Первые рутьеры России
150 лет механическому дорожному транспорту
Российскую «автомобильную» историю можно начать с интересных, но большей частью неосуществлённых проектов XIX века – механических безрельсовых транспортных средств. Пионером многие исследователи считают талантливого изобретателя В.П. Гурьева. Он создал в 1835 году проект пассажирского безрельсового поезда с паровым двигателем. По замыслу конструктора такие паровозы должны были двигаться по «торцовым дорогам» и конкурировать с железными дорогами. Но, к сожалению, этот замысел так и остался на бумаге, хотя Петербургу от проекта Гурьева достались знаменитые деревянные торцовые мостовые.
Возможно, правильным было бы считать пионерами отечественного механического дорожного транспорта отца и сына Черепановых – Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича, именно их считают создателями первого русского паровоза. В феврале 1834 года, более чем за год до проекта Гурьева, Черепановы построили и успешно испытали на ходу безрельсовое транспортное средство, которое в документах называлось «паровая телега» или «пароходный дилижанец». Однако до эксплуатации дело не дошло. В сентябре того же года их детище было поставлено на «чугунные колёсопроводы», т. е. рельсы.
В позапрошлом веке более 50 русских изобретателей различных конструкций самодвижущихся транспортных средств подавали заявки на выдачу соответствующих привилегий. Так, в 1830 году петербургский лафетный мастер Казимир Янкевич спроектировал «паровоз для езды по обыкновенным дорогам» и в 1840 году запатентовал его под названием «Быстрокат». В 1840-х годах некий Н. Малкин тоже занимался паровыми автомобилями. Есть даже упоминания, что один «сухопутный паровоз» Малкина был построен, но источник этих сведений не заслуживает полного доверия.
Во время зимней навигации 1861–1862 годов на льду Невы и Финского залива производились опыты с санными пассажирскими поездами на паровой тяге. По маршруту Санкт-Петербург–Кронштадт курсировали два дорожных локомотива с пятнадцатью прицепными пассажирскими вагонами каждый. Поезда были изготовлены в Шотландии по проекту инженера Натаниэля Грю (Nathaniel Grew) фирмой «Нейлсон». На локомотивах вместо передних колёс были установлены массивные лыжи. Каждая машина весила 12 т, одна из них была названа «Рюрик». Таким образом, «ледовые» локомотивы «Нейлсон» по праву можно считать первым механическим безрельсовым транспортом России. Несмотря на удачные первые опыты, паровые тягачи «Нейлсон» не показали себя надёжным и перспективным транспортным средством. Громоздкость и чрезмерно большой вес исключали эксплуатацию на обычных дорогах. А сезонное использование на льду было убыточно. К тому же капризный морской климат Петербурга не всякую зиму гарантировал необходимую толщину льда и соответственно безопасную эксплуатацию машин.
Позже некоторые отечественные источники утверждали, что московские купцы и предприниматели Иван Гучков и Гавриил Солодовников построили в 1861 году самый первый в России «паровой самоход» оригинальной конструкции – в середине машины находились ведущие колёса, а спереди и сзади установлены лыжи. Машина предназначалась для движения по снегу и использовалась на грузовых перевозках. Как удалось выяснить в британских архивах, это был дорожный локомобиль всё той же фирмы «Нейлсон» конструкции всё того же инженера Н. Грю. А потомственный почётный гражданин Г.Г. Солодовников был всего лишь заказчиком машины.
В лексическом обиходе тех лет паровые тягачи называли «самоходными локомобилями», «дорожными паровозами», «дорожными пароходами», а позже – «рутьерами» (от франц. Routier – дорожный; Locomobile routie\re – дорожный локомобиль).