Копии строительной техники Юрия Ударцева
Любители масштаба 1:43 помимо копийности ценят упаковку, первозданную окраску модели и очень негативно относятся к нарушению общей целостности модели. Любители же сборки из «китов» (кит – набор для самостоятельной сборки модели из предлагаемых или самостоятельно изготовленных деталей) больше ценят тщательность и проработанность сборки, обращая меньше внимание на упаковку и другие аспекты. Мы не будем спорить, кто из этих коллекционеров прав, а расскажем об удивительной творческой семье, создающей настоящие шедевры.
Копии автомобилей в масштабе 1:43 в подавляющем большинстве случаев являются готовыми моделями из крупных или не очень больших тиражей, созданных промышленными предприятиями, коллективами небольших студий или мастерами-одиночками. Поэтому в коллекции одного любителя миниатюр присутствуют экземпляры один в один повторяющие модели других коллекционеров. Такого нет среди коллекций любителей, например, масштаба 1:35 или 1:72, так как это копии из «кита» и несмотря на то, что техника может быть одинаковая, собрана, окрашена и доведена до ума машинка самим хозяином модели, ну или кем-то по его персональному заказу. А следовательно, каждая такая модель является произведением декоративно-прикладного творчества, индивидуальной, ни на что не похожей, отличающейся множеством нюансов.
Модельные тенденции
Однако тренд сборки моделей из «китов» появился последние десять лет и в масштабе 1:43. Это продиктовано не только появлением возможности создавать собственные модели из сборных конструкций, но больше желанием конверсировать выпущенную промышленным способом модель, придав ей некую неповторимость. Мотивацию в этом случае создаёт осознание, что у вас есть возможность и умение, чтобы самостоятельно собрать любимую масштабную модель либо её модификацию, и она будет существовать в единственном экземпляре, а не являться частью некоего существующего тиража.
Таким образом, технологии, применяемые на протяжении многих лет коллегами из масштаба 1:35 или 1:72, довольно стремительно перекочёвывают в масштаб 1:43, тот же везеринг, например, или замена стандартных неказистых деталей на более проработанные – фототравленные, добавление деколей и т.п.
А что делать, если у вас нет времени, возможности, таланта собрать из «кита» модель самому, а иметь её в своей коллекции очень хочется? Вот тут и начинается самое интересное. Множество мастеров или студий, создающих копии в 43 масштабе с нуля, не готовы вам помочь, потому что заняты производством тиражей собственных разработок или ранее заказанных. К тому же они не всегда готовы использовать материалы, которые вы хотели бы видеть в модели, потому что используют собственные, уже опробованные и давно применяемые технологии. Ваш заказ либо для них экономически не выгоден, либо он будет не подъёмный вам по деньгам.
Некоторые пытаются заразить своей идеей других коллег, чтобы в производство пошёл тираж. Ваша модель, став его частью, станет доступнее, но эксклюзивность уже будет не та. Такой путь довольно трудоёмкий, и это многих отпугивает. Выход один – найти мастера, не занимающегося производством тиражей, но любящего своё дело. Мне повезло такого найти, о нём этот рассказ.
Непризнанные шедевры
В одно время я загорелся идеей дать вторую жизнь модели, выпущенной итальянской компанией «Dugu» в 70-е годы прошлого века. Модель «Duesenberg J» сильно пострадала при пересылке, продавец отказался возвращать деньги, а реставрировать её у меня не хватало никаких способностей. В это время я случайно познакомился с Юрием Ударцевым. В голову пришла идея сделать из неё диораму, об этом в нашей переписке я и рассказал моему новому знакомому. На удивление, он проникся идеей, сделал несколько дельных предложений и через какой-то месяц из Тобольска-5 Тюменской области я получил по почте полностью готовый проект.
Исходя из моего опыта, подобные проекты иногда реализуются годами, а тут такая скорость. Налицо присутствовал серьёзный опыт и большой профессионализм. Перед тем, как начать общаться с Юрием, я, конечно, видел несколько его работ. В создании моделей с нуля в масштабе 1:43 он уже далеко не новичок, реализовано более 200 копий с нуля и около 400 конверсий. И всё же!
С Ударцевым мы ранее не пересекались, потому что он больше специализируется на копировании строительной техники, я же интересуюсь копиями классических автомобилей, выпущенных до 1940 года. Однако внимательно изучив фото изготовленных Юрием моделей, я понял, что их создатель достоин быть более узнаваемым в среде коллекционеров, так как многие из его творений вполне соответствуют званию шедевра.
Любовь всей жизни
Юрий Ударцев родом из небольшого городка Асбест Свердловской области. Его детство, как у большинства наших сверстников, проходило не за монитором персонального компьютера или смартфона, а в подвижных играх на улице. Несмотря на отсутствие поблизости каких-либо кружков творчества или «Станции юных техников», Юрий и его друзья читали журналы, интересовались машинами и при случае познавали её на собственном опыте, периодически залезая в кабины автомобилей, тракторов и экскаваторов.
