«Российская неделя здравоохранения-2018»
С 3 по 7 декабря 2018 года в Москве, в Экспоцентре на Красной Пресне, прошла «Российская неделя здравоохранения-2018». В рамках данного важнейшего для страны международного форума отметились некоторые производители специального автотранспорта для медицины.
Из 15 транспортных средств 10 были АСМП – автомобили «скорой медицинской помощи». Степень оснащения медицинской техникой подразделяет машины на отраслевые классы «А», «В», «С», где самая простая комплектация относится к классу «А» – для пациентов, не являющихся экстренными, автомобили следующего уровня «В» приспособлены для проведения лечебных мероприятий силами врачебной бригады и мониторинга состояния больного на догоспитальном этапе. И третий, самый навороченный класс «С», жёлто-лимонного окраса требует от автомобилей серьёзного оснащения для проведения реанимационных мероприятий.
АСМП строят на самых различных шасси: от легковушки до малотоннажников и микроавтобусов, но в их конструкцию вносится ряд изменений, порой довольно существенных и требующих отдельной сертификации.
Общие тенденции
Среди продемонстрированных на выставке машин, вне зависимости от их производителя, было несколько объединяющих факторов. Один из них – новые требования к мебели АСМП, выраженное в полном отказе от использования панелей из ДСП в пользу технологичных пластиков. Второе – высокие крыши самостоятельной доработки на серийных автомобилях, и наконец – большая любовь к использованию базового шасси Citroёn Jumpy и «ГАЗели» поколения NEXT.
Благодаря компактным размерам, манёвренности и адекватной стоимости Citroёn Jumpy в базовой комплектации калужского происхождения он неплохо подходит для работы в крупных городах в условиях высокой загрузки дорожной сети и тесной парковки. Экономичный турбодизель рабочим объёмом 2,0 л расходует в среднем около 6 л на 100 км пути. Citroёn Jumpy оснащён независимыми пружинными подвесками передней и задней оси, что подходит для пассажирских автомобилей медицинского назначения, обеспечивая пациентам и бригаде автомобиля необходимый уровень комфорта. Такие автомобили были представлены компаниями ООО «Промышленные технологии» из Нижнего Новгорода, ООО «Интеравтоцентр» и ульяновского ООО «Автодом».
АВТОДОМ
Ульяновский производитель спецавтомобилей привёз прямо с родины Владимира Ильича 2 автомобиля скорой медицинской помощи на принципиально разных шасси. Один из них построен на недавней премьере соседствующего ульяновского автозавода «УАЗ-Профи». АСМП мод. 464642 класса «А» с модульным кузовом для общепрофильной выездной бригады построен на базе реанимобиля УАЗ-128811-100. Исходное шасси УАЗ-236022-010-10 – полноприводный 2-местный «стандарт» с двигателем ЗМЗ-409.051. Принципиальным отличием от большинства решений ООО «АВТОДОМ» для АСМП стала конструкция медицинского отсека из композитных и полимерных материалов, что дало возможность создать вместительный, и в то же время лёгкий кузов. Это позволило увеличить внутренний объём, установить широкий набор медицинского оборудования, да и коррозия такой надстройке не страшна.
Второй автомобиль класса «В» построен на популярном базе фургона Citroёn Jumpy (тип VFAHXG-A2A04E) и рассчитан на перевозку пациентов с возможностью оказания в пути неотложной медицинской помощи. В отличие от спецмашин мод. 39013, выпускаемых на базе стандартных фургонов Jumpy, эта новинка снабжена крышей на высоте 2305 мм, однако распашные двери в корме оставлены стандартного размера.
Промтех (Самотлор-НН)
Этот нижегородский бодибилдер представил сразу четыре новинки: у всех моделей внутри только металлопластиковая мебель с гарантией 5 лет.
Lada Roof LRGS0MJ – автомобиль «Медслужба» – специализированный медицинский УПВ для одного лежачего больного и двух сопровождающих оборудован новым оригинальным кузовом повышенной вместимости и высокой крышей. При высоте дверного проёма 1250 мм габаритная высота автомобиля составляет 1950 мм. Он может эксплуатироваться в двух вариантах: автомобиль транспортного (до трансформации салона) и медицинского назначения (после трансформации салона). Преобразование салона из пассажирского в «санитарку» под силу одному человеку. В соответствии с приложениями к приказу Минздравсоцразвития России от 01.12.2005 № 752 «Об оснащении санитарного автотранспорта» отличительной конструктивной особенностью данного автомобиля является наличие перегородки между водительским и пассажирским салонами. Однако работа на легковушке не требует медицинской лицензии: сейчас 20 машин уже закупили Кызыл, Саратов, Пермь и другие города.
Citroёn Jumpy L3H2 (тип VFAHXG-B2A04E), взятый за базу АСМП мод. 2243FB класса «B», отличается от аналога из Ульяновска высокими задними дверьми. Два кресла в медицинском отсеке складываются, обеспечивая поперечное перемещение приёмного устройства и проход. Имеется возможность установки дополнительных носилок.
