 (4х2), 2523 (6х4) и 3128 (8х4) комплектуют кузовами с задней разгрузкой вместимостью 6,5; 16 и 18 м3. Вершиной модельного ряда являются седельные тягачи BharatBenz 4928 с колёсной формулой 6х2 и 6х4 для работы в составе автопоездов полной массой 49 т.
В будущем планируется расширить гамму за счёт грузовиков Fuso Canter лёгкой и средней грузоподъёмности.
DAF/ PACCAR
Концерн PACCAR – третий по величине в мире продуцент коммерческих машин среди участников Nasdaq – пока не готов стать полноценным OEM-производителем. Сейчас в Индию поставляет свои грузовики лишь DAF. Основной упор в продажах сделан на серию CF со 180-сильным турбодизелем PACCAR PX-6 и самосвальным кузовом производства Asia Motorworks (AMW). На выставке в Нью-Дели концерн PACCAR объявил об открытии научно-технического центра в Пуне при содействии с компанией KPIT Cummins Infosystems Ltd. По словам Дональда Шульте (Donald J Schulte) – управляющего директора подразделения India Initiative, – в НТЦ будут к концу года привлечены порядка 200 специалистов, которые будут задействованы в проектировании, развитии информационных технологий и разработке автокомпонентов для местных рынков.
MАN
После запуска в прошлом году линии по сборке автобусов основанное в 2006 году предприятие Man Force Trucks Pvt. Ltd (MFT) реализовало 250 автобусов. На 11-м Auto Expo-2012 были показаны машины серии Airobus премиум-класса с задним расположением двигателя. Новые 45-местные междугородные лайнеры оборудованы 220-сильным дизелем MAN D-0836, 6-ступенчатой КП 6S-850 (лицензионный ZF Synchromesh) и кондиционерами (для местного рынка inter-city этот атрибут ранее присутствовал как опция).
Директор продаж Шудыр Мехта (Sudhir Mehta) заявил, что предприятие намеревается продать в 2012 году на местном рынке 2000 автобусов местного производства, что составляет примерно половину от всех продаж пассажирских машин. Планы продаж кажутся более чем оптимистичными, поскольку при мощностях завода (24 000 единиц техники) грузовиков в 2011 году было продано лишь 4000. И даже для сохранения этих объёмов в этом году, по словам Мехты, завод должен предложить 3–4 новые модели грузовиков.
Ситуация не простая, ведь локализация в 2014 году должна составить 80%, что при таких объёмах продаж только удорожит продукцию. В СП MFT в Питампуре с уставной долей 50:50 (данные за 2008 г.) только с немецкой стороны вложено 150 млн. евро. Соответственно нужно искать экспортные рынки. И вот 28 января стало известно, что основанное в 2007 году региональное подразделение MAN Truck & Bus Asia Pacific в Бангкоке при участии негоцианта Тан Чуна (Tan Chong) выступило с инициативой об организации в Таиланде СП MAN Commercial Vehicles Thailand (MCVT) с уставным фондом 10 млн. батов (US $332 600). Филиал немецкого концерна MAN Truck and Bus Concessionaires Thailand худо-бедно присутствует в Таиланде благодаря влиятельной семье Интарафувасак (Intharaphuvasak) уже 16 лет, однако предприятие к расширению экспансии подтолкнули увеличивающиеся продажи. Так, за последние 2 года благодаря Тан Чуну здесь было продано 25 автобусов.
В первую очередь увеличение продаж будет достигнуто за счёт импортируемых из Индии грузовиков и автобусов MAN. В последующем, по заявлению генерального директора MCVT Пичита Рахавунга (Pichit Rachawong), объёмы продаж MAN в 2012 году достигнут 200 грузовиков и автобусов, до 2015 года продажи будут удваиваться.
