Брянский автомобильный завод
Брянский автомобильный завод, несмотря на полную загрузку своего производства, переживает сегодня сложные времена. Проблемы, которые одолевают руководство завода, стали настолько явными, что ими сочли нужным поделиться с журналистами, пригласив на завод.
Брянский автомобильный завод – единственное предприятие в России, которое серийно выпускает специальные колёсные шасси и колёсные тягачи (СКШТ) – особый вид транспортной техники для наиболее важных образцов вооружения и военной техники (ВВТ), способных решить исход любой боевой операции. И производственные мощности БАЗа по выпуску 170–180 СКШТ в год сегодня выбраны полностью, причём 99% продукции идёт военным.
При этом завод давно находится в частных руках и приобретался Независимой ассоциацией машиностроителей (НАМС) как производственная база по производству крановых шасси, под собственные нужды. Причём в тот момент дела у БАЗа были в плачевном состоянии – огромное машиностроительное предприятие в первой половине 2000-х годов было доведено до банкротства.
НАМС приложил все усилия, чтобы завод остался «на плаву», при этом в 2005–2006 гг. было реконструировано производство под определённые задачи и объёмы выпускаемой продукции. Наиболее ценное оборудование было собрано со всего завода и сосредоточено в трёх корпусах, и разработана новая производственная программа, в которую входили различные крановые шасси и шасси под монтаж тяжёлого специального оборудования для нефтегазового комплекса. Впереди замаячили если не радужные, то вполне определённые перспективы.
Но тут к машинам семейства «Вощина-1» проявило повышенный интерес Министерство обороны. Напомню, что машины этого семейства разрабатывались на заводе в 1990-е годы как техника двойного назначения, по жёстким требованиям МО, но с ориентацией и на гражданских потребителей. Отсюда и некоторые компромиссные решения, например габаритная ширина «Вощины-1» ограничилась 2,5 метрами – так удобнее именно гражданским потребителям, чтобы брянские машины могли ходить по тем же дорогам и колее, что и остальная техника.
В Брянске, естественно, рассчитывали на военные заказы на «Вощину-1» – её со второй половины 1990-х годов регулярно показывали на различных выставках, посвящённых военной технике, и параллельно сотрудничали с производителями и разработчиками современного вооружения, создавая под определённые требования специальные армейские модификации «Вощины».
Эта деятельность принесла свои плоды, и военные заказы на «Вощину-1» во второй половине 2000-х годов, что называется, пошли. Причём в таком объёме, что в данный момент практически полностью исчерпали возможности реконструированного в своё время производства, рассчитанного, как мы помним, больше на собственные нужды и не предполагавшего такого резкого роста оборонных заказов.
Военные заказы – это престижно, но сейчас на предприятии сложилась парадоксальная ситуация: военные модификации практически полностью вытеснили с конвейера машины для гражданских заказчиков. Причём это не кратковременная ситуация – она продолжается уже с 2011 года и по самым скромным подсчётам сохранится без изменений до 2015 года включительно.
В этом месте многие могут удивиться, чем конкретно недовольно руководство завода? Многие руководители предприятий не смеют и мечтать о таких крупных и долговременных оборонных заказах, которые не зависят от сиюминутных конъюнктурных колебаний рынка. Живи и радуйся.
Но, напомню, что Брянский автозавод приобретала НАМС для собственных целей, реализовывать которые сегодня у ассоциации просто нет возможностей. От этого страдают весьма уважаемые организации, с которыми работает НАМС, прежде всего в нефтегазовой отрасли, которые бы с удовольствием приобретали автокраны, буровые установки и прочие специальные машины на шасси БАЗов.
На первый взгляд решение выхода из сложившейся ситуации лежит на поверхности – расширяй производство, чтобы его хватило и для выпуска военной и гражданской продукции. Путём вложения определённого капитала теоретически можно расширить производство под выпуск 300–550 СКШТ в год. Только на этом пути есть несколько серьёзных препятствий.
Во-первых, как это ни покажется странным, выпуск продукции военного назначения для завода убыточен. Министерство обороны приобретает продукцию по строго фиксированным ценам, которые практически никак не учитывают уровень инфляции и произвол поставщиков комплектующих, которые как раз не связаны никакими обязательствами перед государственными структурами и активно этим пользуются. В результате себестоимость продукции Брянского автозавода постоянно растёт, а закупочные цены практически не меняются.
Во-вторых, автозаводу никто не даёт никаких гарантий, что его продукция будет также востребована через два-три года. Семейство «Вощина-1» создавалось в своё время как техника двойного назначения, и военных она устраивает не в полной мере, а государственное финансирование создания перспективного семейства «Вощина-2», которое разрабатывалось специально для военных, приостановлено. Дальнейшую работу над этим семейством МО предлагает заводу вести исключительно за свой счёт (и это при убыточности основного производства?!).
