Специализированные автомобили Volvo
Кто хочет – ищет способ.
Кто не хочет – ищет причину.
Сократ
Исходя из великого разнообразия рынка грузовых автомобилей может сложиться впечатление, что приобрести можно любое решение, было бы достаточно финансовых средств. Это утверждение не соответствует действительности, когда речь идёт о сложных надстройках, иногда тяжеловесных, требующих перекомпоновки узлов и агрегатов и (или) применения нестандартных конфигураций осей. При этом никто не отменял требований безопасности конструкции транспортного средства и обязательной сертификации. О том, как трудолюбиво подходят к решению нетипичных задач и как находят те самые способы постройки специализированных автомобилей, – на примере компании Volvo Trucks.
Этапы решения задач
При поступлении нестандартных заказов инженеры компании «Вольво Восток» российского представительства Volvo Trucks наметили из практики некий алгоритм работы. На первом этапе образуется понимание, какое транспортное средство и с какими характеристиками на выходе предстоит построить. Затем начинается подбор максимально подходящего серийного шасси, которое потребует в дальнейшем минимум переделок. Следующий этап создания транспортного эксклюзива подразумевает распределение ролей. В этот период определяется, какие доработки или изменения целесообразно внести ещё на заводе-изготовителе, потом то, что предстоит выполнить производителю надстройки, и, наконец, что возьмёт на себя технический центр Volvo Trucks. Затем закипает работа. Далее приводим несколько конкретных примеров того, что получилось в итоге кропотливого труда с нестандартным подходом.
Бетононасос Putzmeister RUS на шасси Volvo FM
Дочерняя компания немецкой фирмы «Putzmeister Concrete Pumps GmbH» – ООО «Путцмайстер-Рус» производит автобетононасосы со стрелами длиной от 20 до 63 метров. Их конструкция – четырех-, пяти- и шестисекционная с типом складывания Z, RZ и ZR, что позволяет повысить гибкость оборудования и сделать его более универсальным в применении. Оптимальная кинематика обеспечивает использование рабочего пространства как в ограниченных межэтажных пространствах, так и на открытых площадях.
Российскому представительству Volvo Trucks была поставлена задача поставить шасси для 56-метрового автобетононасоса. Для такого транспортного средства, полной массой под 25 т, длиной 14,1 м и высотой 3,97 м выбрали шасси Volvo FM с колёсной формулой 10х4 и нестандартной колёсной базой 5800 мм, которое, к счастью, нашлось в производственной гамме шведского автомобилестроителя. «Ленивая» подъёмная ось задней трёхосной тележки управляемая. Для компоновки оборудования бетононасоса конструкторам Volvo пришлось высвободить дополнительное пространство над этой экзотической осью, а реализовали уже эту задачу силами сервисной станции по технологии, разработанной инженерами «Вольво Восток».
Полёт «Чайки»
Этот амбициозный проект инженеры окрестили «Чайка», поскольку он реализовывался совместно с нижегородским машиностроительным предприятием «Чайка-Сервис». Специальный подъёмник с высотой стрелы 70 м для работы в карьере с возможностью работы на неровной площадке требовался горнодобывающему предприятию для того, чтобы фрагментарно обрушивать нестабильные фракции породы на вертикальных поверхностях на большой высоте. Кроме того, заказчиком оговаривалась возможность использования отечественных шин повышенной проходимости размерностью 425/85 R21 (в обиходе называемых «камазовскими»). Специалисты Volvo на первом этапе подобрали специальное заводское шасси FMX 8x6 с наличием свободного места для аутригеров.
Следующая задача – нестандартная компоновка оборудования на раме подразумевала переработку, перекомпоновку и альтернативное размещение ряда компонентов для обеспечения необходимого пространства крупногабаритным вездеходным колёсам. Диски с требуемой комбинацией отверстий под ступицу и вылетом изготовил сторонний производитель по спецзаказу.
