Рынок новых грузовиков в России в 2018 г.
Похоже, что триумфальный рост рынка новых грузовиков в России завершился. Если рыночные показатели июня 2018 года ещё превышали аналогичные 2017 года, но всего на 1,3%, то уже в июле графики пересеклись, и отставание составило 10% от прошлогоднего значения. Что происходит, почему и когда выровняется? Эти вопросы беспокоят всех игроков автомобильного рынка.
На что стоит обратить внимание
В 2017 году рынок показал значительный рост: относительно предыдущего года от 25% в январе до 69% в мае. В декабре 2017 относительно декабря 2016 динамика составила 51%, а в целом за год рынок вырос на 50%. Это очень большой показатель. Для сравнения: среднегодовые темпы роста рынка грузовиков в США составляют 34%. Российский рынок в последние годы не радовал ни стабильностью, ни серьёзным ростом. Поэтому трудно сказать, какой показатель считать нормальным, но навскидку, «нормально хорошей» была бы динамика в пределах 20–25% с учётом обновления техники и стабильной экономической ситуации, а, возможно, и меньше – 15–20%. Значит, цифры 2017 года превысили «нормальные» не менее, чем в 2 раза.
В 2018 году ситуация уже несколько иная. До апреля рост продолжался с отличными показателями +30%, затем замедлился и с июля начал отставать от показателей прошлого года. В августе рынок просел на 19%. В результате, относительно аналогичного периода прошлого года, за 10 месяцев рынок вырос всего на 5%.
На диаграмме указаны события, которые оказали на рынок прямое влияние (представляется, что наибольшее).
Динамика объёмов продаж новых КАМАЗов была положительной с середины 2016 года. В декабре 2017 «КАМАЗ» реализовал рекордные 3000 грузовиков и планировал продолжать рост. Однако не слишком заметный перелом случился уже в апреле, кривая повернула вниз, но ситуация не выглядела опасной. Тенденция продолжилась в мае, но тоже не слишком напрягла – май традиционно показывает спад из-за длинных праздников. Тревожной ситуация стала казаться в июле. Отставание не только от амбициозных плановых показателей, но и от результатов 2017 года стало слишком серьёзным.
Можно предложить две гипотезы относительно рынка вообще и одну относительно «КАМАЗа».
Первая гипотеза относительно роста рынка
Отложенный спрос 2015 удовлетворён с опережением, которое было простимулировано закупками, связанными с освоением бюджета, выделенного на реализацию крупных государственных проектов.
Гипотеза следует из двух фактов и одного предположения.
1. В 2017 году начал реализовываться отложенный спрос, поэтому рынок рос очень быстро и в результате вырос в 1,5 раза относительно 2016 года. Динамика рынка значительно отличалась от динамики в 2016 году, когда рынок вырос относительно предыдущего года на 4%, поэтому начало реализации отложенного спроса в 2017 году можно считать фактом.
2. В 2018 году завершилась реализация крупных государственных проектов (Крымский мост, стройки к Чемпионату мира…) – факт.
3. Под завершение, возможно, осваивались бюджеты и закупалась техника впрок – предположение.
Вторая гипотеза относительно падения спроса
Естественный откат после всплеска, скорее не падение, а возвращение к нормальному состоянию и продлиться это может ещё до середины следующего года – будет компенсироваться опережающий спрос.
Если допустить, что «нормальный» рост составлял бы 25%, то восстановление произойдет к середине следующего года. По сценарию «нормального» роста в 2017 году рынок оказался бы около 66 000 (вместо полученных 80 000), и мы пришли бы в декабре 2018 года к теперь уже ожидаемым 83 000, вместо спрогнозированных по результатам первого полугодия PwC 102 000 грузовиков. Хотелось бы думать, что раз всё так сложилось (плановые 83 000 состоялись в декабре), то в январе начнётся новая жизнь, но это вряд ли. Будут действовать накопленные негативные факторы, связанные с нереализованными ожиданиями автопроизводителей и общей нестабильностью.
Третья гипотеза про кризис продаж КАМАЗов
Преамбула. 2018 год для «КАМАЗа» поворотный – в планах было реализовать более 10 000 грузовиков нового образца и перешагнуть 40-тысячную отметку общего выпуска. Плановый рост 2018 года относительно 2017 составлял более 60%. Исходя из планов реализации, работало и производство. И вот в ноябре компания уже объявила простой на три дня, ходят слухи о серьёзных простоях в декабре и остановке конвейера в январе 2019 г. «КАМАЗ» падает быстрее рынка и, по всей вероятности, придёт к показателям прошлого года.
Итак, третья гипотеза. «КАМАЗ» перекормил рынок «киллерами» и тем самым подорвал продажи собственных машин по нормальным ценам.
Длительный период реализации «киллеров» (более 6 месяцев) приучил потребителей к этому экстремально низкому для «КАМАЗа» уровню цен. Сравнение цен («замороженных» еще в октябре прошлого года) на «киллеры» и на обновленные модели сильно контрастирует и не способствует формированию у потребителя ощущения справедливой цены и доверия к новым машинам. Этакий каннибализм: дешёвый сегмент продукции не дал развиться новому, значительно более дорогому.
Что будет дальше?
На самом деле всё придёт в норму. Когда-нибудь обязательно придёт. Скорее всего рынок продолжит рост, но более медленными темпами. «КАМАЗу» сейчас придётся принимать меры для реализации произведённой продукции и компенсации ущерба от перепроизводства, а остальным ориентироваться на новые условия.