И это на фоне того, что государство продолжает финансирование разработки аналогичных СКШТ в рамках темы «Платформа» для Камского автозавода. Не исключено, что после 2015 года объёмы закупок БАЗов могут быть вообще серьёзно снижены, так как предпочтение будет отдано КАМАЗу.
Вот и получается, что без каких-либо гарантий со стороны государства развивать производство на Брянском автозаводе в настоящее время не имеет никакого смысла, но и «сидеть» дальше на заводе НАМСу тоже не выгодно. Выход из создавшейся ситуации виден только один. Если завод на 99% загружен государственными заказами, то, возможно, ему лучше быть государственным, а не частным? Пусть тогда государство само решает, что и в каком количестве выпускать на Брянском автозаводе, не перекладывая эти проблемы на частный капитал.
Основной продукцией Брянского автомобильного завода являются СКШТ семейства «Вощина-1»: седельный тягач БАЗ-6402 в составе пусковой установки зенитно-ракетной системы С-400, специальные колёсные шасси БАЗ-6909 и БАЗ-69092, балластный тягач БАЗ-6306 и новейшая разработка – «широкий» седельный тягач БАЗ-6403.01, с которым увеличилось семейство «Вощина-1». Машины в семействе унифицированы между собой на 85% и состоят из четырёх основных модулей: рама, кабина, опорно-ходовая часть и моторный отсек (с системами питания, охлаждения и т. д.).
Сегодня завод работает над тем, чтобы поставлять заказчикам (в том числе и военным) не «голое» шасси, а укомплектованное под монтаж строго определённого оборудования.
Дело в том, что при монтаже на машину сложного оборудования на заводах-смежниках её приходится частично разбирать (для прокладки новых жгутов проводки, установки дополнительных кронштейнов и т. д.), что увеличивает не только себестоимость конечной продукции, но и увеличивает время монтажа. Проще все доработки по шасси запланировать заранее и проводить сборку на самом автозаводе. Заводу-смежнику лишь останется смонтировать на раму свою установку на заранее подготовленные места крепления и подключиться к уже имеющимся разъёмам коммуникаций. Первый образец такого подготовленного шасси Н90М на заводе уже смогли продемонстрировать журналистам.
Кроме выпуска СКШТ на заводе занимаются темой самопогрузчиков типа «Мультилифт». В своё время в Брянске разработали семейство армейских самопогрузчиков для различных отечественных шасси (КАМАЗ, «Урал»), отличающихся грузоподъёмностью крюковых захватов и размерами загружаемых платформ.
Не секрет, что эти системы позволяют значительно сократить время погрузки, выгрузки, доставки военного имущества непосредственно на боевые позиции войск и не требуют никаких дополнительных устройств или приспособлений, но они до сих пор не нашли широкого применения в российской армии. Более того, по наблюдениям заводчан, эта система вызывает какое-то отторжение у специалистов МО, хотя на словах все отмечают её преимущества.
БАЗу – 55 лет
История Брянского автомобильного завода ведётся с 4 июня 1958 г., когда из Бежицкого сталелитейного завода выделилось машиностроительное предприятие по производству промышленных гусеничных тракторов. Но уже тогда существовало решение об организации на новом предприятии производства специальных колёсных шасси по проекту ЗИЛа и из его комплектующих. Позже кооперация заработала в другую сторону – в Брянске был налажен выпуск агрегатов для полноприводного автомобиля ЗИЛ-131 (ведущие мосты, раздаточные коробки, лебёдки).
С 1959 г. на заводе организовано Специальное конструкторское бюро, где за всё время было разработано более 70 образцов техники.
Брянский автомобильный завод всегда являлся одним из основных разработчиков и изготовителей специальной военной автомобильной техники для нужд Министерства обороны РФ. На шасси БАЗ были смонтированы такие известные системы вооружения, как тактические ракетные комплексы «Луна» и «Точка» (шасси 135ЛМ и БАЗ-5921/22), зенитно-ракетный комплекс «Оса» (шасси БАЗ-5937/39), реактивная система залпового огня «Ураган» (шасси 135ЛМП), оперативно-тактический ракетный комплекс «Ока» (шасси БАЗ-6944) и многие другие. Под монтаж различных комплексов вооружения за всю историю предприятия было поставлено свыше 25 000 единиц техники. Многие из этих машин ещё находятся в эксплуатации, в том числе и в других государствах (Алжир, Сирия, Китай, Вьетнам, Индия и др.).
Сегодня СКШТ БАЗ используются для монтажа самого современного ЗРС С-400 «Триумф» (шасси БАЗ-69092, тягачи БАЗ-6402). Разрабатываются опытные образцы базовых шасси для размещения средств перспективного развития ЗРС «Триумфатор». Продукция завода находит широкое применение при монтаже крановой техники (автокраны «Ивановец») и оборудования для нефтегазовой отрасли. Мобильные буровые установки и агрегаты для ремонта скважин, смонтированные на шасси БАЗ, активно используют крупнейшие нефтегазовые компании, такие как «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Роснефть» и др.