Проект «АЛРОСА» – балластно-седельный тяжеловозный тягач
Лидер алмазодобывающей отрасли мира, российская горнорудная компания с государственным участием «АЛРОСА», выдвинула следующие требования к балластно-седельному тягачу-тяжеловозу: колёсная формула 6х6, возможность буксировки трала за дышло и за ССУ, наличие переднего сцепного устройства для сцепки в тандем, расположение буксирных устройств в нужном положении по высоте от земли, возможность буксировки на треугольной жёсткой сцепке, подключение питания гидростанции трала 24V.
В ответ Volvo предоставило своё техническое решение. Было решено построить балластно-седельный тягач на шасси Volvo FMX со съёмной бортовой платформой на замках контейнерного типа. Поскольку полная масса автопоезда в этом случае составит много десятков тонн, выбрали наиболее подходящий для тяжеловесов тип КП – гидромеханическую автоматическую Volvo Powertronic.
Силовую траверсу и тягово-сцепное устройство Rockinger 56E смонтировали на поперечине рамы особой конфигурации с выступающей вперёд передней частью сразу на головном заводе. Там же установили заднюю буксирную поперечину сцепного устройства Rockinger 56E. На этапе изготовления и монтажа съёмного бортового кузова партнёр-«бодибилдер» адаптировал шасси по высоте для согласования координат ТСУ. В заключение на сервисной станции Volvo установили пусковую розетку для питания гидростанции.
Работа с силовой линией
Сегодня в перевозках грузов строительной и добывающих отраслей требуется точное соблюдение графика, что повышает требования к средней скорости движения, но никто не желает при этом жертвовать топливной экономичностью. Задача очередного нетривиального заказчика – седельный тягач для автопоезда, перевозящего по дорогам общего пользования нерудные материалы или строительную технику на полуприцепе-трале. В итоге за основу был взят Volvo FH13 420 6х4 с двигателем D13C мощностью 420 л.с. и механической КП. В трансмиссии у базового тягача были двухступенчатые мосты с передаточным отношением 3,61. После консультаций и инженерных расчётов настройка мощности двигателя была повышена до 460 л.с., КП сменили на автоматизированную I-shift Overdrive, а вместо мостов с бортовыми редукторами установили одинарные, передаточное число которых 3,78. После контрольных замеров получили экономию топлива от 4 до 6 л на сотню километров пробега.
Необычный тягач для аэродрома
У аэродромной техники свои особенности. Это и особые требования к безопасности, приводящие к необычным компоновочным решениям, и низкие скорости движения при небольших годовых пробегах, и совсем необычные конфигурации надстроек. Для аэродромного топливозаправщика был использован тягач Volvo FM11 4x2T с двигателем D11C мощностью 450 л.с. и автоматизированной КП I-shift. Несмотря на не самую высокую энерговооружённость с учётом показателей полной массы аэродромного топливозаправщика, здесь не требуются высокие динамические показатели. Шасси пришлось дополнительно усилить под возросшую полную массу сцепки, ССУ использовали специализированного типа, а чтобы высвободить место на раме для топливозаправочной аппаратуры перенесли топливный бак, АКБ, ресиверы и некоторые приборы пневмосистемы. Заодно предусмотрели отбор мощности.
FOPS или ROPS?
Речь пойдёт об элементах конструкции автомобиля или надстройки для пассивной защиты жизненного пространства кабины водителя грузового автомобиля. Лесозаготовительное предприятие попросило предусмотреть защитный каркас. Инженеры Volvo Trucks проанализировали сценарий эксплуатации техники в заданных конкретных условиях и пришли к выводу, что в данном случае водителю не угрожают предметы, падающие с высоты, но есть риск опрокидывания и наезда на препятствие. Поскольку данные перевозки осуществляются только по технологическим дорогам без выезда на сеть общего пользования, требования по предельному габариту ширины ТС отсутствуют. Соответственно оптимальное решение – каркас безопасности, обвивающий этот Volvo FMX 6х4…