Масштабные модели АМО Ф-15 в СССР
Что ни говори, грузовик АМО Ф-15 можно считать по-настоящему культовым отечественным автомобилем. И даже не потому, что он является первым советским… Он скорее воспринимался раньше, да и сейчас как предмет гордости за достижения только становившейся на ноги Страны Советов. И официальная агиткампания эту идею активно продвигала, в том числе и в 43-м масштабе.
АМО Ф-15 – подлинный символ отечественного автопрома. Этот тезис неоспорим. Как и у каждого символа, у него должно быть своё отражение в предметах сувенирной продукции, к коей относятся и масштабные модели. В нашей стране, где многие отечественные автомобили чести быть увековеченными в масштабной модели не удостоились совсем, ассортимент машинок был куда более скромным, нежели за бугром. Первому советскому грузовому автомобилю в этом смысле очень повезло – у него было как минимум шесть официальных «двойников» в миниатюре. Этот весьма красноречивый факт подтверждает сказанное – маленькие «амошки», пусть опосредованно, но служили средством агитации за советскую власть и изучение азов ее истории.
Наиболее растиражированной и соответственно распространенной масштабной копией АМО Ф-15 является модель производства казанского НПО «Элекон» (торговая марка «Арек»), выпускавшего её с середины 1980-х годов. Выполненная в масштабе 1:43, она была вполне проработанной копией своего прототипа и отличалась большим количеством мелких деталей: фары на ножке, клаксон с отдельной резиновой грушей, внешние рычаги управления и радиатор с разъемной решеткой. Первые серийные образцы были укомплектованы ещё богаче: у них кроме всего прочего были отдельно изготовленный щиток приборов в кабине и действующая задняя подвеска, правда, на пружинах, а не на рессорах, как у настоящего АМО Ф-15. Модели раннего выпуска внешне можно было отличить от последующих обильно хромированной фурнитурой и отсутствием отдельных ступиц на колесах. К сожалению, эти красиво оформленные «амошки» красного цвета продержались в производстве в таком виде недолго – очень скоро их сменил более простой вариант АМО Ф-15 с фурнитурой, крашенной серебристой краской и неупругой задней подвеской. Их уже красили не только в пролетарский красный цвет, но и в серо-синий. В 1990-е годы «Элекон» освоил производство нескольких модификаций базового АМО Ф-15: почтовый фургон, автоцистерна «Керосин», санитарный. Надо сказать, что все эти варианты являются в большей степени «фантазией» и не имеют реального прототипа. В настоящее время производство АМО на ОАО «Завод Элекон» приостановлено.
Казанская модель, выполненная частично металлической (рама, кабина), частично пластмассовой (борт, тент кабины, фурнитура), сразу получила популярность у коллекционеров за хорошее сочетание цена/качество, ведь при всех своих достоинствах стоила она всего 5 руб. 50 коп.* Но секрет её популярности заключался и в другом: это была фактически первая полноценная модель АМО Ф-15 в масштабе 1:43. До этого момента наши фанаты могли довольствоваться только чудаковатыми пластмассовыми «амошками», которые выпускались в Алма-Ате (Казахская ССР) на Производственном объединении по переработке пластмасс «Кзыл-Ту». По плану ТНП объединение выпускало три варианта АМО Ф-15: бортовой грузовик, автобус и штабной автомобиль. Эти модели разработали в Научно-экспериментальном институте игрушки (ныне ОАО «ВНИИИД», г. Сергиев Посад) в 1983 году и выпускали серийно с 1984-го. Несмотря на то, что официально на их коробочках было написано «Масштаб 1:43», выглядели они как обыкновенные детские игрушки с примитивной внешностью. Но зато они были первыми «амошками» в своем роде, а пассажирский вариант, кроме того, вообще самой первой советской заводской моделью автобуса. Стоили они 1 руб. 60 коп. (грузовой) и 1 руб. 65 коп. (автобус и штабной), но зато имели красиво оформленную упаковку в виде коробочки (сначала бело-желтой, затем синей) с окошком и прозрачной пленкой, как настоящие модели того времени. Самыми популярными цветами казахских «амошек» были желтый, оранжевый и голубой. Красный же по каким-то причинам не прижился. Выпуск этих игрушек продолжался до распада СССР.
*Цена на самом деле немаленькая при общем уровне цен, но в сравнении с другими моделями в СССР, особенно саратовского производства, была вполне привлекательной.
Все прекрасно знают, что АМО Ф-15 существовал в двух вариантах: раннем (с брезентовым тентом) и позднем (с деревянной крышей). «Элекон» и «Кзыл-Ту» выпускали копии «амошки» образца 1924 года, а вот масштабную модель АМО Ф-15 образца 1927 года выпускал Рославльский автоагрегатный завод ПО «ЗИЛ» из Смоленской области с 1987(?) года. Интересной особенностью этих «амошек» было то, что они (как бы в противовес алма-атинским) имели металлические кабину, борт, раму, диски колес и даже фары! Пластмассовыми (из полиэтилена) были только сиденье в кабине, ветровое стекло, клаксон и шины. Лишь спустя несколько лет модель была доработана, и у неё появились на днище имитация силового агрегата, карданная передача, задний мост и глушитель. Оба варианта различались и коробочками: у первого была глухая картонная, у второго – глянцевая с целлулоидным «окошком». Как ни странно, в производстве рославльский АМО при незначительных объемах выпуска продержался вплоть до 1995 года.
Затрагивая тему АМО в модельном мире, нельзя пройти мимо ещё одной интересной копии этого советского первенца. Речь идет о сборной пластмассовой модели в масштабе 1:24, которую выпускал Московский завод игрушек «Прогресс». Она была разработана в 1983 году, а в её проектировании принимали участие специалисты завода ЗИЛ, которые предоставляли оригинальные чертежи и дали возможность изучить восстановленный ими АМО Ф-15. Модель состояла более чем из 80 деталей, склеив которые, можно было получить достаточно точную копию автомобиля образца 1927 года, у неё даже поворачивались передние колеса. Модель пользовалась большим спросом не только у детей, но и у взрослых коллекционеров, которые эти модели, как правило, перекрашивали в красный цвет, ведь оригинальные пластиковые детали в основном имели самые разнообразные цвета от розового до сиреневого… кроме правильного красного.
Интересно, что в комплекте прилагались также наклейки с надписью «1-й АМО 1-й», которая на самом деле была на оригинальном АМО Ф-15 в ноябре 1924 года, т. е. не могла никак быть связана с машинами второй промышленной серии. Эта фактологическая ошибка так и прошла незамеченной среди коллекционеров, зато свою главную роль – пропаганду отечественного автопрома – сыграла на славу!