Когда в продаже в СССР появились первые масштабные модели автомобилей, самолётов, судов, для пацанов это стало лучшим подарком, а дефицит таких «китов» компенсировался их собственным творчеством. Автомобили и другую технику ребята рисовали в тетрадках, лепили из пластилина, выпиливали из дерева, помогала в этом и художественная школа, которую Юрий посещал после занятий. Любовь к технике у Ударцева – на всю жизнь, а потому он профессиональный водитель, машинист гусенично-пневмоколёсных кранов 6 разряда и увлечённый реставратор мотоциклетной техники. А вечерами, освободившись от рабочих и домашних дел, он создаёт копии строительной техники в масштабе 1:43.
Внимание к деталям
Первой самостоятельной работой Юрия стала доработка модели бульдозера ЧТЗ Т-2 саратовского объединения «Тантал». Дед Юрия всю жизнь проработал на этом тракторе, поэтому внук взялся сохранить память о нём в своей коллекции. Резиновые гусеницы Ударцев заменил на металлические траки, отлитые вручную. Он остеклил кабину, множество деталей его масштабной модели двигались и работали, как у прототипа. Творчество парня оценили коллеги-коллекционеры, а принимая во внимание, что тракторной и другой строительной техники в масштабе 1:43 ещё десять лет назад выпускали крайне мало, на работу Юрия появился спрос. У него возникла реальная возможность глубже вникать в модельные технологии, общаясь, например, с прекрасным мастером и знатоком М. Жиряковым, перенимая у него секреты мастерства в литье сплавов с низкой температурой плавления, фототравлении и т. п.
Следом появились копии гусеничных тракторов С-60, С-100, Т-100М (и трубоукладчик, и бульдозер на базе Т-100М), ДТ-54, ДТ-75 К, трелёвочные тракторы ТТ-4 и ТДТ-55А, перекидной гусеничный погрузчик Т-157, гусеничный транспортёр тягача ГТ-Т, болотоходы «Урал-5940 ТС-1» и «Тюмень-1», скрепер-дозера ДЗ-194 (ЧТЗ), вибропогружатель свай ВВПС-32/19 и многие-многие другие. Все модели полностью выполнены из металла.
Любая модель создаётся после того, как Юрий, вооружившись рулеткой, наиподробнейшим образом измеряет реальный прототип, формирует его рабочие чертежи уже в масштабе 1:43, создаёт «мастер-модели» для будущего литья. Последние несколько лет довольно успешно ему помогает его жена Юлия и делает это довольно искусно, постоянно следя за новшествами в этом аспекте развития технологий. Именно Юлия изготовляет формы по «мастер-моделям», отливает все детали, которые затем Юрий тщательно подгоняет, собирает и окрашивает в цвета, соответствующие реальному прототипу. Именно Юлия является первой, кто оценивает качество работы своего мужа, и поверьте, её контроль достаточно требовательный и придирчивый.
Модели Юрия можно найти в частных коллекциях не только нашей страны, но и в Чехии, Германии, Канаде и Израиле. Масштабные модели Ударцева востребованы и желанны, их ждут, за ними стоят в очереди. Но Юрий не из тех, кто стремится к большим тиражам. Ему интересно работать в разных направлениях, изучать и реализовывать что-то новое. Он выслушивает пожелания коллекционеров и именно поэтому среди его работ можно встретить самую разнообразную технику. Например, автокраны КС-2561, КС-4561А, МКА-10; пневмоколёсные краны КС-5363, КС-6362; автопогрузчики ЛЗА и ЛЗА-4045; снегопогрузчик КО-206; бурильно-крановые машины на базе ГАЗ-66 и МТЗ-82; подметально-уборочную машину на базе ЗиЛ-4331; шнекороторный снегоочиститель на базе «Урал-375»; экскаваторы ЭО-4112А, ЭО-5111Б, ЭО-5119; карьерный гусеничный ЭКГ-5А, ЭО-4111В с оборудованием драглайна; роторный ЭТР-231, карьерный экскаватор ЭКГ-8и; комбайн АКРОС-530; кабелеукладчик МД-10; башенный кран КБ-405 и многое другое.
Колёса и другие детали, которые Юрий и Юлия не могут изготовить самостоятельно (или это очень трудоёмко), они приобретают у коллег или в специализированных магазинах. Например, профили для изготовления стрел мачт кранового оборудования закупают в США. Сборку любой модели Юрий производит не спеша и очень тщательно, на его рабочем столе помимо двух настольных ламп, для хорошего яркого света, всегда паяльник, паяльная кислота, припой ПОС40-60, наборы надфилей и свёрл, мини-дрель и бормашина с разными насадками, линейка и штангельциркуль. По сути, это всё, а что получается, можно увидеть на фото.