First Automobile Works (FAW)
Компания FAW Group официально является первым китайским автомобильным предприятием. Создана компания в 1953 году по инициативе высшего руководства компартии Китая, и это первенство отражено в самом названии – First Automobile Works (первый автомобильный завод).
Сегодня валовой объём компании FAW составляет 3 миллиона автомобилей, и выпускает она их под многими другими брендами, в том числе и в сотрудничестве с европейскими автоконцернами, но ценит и гордится своим историческим названием. Компания до сих пор выпускает автомобили представительского класса под маркой «Красное знамя» (Hongqi – Хунцы), разрабатываемые специально для первых лиц Китая.
Свой первый грузовик, 4-тонный Jiefang CA-10 (Цзефан – освобождение), FAW выпустила в 1956 году при поддержке специалистов с ЗИСа. Москвичи тогда помогли китайским товарищам наладить не просто выпуск первой модели национального грузовика, которая повторяла советский ЗИС-150, но и перенести дух партнёрства. Даже проходная первого китайского автозавода скопирована с главного входа ЗИЛа. Фактически с «Цзефанов» в китайской экономике началась широкая кооперация между разрозненными предприятиями, позволившая вылиться в целую индустрию.
Китайский Детройт
Штаб-квартира компании находится там же, где зародилась китайская автоиндустрия, – в городе Чанчунь, административном центре провинции Цзилинь, находящемся недалеко от границы с КНДР. Автомобильная промышленность в этой маньчжурской провинции составляет 50% от всей экономики. В здании штаб-квартиры кроме руководящих органов компании располагается исследовательский центр, а по всему Чанчуню, который можно назвать китайским Детройтом, можно увидеть множество зданий с логотипом FAW, в которых располагаются различные службы компании. Непосредственно напротив штаб-квартиры находится завод грузовых автомобилей.
Модернизация по правилам
Основное производство грузовых автомобилей было модернизировано лишь в 2005-м, и теперь завод выпускает до 500 автомобилей в сутки, хотя штатное количество выпускаемых ежедневно автомобилей значительно ниже. В центре сборочного цеха размещены два современных конвейера, на которых собирают одновременно до 26 крупнотоннажных грузовиков. Кроме того, в цеху расположено 120 станочных постов, на которых занято 1300 рабочих. Полный цикл сборки грузовика на основном конвейере занимает около двух часов, и новый грузовик сходит с конвейера каждые 5 минут.
На площадке, на задворках цеха, можно увидеть готовую продукцию: седельные тягачи с кабинами традиционного для внутреннего рынка красного цвета, среди них редко можно найти жёлтые, сделанные для горняков, и зелёные – для армии, города и села. От выпущенных на экспорт грузовиков они отличаются не только цветом кабины (в России официально продают грузовики с оранжевыми, тёмно-серыми и синими кабинами). Для китайского рынка выпускают версии со смещённой вперёд средней осью. Это обусловлено двумя факторами: лучшей управляемостью и необходимостью снизить осевую нагрузку на ось для 36-тонных машин. На площадке можно заметить и машины с двигателем на сжиженном газе, выпускаемые исключительно для внутреннего рынка.
Нужны ли зодчие Китаю?
Современные грузовики оснащают кабиной новейшей серии J6, которую можно считать главным козырем. В разработке кабины участвовали итальянские стилисты, по дизайну и эргономике новая кабина не уступает грузовикам европейских производителей. Ставка при его разработке была сделана на уменьшение лобового сопротивления и особый дизайн экстерьера, для чего с Апеннинского полуострова были выписаны кутюрье, которые в течение года отработали форму и стилистические моменты машин. Однако важнейшей задачей при разработке стало увеличение степени внутреннего комфорта водителя, и тут европейским гуру пришлось убеждать китайских партнёров в необходимости подойти к разработке машины с европейскими лекалами.
У новой серии J6 кабина стала намного просторнее, чем в моделях серии J4, снятой по японским лекалам. Спальное место на 20 см шире, а ветровое стекло имеет более широкий угол горизонтального и вертикального обзора при сохранении прочностных характеристик. Кабина с традиционной 4-точечной системой крепления.
Когда правила диктует Китай
С 1 июля 2013 года в соответствии с новым законодательством Китая на все новые партии производимых грузовиков устанавливают двигатели экологического стандарта Euro 4, двигатели более старых серий (включая бензиновые для капотных и полноприводных армейских версий) устанавливают только по заказам. Системы питания для дизельных двигателей, экспортируемых в Россию, производит компания Bosch. Сейчас доля выпускаемых грузовиков с двигателями Euro 3 составляет всего 20%, и скоро их производство будет полностью прекращено. Тормоза с системой ABS поставляет корпорация Wabco, сцепление Sachs – концерн ZF. До недавнего времени коробки передач для крупнотоннажных грузовиков FAW производила компания ZF, но недавно инженеры FAW завершили разработку собственной коробки. В конструкции первой партии КП китайского производства будет отсутствовать синхронизатор, как в американских полстелларах (т. е. потребуется двойной выжим на педали сцепления), но начиная со второй партии FAW будет самостоятельно производить полностью синхронизированные КП для магистральных тягачей и крупнотоннажных грузовиков.
