Сортиментовоз МАЗ-МАН 732559
Белорусское СП «ЗАО «МАЗ-МАН» не часто удивляет новинками. Из самых значимых событий последних 10 лет запомнился лишь окончательный переход на кабины МАЗ четвёртого поколения и презентация сортиментовоза МАЗ-МАН 632559 с колёсной формулой 6х4 в декабре 2018 г.
Ход событий развивался по мере пробуждающегося у специалистов лесной отрасли интереса к белорусской марке. Венцом творения служит полноприводный сортиментовоз МАЗ-МАН 736559 («ГП» № 11, 2018 г.), который дебютировал осенью прошлого года.
Надо сказать, что история тяжёлой лесовозной серии начиналась ещё 15 лет назад. В 2014 году предприятие освоило выпуск 41-тонных самосвалов с колёсными формулами 6х4 и 6х6. Их оснащали 440-сильным двигателем MAN и 16-ступенчатой механической КП ZF 16S2220 TO. А в декабре 2018-го появилось интересное дополнение – сортиментовоз МАЗ-МАН 732559 с колёсной формулой 6х4. Он оснащён турбодизелем MAN D2676LF09 мощностью 480 л.с. (крутящий момент 2300 Н·м) и усиленной трансмиссией ZF 16S2520 TO.
Новинка получила большой ряд опций: климат-контроль (ранее не применялся в серийных кабинах МАЗ-МАН), электростеклоподъёмники, обогреваемые зеркала заднего вида с электроприводом, а также сиденья повышенной комфортности фирмы Grammer. Шасси МАЗ-МАН 732559 было доработано в сортиментовоз (грузоподъёмность 25 т) на вологодской фирме ООО ПК «Русский грузовик». Этот лесной транспортёр может работать в составе автопоезда и буксировать прицеп МАЗ-МАН 890001, при этом полная массой такой сцепки будет достигать 77 т.
В целом новинка 2019 года подобна прошлогодней, но есть ряд существенных отличий, которые делают её заметным событием. Заказ на этот тяжеловоз был получен от российской компании ООО «Деком» из Братска. Будущий сортиментовоз должен работать в тандеме с 4-осным вологодским прицепом РГ (на заставке с тягачом МАЗ-МАН 732559), и полная масса автопоезда достигает 90 т! Эксплуатация транспортного средства будет жёсткой, если не сказать жестокой: большая масса груза (перевозка лиственницы), плохие дороги, движение по холмистым участкам с затяжными подъёмами и спусками и несравненные сибирские морозы.
Исходя из этих требований новое шасси МАЗ-МАН 736559 получило полный привод, двигатель MAN D2676LF09 (Euro 5) мощностью 480 л.с. и механическую 16-ступенчатую коробку передач ZF 16S2531 TO со встроенным трансмиссионным тормозом-замедлителем (интардером). Наличие последнего устройства позволяет улучшить характеристики тормозного момента на малых скоростях, что особенно важно в горных условиях на длительных спусках. Вместо привычной для грузовиков МАЗ-МАН раздаточной коробки ZF была применена мюнхенская «раздатка» MAN G 253. Такой выбор обусловлен большой массой автопоезда и увеличенным крутящим моментом в работающей трансмиссии тяжеловоза.
Очень важным элементом стал так называемый «северный пакет», полностью отработанный на предприятии МАЗ-МАН при создании полноприводных самосвалов для ПАО «Сургутнефтегаз». Он включает подогрев АКБ, топливопроводов, топливозаборной аппаратуры и др. Поскольку сортиментовозы эксплуатируются вдали на технологических дорогах, то пневмоподвеска кабины будет не лучшим выбором, решили в службе заказчика. На передней оси и задней тележке установлены многолистовые рессоры, а сами мосты автомобиля изготовлены по лицензии MAN.
С особым внимаем был осуществлён подбор высоты шасси. Перевозчик нуждался в солидном объёме и массе транспортируемого груза (леса), но в то же время необходимо было учитывать плохое качество дорог. Здесь оптимальным решением оказалась установка колёс сравнительно небольшого диаметра, при помощи которых удалось сохранить клиренс в 300 мм. На передней оси применили шины Continental HSC-1 размерностью 385/65 R22.5, а на задней тележке – Bridgestone L355 315/80 R22.5. Размер грузовой площадки тягача и прицепа составляет 8 м.
Интересной деталью стала установка ТСУ Rockinger. Оно втрое дороже аналогов, но позволяет грузовику вытягивать, а не терять на бездорожье тяжелогружёные прицепы.
Таким образом, МАЗ-МАН создал уникальный грузовой автомобиль специального назначения, в котором сочетаются высококачественные импортные узлы, обеспечивающие высокую производительность транспортного средства, а также отечественные компоненты, подтверждающие прагматичный подход к комфорту работы водителя и приспособленности машины к суровым условиям эксплуатации.