Крупная партия полноприводных «Промтех 22438D» класса «B» на базе ГАЗ-2217 «Соболь-Бизнес 4x4» с высокой крышей недавно отправилась в Ростовскую обл. Новые спецсигналы, благодаря размещению непосредственно в крыше, получили пассивную защиту от веток и низких подъездных путей. Дизель выбран с учётом сельской местности. «Соболиный» салон оборудован новой мебелью и откидными боковыми местами. Машина предназначена для узконаправленных медицинских бригад – травматологической, кардиологической, педиатрической и представляет собой готовое решение, уже укомплектованное необходимым минимумом оборудования: носилками, преобразователем электропитания и ФВУ.
Ещё одна новинка завода – «Промтех 22438D» на шасси ГАЗ-A69R23 класса B – предстала в жёлтой раскраске класса «C». Судя по готовящемуся оснащению этот вариант «ГАЗели NEXT» может использоваться для интенсивной терапии. Самотлоровцы предлагают на выбор два варианта двигателей – привычный Cummins и новейшую модификацию горьковского шасси с двигателем Volkswagen! Новая «скорая» соответствует требованиям ГОСТ и нового технического регламента, комплектация медицинского оборудования соответствует приказу № 388н Минздравсоцразвития РФ.
Интеравтоцентр
ООО «Интеравтоцентр» переоборудованием занимается не так давно. Дебют на Красной Пресне компания закрепила двумя новинками: ИАЦ-253GS4 класса «В» на базе Citroёn Jumpy (тип VFAHXG-B2A04D) и ИАЦ-1767M5 класса «3» на базе ГАЗ-А69R33 с новейшей металло-пластиков мебелью.
АСМП на шасси «ГАЗель NEXT» соответствует ГОСТу и новому техрегламенту. В выставочном образце по сравнению с предыдущими версиями на треть увеличен объём рабочей зоны, предназначенный для размещения оборудования и работы врачей при оказании ими медицинской помощи.
Луидор
Санитарный автомобиль «Луидор 220000» на базе универсала «Лада Ларгус» серии R90 адресован эксплуатантам медицинских такси. Потолок отделан искусственной кожей, а боковые панели пластиком. Складные кресельные носилки с 4 вариантами трансформации. В медицинском салоне предусмотрено одно сиденье для сопровождающего.
Специалисты ПКФ «Луидор» серьёзно поработали над оборудованием автомобилей. Но вызвал недоумение «Луидор 2250С4» класса «С» на шасси «ГАЗель NEXT» для реанимации, интенсивной терапии и контроля за состоянием пациента на пути следования до стационара. Непонятно почему при богатом оснащении выбрали бюджетный вариант двигателя изо всех имеющихся в распоряжении группы ГАЗ – УМЗ-А274 (дальнейшее развитие УМЗ-4216) экологического класса Euro 4.
Зато на стенде затаился не менее интересный экспонат – станция переливания крови на базе ГАЗ-А69R33. Согласно переписи населения, 26% жителей России живут в небольших городах, деревнях и сёлах, где не хватает врачей и организаций, оказывающих медицинскую помощь, проводящих раннюю диагностику, принимающих анализы. В таких случаях эффективно помогают передвижные медицинские комплексы различного назначения. Поэтому на «Луидоре» создали передвижную медицинскую лабораторию на базе «ГАЗель NEXT» для сбора крови, её компонентов и проведения вакцинации. Медицинский салон разделён на два отсека стенкой со сдвижной дверью. В первом отсеке расположен холодильник для хранения собранного биоматериала, а также мебель, электро- и USB-розетки для работы с оргтехникой.
Второй отсек предназначен для проведения медицинских процедур и оборудован мебелью для персонала, кушеткой, отсеками для инструментов и бактерицидной лампой.
Грузовая стезя
Особо нужно отметить грузовую тематику, которая периодически появляется на выставке. НПО «Инвариант» привёз прицеп модели 88414 с цифровым малодозовым флюорографом «ФЦМ – Альфа». Его можно буксировать джипами или микроавтобусами УАЗ, а также внедорожниками Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser и их аналогами.
ООО «Техпро» из Обнинска известно широкой гаммой выпускаемых фургонов на шасси грузовых автомобилей и прицепов: коневозы, мастерские, лаборатории, командные пункты, телевизионные станции, гримвагены, кемпинги и конечно же медицинские комплексы. В числе последних компания представила флюорографический кабинет «Техпро 47447S» на среднетоннажном шасси Нyundаi НD78.
НПО «Мобильные клиники» нечастый гость выставок, но именно близость машин к Москве позволила привезти экспонаты буквально с работы. Фургоны мод. 798401 на шасси Mercedes-Benz Actros 2541 можно встретить в ТиНАО (Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы). Всего было закуплено 5 передвижных комплексов нескольких назначений, типа и комплектации. Стоимость каждого стоматологического исполнения в 2015 году составляла 80 млн руб. Но даже частным клиникам это очень выгодно. Например, одна зубоврачебная «ГАЗель» в Вологодской обл. еженедельно «привозит» 300 000 руб. прибыли. Кроме представленных на выставке диагностического и стоматологического комплекса предприятие выпускает передвижные комплексы «ПЭТ–центр»: мод. 798402 (медицинский позитронно-эмиссионный томограф, совмещенный с компьютерным томографом ПМ «ПЭТ/КТ») и мод. 798403 (медицинская лаборатория для фасовки и введения радиофармпрепарата ПМ «ФВ»).