Не стоять на месте
Причиной того, что FAW Group внедряет все эти новшества, является в том числе их стремление к экспансии на зарубежные рынки. Кроме России компания экспортирует свои автомобили почти в восемьдесят стран, в том числе Казахстан, Киргизию, Египет, Перу, Индонезию, Северную Корею, Мексику, Южную Африку. В Мексике и ЮАР компания уже имеет свои производственные базы, и тем не менее в компании огорошили: строительство завода в России пока в планы не входит. В числе причин представители компании называют непрозрачность российского законодательства и отсутствие внятных перспектив по окупаемости.
На рынках России и Восточной Европы компания представлена с июля 2007 года. Современный экспортный модельный ряд включает четыре самосвала моделей J5 и J6 с колёсными формулами 6x4 и 8x4, два седельных тягача CA4250 и CA4180 с кабиной J6 – 6x4 и 4x2 и бетоносмеситель 6x4 с кабиной J5P. Компания предлагает малотоннажный FAW CA 1041 в трёх вариантах, различающихся кузовами и кабинами. Хотя дилерская сеть компании охватывает почти всю территорию страны, около 70% продаж приходится на Центральную Россию – Поволжье и Южный федеральный округ. Пока российскому представительству и дилерской сети FAW удавалось продать порядка пятисот грузовиков в год, и сейчас они прилагают все силы главным образом в области маркетинга, чтобы удвоить эту цифру. Представительство автоконцерна в России сотрудничает с российскими дилерами в области сбора отчётов об эксплуатационных особенностях грузовиков. Данные о существующих недостатках и проблемах направляются в центр разработок в Китае для доработки и устранения.
Будучи сравнительно новым игроком на российском рынке, компания зависима от инерционного отношения большинства потенциальных клиентов, мало знакомых с брендом FAW. Они не знают, чего ожидать от этих машин. Поэтому одна из основных задач для российского представительства – добиться узнаваемости бренда и сформировать благоприятный образ компании для российского потребителя.
В салонах российских дилеров концерн FAW вынужденно соседствует как с товарищем по китайской «большой четвёрке» производителей автомобилей – Dongfeng, так и с другими китайскими производителями – Foton, BAW, Shaanxi, JAC... Впрочем, конкурировать зачастую приходится не только с автомобилями других марок, но и с собственными машинами, произведёнными для внутреннего рынка Китая и ввезёнными на территорию Российской Федерации по серым схемам. Борьба с серым ввозом сейчас входит в список приоритетных задач российского представительства компании. Полулегально ввезённые грузовики не проходят тесты на соответствие установленным в России стандартам. И хотя многие сервисные центры идут навстречу клиентам и берутся за ремонт таких грузовиков, их сложно обслуживать, так как конструктивно они отличаются от грузовиков, предназначенных для официального распространения в России. Незаконно ввезённые грузовики руководство компании рекомендует узнавать по красному цвету кабины, что вызвало сначала лёгкое недоумение: поскольку именно самосвалы и тягачи с красной кабиной проходили сертификацию в России (см. «Орленок» учится тягать» и «Дао стахановца»). Но стратегия продаж меняется. Поэтому российское представительство на своём сайте предоставляет услугу проверки VIN-кода автомобиля, воспользовавшись которой можно узнать, числится автомобиль в списке проданных у официальных дилеров или нет.
Российское представительство идёт навстречу потенциальным клиентам, желающим уменьшить расходы при покупке грузовиков. Если потенциальный клиент готов взять на себя транспортировку грузовиков, он имеет возможность договориться о покупке машин непосредственно с завода в Китае, минуя дилера. Можно сделать заказ и договориться о самостоятельном вывозе грузовиков от китайской границы, если у компании есть собственные перегонщики, и такой вариант будет для неё более выгодным. Приобретённые таким образом грузовики будут считаться официально ввезёнными и по части обслуживания, гарантии и поддержки ничем не будут отличаться от машин, купленных у дилеров.
Традиционно продукты китайских производителей ценятся прежде всего за хорошее соотношение цены и качества, но FAW поставила задачу: изменить отношение к своим машинам как к дешёвой рабочей силе. Улучшения в области дизайна, надёжности и срока службы направлены на изменение позиционирования грузовиков компании на международном рынке. FAW стремится к тому, чтобы их машины воспринимались не как компромисс, а как достойная альтернатива европейским маркам.