Обзор автотранспорта Кубы
В ноябре 2018 г. по пути в Северную Америку я на один день заехал в Гавану, где любая улица, переулок или площадь представляет интерес антикварщика. Весь транспорт тут особенный.
Это очень большая роскошь – жить своей жизнью. Легковые и грузовые машины, а также автобусы, тракторы, мотоциклы, оказавшиеся когда-то на Кубе, живут там особенной жизнью. Она сильно отличается от судьбы их собратьев, попавших с заводского конвейера во все остальные страны мира.
Куба далеко. Куба рядом
Москву и Гавану разделяют почти 9600 км, которые самолет преодолевает за 12 часов. Со мной на борту оказались кубинские челноки, дагестанские и молдавские продавцы лекарств и биодобавок. Компанию им составляли туристы, истосковавшиеся по тёплому побережью.
Длительный перелёт привёл к знакомству всех пассажиров между собой с последующей торговлей незатейливым товаром прямо в воздухе. Кубинские таможенники, как и в 2010-м, пристально высматривают прибывших и их багаж. Их интересуют техника и еда, которую изымают уже в карантинной зоне. Именно эти товары являются одним из самых дефицитных на острове, и охота за ними ведётся буквально везде. Если на границе свою добычу ищут пограничники, то уже в городе мальчишки и простые прохожие «сканируют» туристов со всех сторон, делая соответствующие выводы.
Музей на колёсах начинается сразу за дверями столичного аэропорта имени Хосе Марти. Десятки самых разных машин съезжаются сюда за иностранцами, предлагая свои услуги по доставке в Гавану за 20–25 куков (1320–1650 рублей или $20–25), что по местным меркам весьма много. Тут свои правила подачи машин. Приоритетное место занимают жёлтые такси, где есть, по мнению местных жителей, всё: тонированные стёкла, кондиционер и водитель в форме.
Старинные машины караулят клиентов на парковке, а в тени деревьев можно найти их водителей всех возрастов. Столица острова, Гавана, расположена в 18 км от аэропорта на берегу Мексиканского залива. До города можно дойти пешком по дороге, и эта прогулка стоит того!
Кроме красивой природы встречается невероятная рухлядь в изысканном тюнинге и великолепной сохранности! Это особое зрелище: американские рыдваны, советский неликвид, европейский антиквариат, кубинская экзотика. Их до сих пор забыли сдать в музей.
Куба впечатляет
Это очень необычное чувство, когда ты находишься среди большого числа старых машин. Они везде. Во дворах, на улицах и переулках, заправки и пробки наводнены ими. Наверное, никто не ведёт учёт оставшихся на острове ветеранов автомобильного транспорта, поэтому оценку можно делать лишь на глазок, сравнивая с тем, что было в городах годами ранее. Владельцев раритетов мотивируют туристы и жажда заработать на своих машинах, поэтому так или иначе, но визуально число старых машин ещё велико. Содержать машины на ходу автовладельцам, кстати, помогают родственники из кубинской диаспоры в США.
Внутри и под капотом многие «старички» подверглись модернизации, во многих есть даже кондиционеры! К числу ретро заслуженно стоит отнести и советские машины, состояние которых, благодаря климату, идеальное. Тут до сих пор в ходу УАЗ-469, РАФ-2203, «Москвич-2140», армии «Жигулей» и «Волг».
Таких много, пожалуй, именно они являются самыми работящими на Кубе, ведь иностранных туристов они не так привлекают, а сами кубинцы дают высокую оценку нашей технике. Тут нужно заметить, что в начале 2018 года в Гавану было продано 344 автомобиля Lada (320 Vesta и 24 Largus Cross), которые поступили на службу столичного такси. Не забыты и грузовые машины. 29 октября «Группа ГАЗ» запустила свой конвейер на Кубе по сборке грузовых машин «ГАЗель NEXT», «ГАЗон NEXT» и грузовиков «Урал NEXT».
