Масляная компетенция
Особенности смешанного парка
Одна из наиболее спорных и часто обсуждаемых тем среди водителей – это масло для двигателя. Здесь всегда вопросов больше, чем ответов, да и многие ответы воспринимаются неоднозначно. Мы продолжаем цикл публикаций о моторных маслах для грузовых автомобилей, начатый в прошлом году.
Что такое «масла для смешанного парка»? В каких случаях их применяют? В чём их особенность?
Подобное определение чаще всего встречается в описании моторных масел, и, надо сказать, что такие продукты весьма актуальны. Причина проста, так называемые монобрендовые парки техники встречаются у нас гораздо реже, чем смешанные, где эксплуатируются грузовики или автобусы разных производителей, не говоря уж о крупных предприятиях строительной или горнодобывающей отрасли, где мы имеем дело уже с разными типами техники: внедорожными машинами в качестве основного инструмента деятельности, грузовыми автомобилями, будь то самосвалы или бортовые машины, а также автобусами для доставки персонала к месту работы. В таких случаях применимы масла для смешанного парка техники. Главные достоинства этих продуктов в том, что их применение позволяет сократить складские издержки и минимизировать ошибки обслуживающего технику персонала, которые в случае с современными моторами могут дорого обойтись.
Масла, предназначенные для смешанного парка техники, – это универсальные, хорошо сбалансированные продукты, которые соответствуют не только требованиям различных отраслевых стандартов, таких как API или ACEA, но и допускам различных производителей моторов, причём количество таких допусков может быть значительным. К сказанному необходимо добавить, что «масла для всех моторов» не существует, поскольку различия в требованиях к моторным маслам разных производителей могут быть весьма существенными. Поэтому, собираясь использовать любой продукт в том числе и так называемый универсальный, необходимо всегда и без исключений сверяться с сервисной документацией на каждую модель техники о допустимости его использования в конкретном моторе. Яркими примерами моторных масел для смешанных парков техники в ассортименте Castrol и BP являются Castrol Tection 10W-40 и BP Vanellus Multi A 10W-40, которые одновременно удовлетворяют требованиям таких производителей, как Cummins, Caterpillar, Deutz, MAN, Mercedes-Benz, MTU, Renault Trucks, Volvo Trucks, а также отраслевым стандартам API CI-4/SL и АСЕА Е7.
Бензиновые допуски и дизельные предпочтения
В чём различия масел, предназначенных для бензиновых двигателей, от масел для дизелей? Возможна ли их взаимозаменяемость? Существуют ли универсальные масла?
Прежде всего следует заметить, если мы говорим о грузовом транспорте, то сложно припомнить, в каких современных грузовиках используют бензиновые моторы. В силу этого практически все масла для данного вида техники предназначены для дизельных двигателей. Неудивительно, что свойства этих масел описываются спецификацией АСЕА категории Е, а не А, В или С.
Ответ на вопрос о взаимозаменяемости очевиден и периодически повторяется в этой серии статей: при использовании не предписанного моторного масла качество выполнения им основных функций – защита деталей мотора от износа и коррозии, поддержание чистоты деталей, отведение тепла, поддержание уплотнений в эластичном состоянии, уплотнение камеры сгорания – невозможно прогнозировать, поскольку масло не проходило соответствующих тестов и испытаний.
Есть, впрочем, и масла, в основном предназначенные для дизельных двигателей, но имеющие и бензиновые допуски. Такие продукты удобно использовать в смешанных парках, включающих лёгкий коммерческий транспорт, оснащённый бензиновыми моторами. Однако следует заметить, что такие масла не удовлетворяют самым современным, а значит, жёстким требованиям спецификаций масел для бензиновых моторов, например API SN, а часто и API SM.
Примером может послужить продукт BP Vanellus Multi A 10W-40, будучи универсальным, он соответствует лишь спецификации API SL.
Эксплуатация с предписаниями
Как поступать, если в инструкции к автомобилю рекомендуется какое-либо специальное масло, а у вас его нет? Существуют ли ограничения по применению масел тех или иных производителей на однотипных машинах?
Ответ на этот вопрос практически повторяет ответ на вопрос о взаимозаменяемости масел для бензиновых и дизельных двигателей: в современных агрегатах необходимо применять только предписанные производителями этих агрегатов масла. Это гарантия того, что в масле, во-первых, учтены все конструктивные особенности конкретного мотора, коробки переключения передач или дифференциала, а во-вторых, износ мотора или любого другого агрегата и характеристики самого масла будут находиться в заданном диапазоне в течение всего межсервисного интервала. О последствиях использования не предписанного масла уже говорилось.
Только для моторов
Опасно ли автомобильное масло? Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе с маслом?
