Масштабные модели автобуса НАТИ-А и троллейбусов ЗИУ-682Б и МТБ-82Д
Продолжаем знакомить наших читателей с новинками масштабных моделей отечественного коммерческого транспорта. В сегодняшний обзор попали модели автобусов и троллейбусов 43-го масштаба, появившиеся на прилавках магазинов в последнее время.
Модель троллейбуса ЗИУ-682Б под торговой маркой Start Scale Models (SSM) впервые показали коллекционерам ещё в сентябре прошлого года. Примерно в то же время в продажу попали первые экземпляры, но потом вышла заминка (видимо, в Россию была завезена только небольшая партия «на пробу»), и большинству потенциальных покупателей пришлось ждать до весны, когда масштабная копия самого массового в мире троллейбуса появилась в широкой продаже.
Если считать со времени первой презентации, то миниатюра от SSM стала первой промышленной копией отечественного троллейбуса, при том весьма удачной. Она воспроизводит ЗИУ-682Б образца 1975 года, когда колёсные арки уже приобрели знакомую нам округлую форму (до этого троллейбус выпускался с угловатыми колёсными арками), но сзади ещё не было обязательных для всех последующих модификаций штангоуловителей. Примерно этому же году выпуска соответствует и окраска модели, выполненная в непривычных для нас цветах, но исторически вполне допустимая.
У модели неплохо проработан салон, кабина водителя и, что совсем неожиданно… днище модели. Оно достоверно воспроизводит несущую ферму основания кузова и уникальную переднюю подвеску с реактивными штангами в виде буквы «А», которая характерна только для модификации ЗИУ-682Б.
При желании недостатки можно найти и в этой модели, например, очень видны стыки листов обшивки боковин кузова или очень примитивно выполнены штанги токоприёмников. Но в целом она производит очень хорошее впечатление и, самое главное, хорошо узнаваема.
О моделях троллейбуса МТБ-82Д от компании Ultra Models коллекционеры впервые узнали в январе этого года. С самого начала было заявлено два варианта, различающегося не только цветом верхней части (жёлтая или светло-серая), но и оформлением передней части троллейбуса. Дело в том, что Завод им. Урицкого (ЗИУ) в Энгельсе сначала выпускал троллейбус МТБ-82Д, полностью соответствующий документации Тушинского авиационного завода № 82, в том числе и с передней эмблемой в виде звезды на хромированной подложке. Позже на ЗИУ стали ставить на все выпускаемые машины свою эмблему, отказавшись от хромированных накладок на передке. Ultra Models старательно воспроизвела оба варианта оформления «синего троллейбуса».
Но не только этим примечательны их модели. У них есть своя «фишка» в виде передних поворачивающихся колёс и открывающихся дверей в салон! Да, аккуратные створки дверей способны складываться как настоящие, освобождая дверной проём, – такого в отечественном моделестроении ещё не было! Чтобы открыть двери, необходимо передвинуть по направляющим специальные штырьки под ними на днище модели (в транспортном положении они заклеены прозрачными стикерсами).
Более аккуратно на моделях Ultra Models выполнены штанги токоприёмников и другие мелкие детали, а вот днище троллейбуса показано схематично. Есть нарекания к геометрии некоторых элементов, самой заметной из которых стала неправильная центральная стойка ветрового стекла.
Но больше всего компания Ultra Models удивила коллекционеров, выпустив копию экспериментального довоенного автобуса НАТИ-А. В отечественной практике этот автобус примечателен тем, что одним из первых имел кузов вагонной компоновки, впервые несущее основание кузова и двигатель, расположенный сзади. Это была очень прогрессивная конструкция для 1937 года, намного лет опередившая время, – подобные серийные автобусы в нашей стране появились лишь после войны.
Верная своим принципам Ultra Models даже этот экспериментальный автобус, сделанный в одном экземпляре, умудрилась выпустить в двух вариантах окраски: реальный зелёный с голубой полосой и чёрно-белый вариант, задуманный дизайнерами НАТИ, существующий только в эскизах.
Как у МТБ-82Д, у модели НАТИ-А поворачиваются передние колёса и складываются створки дверей. У модели старательно воспроизведён салон, но днище, как и у троллейбуса от Ultra Models, выполнено схематично. В целом модель выглядит вполне правдоподобно, но вызывают сомнения хромированные диски колёс – на оригинальном автобусе они никогда не были хромированными. Мало того, что это решение плохо согласуется с историческими фотографиями НАТИ-А, они добавляют модели «игрушечности», что при её высокой стоимости совсем не к месту.