Ещё до снятия американских санкций с острова Свободы в стране фактически произошла автореволюция. Правительство Кубы отменило систему, действующую много десятилетий, которая ограничивала покупку личного автотранспорта жителями острова. Спасло ретропарк то, что у жителей просто нет необходимых денег на новые машины. Число вновь завезённых иномарок в разы уступает технике прошлого века. В 2013 году принят единый стандарт номерных знаков уже без цветовой дифференциации на частные, туристские, министерские, военные, муниципальные, дипломатические, посольские и т.д.
Центральные площади города можно назвать мини-музеями автотранспорта. На обозрение выставлены разноцветные машины, преимущественно американского производства середины 1950-х годов, владельцы которых приглашают желающих совершить поездку в любой уголок острова. Требуются только деньги и желательно американские. Что касается обычного городского потока, то в нём уже встречается всё. И новые китайские грузовики с автобусами, выпущенными в Поднебесной, испанские, бразильские, русские, американские. Есть и совсем немыслимые гибриды, сработанные на базе пикапов. На них жители пригородов добираются в столицу.
Куба удивляет
Была и осталась проблема с городским пассажирским транспортом. В Гаване он забит под завязку. На остановках стоят толпы людей. А в часы пик при виде подъезжающего автобуса начинается столпотворение с штурмом дверей. Люди окружают машину и лезут в салон всеми доступными способами, но в окна, как в Индии, пока ещё не проникают.
История обновления парка автобусов тесно переплетается с нашей страной. После распада СССР остров Свободы эксплуатировал технику, полученную по линии СЭВ, а также оставшийся с дореволюционного времени американский подвижной состав. В середине 1990-х годов нехватка рейсовых автобусов привела к выпуску в город самых невероятных переделок местных мастерских. Уже в нулевых на Кубу завозили бывшие в употреблении автобусы из стран Западной Европы. Сотни машин распределили по городам острова. Многие из них работают и сегодня. Окончательно проблема с нехваткой автобусов, казалось бы, разрешилась к концу 2000-х годов, когда из России, Белоруссии и Китая прибыло несколько сотен сочленённых МАЗов и ЛиАЗов. Однако их век оказался недолгим. После 10 лет работы на маршрутах почти не осталось российских ЛиАЗов и белорусских МАЗов. Вообще на Кубе мог бы получиться уникальный музей автобусов, но как раз именно они первыми попадают в металлолом. Пока в городе нет энтузиастов, желающих сохранить столь разнообразный парк машин.
В Гаване проживает более двух миллионов жителей. Город поделён на 15 муниципалитетов, которые обслуживает всего 16 маршрутов. Автобусы паркуются в гаражах, где преимущественно ремонтируется один тип подвижного состава. Несмотря на разветвлённую сеть маршрутов, линии к аэропорту нет. Попасть туда можно только лишь на такси или отельным автобусом.
Гуляя по Гаване можно наткнуться на остатки трамвайных путей от некогда развитой сети маршрутов, которая, между прочим, выходила за административные границы столицы. Пик развития электрического трамвая пришёлся на 1910-е годы. В городе также работал конный и паровой трамвай. Последняя линия была закрыта в 1952 году. Особенность гаванского трамвая заключалась в двухпроводной контактной сети, аналогично той, что во всём мире используется для эксплуатации троллейбуса. С 1949 по 1954 год в Гаване планировали развивать троллейбусный транспорт и с этой целью были закуплены бывшие в употреблении американские машины. Проект не получил развития, а к идее прокладки троллейбусных линий ещё не раз возвращались, но пока никаких реальных работ в этом направлении не ведётся.
На Кубе есть места, где встретить старые машины невозможно. Это аэропорт. Пройдя таможню и отправляясь на посадку в самолёт, замечаю, что на аэродроме автобусы, грузовики, топливозаправщики и другая перонная техника соответствует мировым стандартам IATA. Здесь нет места раритетам!