Mercedes-Benz
Mercedes-Benz India Ltd, основанная в 1994 году на своём заводе в Пуне (шт. Махараштра), помимо легковых моделей С-, Е- и S-класса выпускает 2- и 3-осные шасси O500 R 1830 и O500 RSD 436 для междугородных лайнеров Intercity. Однако сами кузова выпускает местный автобусный завод Sutlej. В конце 2011 года запущено производство городских моделей Mercedes-Benz C125RLE и C120LE на шасси Mercedes-Benz O500U 1826 LE. Кузова выпускает индийское подразделение египетской компании MCV в Чакане, которую объединяют с Daimler AG давние партнёрские связи. В сущности, высокое качество изготовления и опыт разработки кузовов для стран третьего мира и позволил египетской компании MCV въехать на индийский рынок на «чужом хвосте». Новые 37-местные 12-метровые низкопольные автобусы Mercedes-Benz C125RLE комплектуют 7,2-литровыми 252-сильными турбодизелями OM 926 LA уровня BSIV. Как обещают в компании, в ближайшее время на рынке будут доступны двигатели уровня Euro 5 с технологией AdBlue.
Scania
В современной экономике наибольшую фору в освоении новых рынков имеют компании, занятые выпуском нескольких видов продукции. Это позволяет снизить издержки при недозагрузке мощностей из-за менее востребованной продукции на раннем этапе, когда ещё не сложилась инфраструктура продаж. Непростая ситуация в 1990-х (себестоимость производства в Швеции являлась одной из самых высоких в мире) заставила шведский концерн искать себе плацдармы в странах БРИК. Scania в России и Китае сейчас уже имеет частично-локализованное производство. Осталась лишь Индия, положение которой позволяет расширить экспансию не только в страны Индокитая, где компания уже известна, но и государства Среднего и Ближнего Востока.
Газета Business Standard объявила 1 февраля 2012 года о намерении Scania Commercial Vehicles India через патрона в виде Volkswagen инвестировать в сборочное комплектное CKD-производство 1,5 трлн. рупий (US $30,3 млн.). Новый завод в Нарасапура (шт. Бангалор), на котором в течение 5 лет планируется занять 800 рабочих, рассчитан на выпуск 2000 грузовиков для тяжёлых работ и 1000 междугородных и туристских 4-звёздных автобусов. К 2017 году по условиям торгово-промышленной палаты Индии предприятие Scania Commercial Vehicles India должно стать полноценным ОЕМ-производителем, грузовиков, автобусов и двигателей. Точные данные по производству пока не озвучены, однако Энрик Фагрениус (Henrik Fagrenius), директор по продажам Scania, говорит, что при самом пессимистическом сценарии для достижения расчётной производительности нового предприятия достаточно ежегодного роста производства и продаж на 8–10%.
Volvo
Volvo Buses India – четвёртый по значимости автобусно-промышленный анклав в системе Volvo Buses. Он был создан в 2001 году и сталкивается с вызовами времени, связанными с колебаниями мировых валют и недовольством персонала. По словам Акаш Пасси (Akash Passey), управляющего директора, совмещающего должность главного исполнительного директора Volvo Buses India, двухнедельная забастовка привела к недовыпуску 50 автобусов. Навёрстывая упущенное, производственный план в 2012 году составляет 1100 городских автобусов Volvo 8400.
Президент корпорации и генеральный директор Volvo Buses Хакан Карлссон (Hakan Karlsson) в середине октября 2011 года объявил, что его компания в ближайшие 5 лет в рамках программы Asia Leverage готова инвестировать порядка 4 млрд. рупий (US $81,5 млн.) для строительства нового завода, а также расширения производства на существующей площадке недалеко от Бангалора. Старый завод, рассчитанный на выпуск 1000 автобусов, после реконструкции сможет выпускать 2500 машин, включая междугородные и туристские лайнеры Volvo 9400 XL (6x2) Multiaxle Coach. А после 2017 года, по словам Карлссона, суммарный выпуск двух предприятий в Индии достигнет 5000 автобусов, 20% из которых будут отправлять на экспорт. При этом половина индийского выпуска будет приходиться на автобусы среднего класса. Тем временем мировой выпуск автобусов до этого срока планируется увеличить до 30 тыс. единиц.
На зимнем Auto Expo 2012 в Нью-Дели индийское подразделение представило гибридный Volvo 7700 Hybrid («ГП» № 4, 2012 г.), с которым компания намерена выступить в тендере на поставку машин для индийских мегаполисов.