Новый завод Total по производству моторных масел
Концерн Total открыл в России новый высокотехнологичный завод по производству и смешиванию моторных масел и смазочных материалов. Завод построен в стратегически привлекательном для компании регионе – на территории мультимодального производственно-логистического центра «Фрейт Вилладж Ворсино», расположенного на границе Новой Москвы и Калужской области. Завод идеально вписан в инфраструктуру автомобильных и железных дорог, что позволит обеспечить поставку смазочных материалов не только на российский рынок, но и на экспорт, например, в Центральную Азию и Республику Беларусь.
Зачем и кому нужно такое производство? Затрачены огромные деньги, общая сумма инвестиций составила $50 000 000, и это только первый этап. Но по мнению руководства Total, оно того стоит. Благодаря открытию нового завода концерн сможет в значительной степени локализовать производство ассортимента высококачественных смазочных материалов для российского рынка. На такой затратный шаг идут не все компании, а это значит только одно – у концерна на Россию большие планы.
Патрик Пуянне (Patrick Pouyanné),
председатель совета директоров и генеральный директор TOTAL S.A.:
– Наше активное участие в СПГ-проектах в Арктике показывает, что для концерна Total Россия стала стратегически важной страной. Помимо деятельности в области добычи углеводородов мы рассматриваем российский рынок как один из самых приоритетных и растущих рынков для нашего подразделения «Маркетинг и Сервисес», а также продуктов нефтепереработки, особенно смазочных материалов. Открывая завод в Калуге, мы стремимся стать ближе к нашим российским клиентам. Новый завод укрепит наши позиции на российском и центрально-азиатском рынке, что полностью соответствует нашей стратегии по повышению прибыльности на растущих рынках и внесет вклад в финансовые показатели концерна.
Энергетический гигант
Открытие завода приурочено к 10-летию «ТОТАЛ ВОСТОК» в России. Но не стоит считать компанию новичком в нашем регионе. Самый масштабный проект Total в России «Ямал СПГ», в котором у французской компании доля участия 20% (50,1% – у ПАО «НОВАТЭК»). Это один из крупнейших проектов в мире по сжижению природного газа, который разрабатывает запасы в размере 4,6 млрд баррелей нефтяного эквивалента гигантского материкового Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, расположенного на полуострове Ямал. И тут уместно сказать, что по СПГ (т. е. по сжижению природного газа) Total занимает второе место в мире.
В другом проекте «Арктик СПГ-2» в 2018 году Total приобрел 10% долю с возможным увеличением до 15%. Эта деятельность концерна тоже связана с производством сжиженного природного газа на Гыданском полуострове (по другую сторону Обской губы от Ямала) вместе с уже упомянутым ПАО «НОВАТЭК». С этой компанией разрабатывается также месторождение «Термокарстовое». А с оператором проекта «Зарубежнефть» французский концерн разрабатывает Харьягинское СРП.
Не стоит забывать, что Total является одним из крупнейших покупателей российской нефти и нефтепродуктов. Среди других проектов в России можно упомянуть партнёрство со спортивными командами «КАМАЗ-мастер» и «ГАЗ Рейд Спорт», с мотогонщиком Владимиром Леоновым и национальной сборной по хоккею.
С запуском своего производственного подразделения Total «Маркетинг и Сервисес» в России концерн планирует стать одним из лидеров российского рынка в сегменте премиальных автомобильных и индустриальных смазочных материалов, а также крупным игроком среди локальных конкурентов.
Наша справка:
ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» – дочернее предприятие группы компаний Total, с 1994 г. поставляющее на российский рынок автомобильные смазочные материалы марок Total и ELF, широкую гамму индустриальных смазочных материалов, а также продукты специальной химии, присадки к топливам и специальные виды топлива. Региональные представительства компании находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани и Екатеринбурге. Головной офис компании «ТОТАЛ ВОСТОК» расположен в Москве.
Снижать зависимость от импорта
Завод был открыт спустя менее чем два года с начала строительства. Total арендовал в Ворсино семь гектаров земли. Под заводские постройки пока освоено 17 000 м2, т. е. есть все возможности для расширения. Но руководство концерна не озвучивает никаких дальнейших планов. К моменту открытия производственная мощность завода составила 40 000 т в год, а с ростом объёма продаж может быть увеличена до 75 000 т, но это только первый этап. Во время экскурсии по заводу я обратил внимание на большие свободные пространства внутри цехов и абсолютно уверен, что все они временные.
Продуктовая линейка нового завода включает широкую гамму смазочных материалов как для автомобильной отрасли, так и для других отраслей промышленности (химическая промышленность, энергетика, чёрная металлургия, горнодобывающая промышленность и т.д.): линейка масел Quartz для легкового транспорта, грузомоторная гамма масел Rubia, гидравлические масла типов Azolla и Equivis, индустриальные масла Seriola и Carter, а также линейка смазочных материалов Fuel Economy, позволяющих существенно снижать расход топлива как грузового и легкового транспорта, так и специальной внедорожной техники.
Хозяева завода постарались, чтобы новая производственная площадка полностью соответствовала российскому курсу на локализацию и снижение зависимости от импорта, т. е. для производства ГСМ будут использоваться отечественные компоненты. А главным преимуществом для конечного потребителя станет сокращение сроков производства и доставки, оптимизация логистических затрат и затрат на хранение готовой продукции.
Лучше меньше, да лучше
В производстве смазочных материалов будет задействовано около 35 специалистов. Логистическими задачами займутся 15 человек. Всё это новые рабочие места в Калужской области. Малое количество живой рабочей силы объясняется максимальной автоматизацией всех процессов.
Завод оснащён полностью автоматизированной системой смешивания и самыми современными линиями розлива. Я наблюдал такие же процессы на заводе Total в Эртвельде (Бельгия) и могу сказать, что процент ручного труда там выше, чем на заводе в Ворсино. Например, на линии по розливу масел в 200-литровые бочки у них многое делается вручную, у нас за работой линии следит только один оператор, все остальные процессы происходят без участия человека. А на презентации в Бельгии прямым текстом было заявлено, что завод в России будет более современным и технологичным, но с меньшим объёмом производства, чем в Эртвельде.
Из общего максимального объёма выпускаемой продукции 5000 т в год будут разливаться в литровую тару, 10 000 т в год – в 4-литровые канистры, такое же количество будут заливать в 20-литровые фляги и наибольший розлив (15 000 т) пойдёт в самую габаритную тару – 208-литровые бочки.
В производстве масел применяются строгие стандарты безопасности и самые современные технологии в области автоматических систем смешивания компонентов, налива готового продукта и сверхскоростного охлаждения, продуманная инфраструктура хранения и контроль качества в лабораторных условиях.
Чтобы продукты разных назначений не смешивались, их транспортируют по специализированным трубам или же трубы очищаются специальной системой. Учтён и климатический регион. Чтобы предотвратить загустевание масел, все цистерны и масляные трубопроводы оснащены оригинальной системой подогрева. Дозировка сырья производится с помощью измерителей массового расхода, которые обеспечивают высокий уровень точности и оптимизацию времени на производстве. На всех производственных этапах качество готовой продукции контролирует лаборатория завода.