Все смазочные материалы, если они основаны не на растительных базовых маслах без присадок, представляют некоторую опасность для здоровья человека, которую однако удаётся свести на нет при правильном обращении с ними. Например, длительный контакт кожи со смазочным материалом может вызвать обезжиривание кожи, раздражение или привести к появлению дерматита. Поэтому работать с маслами необходимо только в специально предназначенных для этого резиновых перчатках. Если масло всё же попало на кожу, требуется немедленно промыть участок кожи большим количеством воды, сменить загрязнённую одежду и обувь. В случае, если раздражение кожи имеет место и усиливается, необходимо обратиться к врачу. При попадании масла в глаза необходимо также промыть их большим количеством воды в течение по крайней мере 15 минут. В случае появления раздражения необходимо обратиться к врачу.
Вряд ли кому-то придёт в голову употребить моторное масло или любой другой смазочный материал внутрь, однако, если такое произошло, нельзя вызывать рвоту у пострадавшего, если на то не было непосредственного указания врача, к которому требуется доставить пострадавшего немедленно.
На отработанном моторном масле остановимся отдельно. Дело в том, что во время эксплуатации в двигателях внутреннего сгорания моторные масла загрязняются продуктами сгорания топлива и могут содержать компоненты, способные вызвать серьёзные заболевания кожи. Поэтому при работе с отработанным маслом необходимо ещё более тщательно соблюдать все перечисленные правила.
Условия хранения и срок годности
Каков срок хранения масла и влияет ли длительность хранения на его качество?
Cрок хранения смазочных материалов Castrol/ BP, за исключением пластичных смазок, в ненарушенной заводской упаковке при соблюдении условий хранения и транспортировки составляет 5 лет с момента производства. Срок хранения пластичных смазок составляет 2 года.
При длительном хранении продукции необходимо руководствоваться следующими правилами:
- все упаковки должны храниться под навесом;
- при неизбежном хранении под открытым небом бочки следует укладывать горизонтально для предотвращения попадания дождевой воды внутрь и смывания маркировки с бочек;
- продукты не должны храниться при температуре выше 60° C, подвергаться воздействию прямых солнечных лучей или замораживанию.
Все перечисленные правила призваны минимизировать воздействие на масло негативных факторов в процессе хранения, главные из которых: загрязнение масел механическими примесями и обводнение.
Загрязнение масел механическими примесями происходит в процессе «дыхания» в бочках или при открывании ёмкости с маслом.
Обводнение масел происходит за счёт конденсации влаги из воздуха, находящегося в ёмкости или в результате попадания влаги из атмосферы. Попадание воды даже в небольшом количестве (0,1–0,2%) может привести к образованию смол, мазеобразных отложений, снижению содержания отдельных присадок за счёт выпадения их в осадок.
Личный опыт вместо прибора
Есть ли специальные приборы-индикаторы, которые определяют степень сработанности моторных масел?
Существует целый ряд параметров, напрямую или косвенно характеризующих потерю свойств масла, и огромный спектр приборов, определяющих эти параметры с разной степенью точности, а часто и разными методами.
Однозначный ответ на вопрос о необходимости замены масла может дать только совокупный анализ в специализированной лаборатории, где определяются следующие параметры.
Количество металлов износа – параметр, позволяющий, с одной стороны, выявить на ранней стадии неполадки самого агрегата, а с другой – зафиксировать момент, когда изменения в самом масле начинают провоцировать ускоренный износ деталей мотора.
Количество элементов присадок – прямой индикатор «срабатываемости» масла.
Степень загрязнённости масла твёрдыми или жидкими загрязнителями, такими как кремний (почва, песок), гликоль (антифриз), вода и сажа.
Общее щелочное число – совокупный количественный индикатор присадок на основе щелочных металлов, выполняющих моющие и диспергирующие функции, а также нейтрализующих серные и сернистые кислоты, образующиеся в процессе сгорания топлива с высоким содержанием серы, и органические, образующиеся в самом масле в процессе его старения.
Общее кислотное число – количественный индикатор кислотных составляющих в масле.
Кинематическая вязкость при 100° С – в процессе работы в двигателе вязкость масла может как уменьшаться в результате разжижения, так и увеличиваться при окислении масла и/ или при накапливании в масле сажи и других продуктов неполного сгорания дизельного топлива.
Существуют и портативные приборы, определяющие лишь некоторые из вышеперечисленных параметров и не требующие высокой квалификации лаборанта, однако точность таких приборов оставляет желать лучшего и не позволяет принять полностью обоснованное решение о необходимости замены масла ещё до того, как изменения в масле начинают влиять на износ агрегата.