Опытные и мелкосерийные автобусы производства завода «Черкасский автобус»
В мае корпорация «Богдан» отметила 20-летие с момента выпуска первого автобуса своей марки. На предприятии посчитали, что за 20 лет с конвейеров сошли 18 781 автобус, троллейбус и электробус. Сейчас трудно представить, что в 1998 г. было выпущено всего 3 автобуса, в то время как сегодня мощности корпорации позволяют изготовлять до 6000 машин.
Свою историю «Черкасский автобус» ведёт с 1964 года, когда было организовано предприятие по комплексному обслуживанию автобусного парка и ремонта автобусов ПАЗ. За все годы было отремонтировано свыше 25 тыс. машин. После этого предприятие в 1972–1993 гг. начало выпуск войсковых комплексов ГО-14, которых собрали 1200 единиц. Возврат к автомбильной теме возник в 1992 году, когда предприятие начало переоборудовать «каблучки» ИЖ-2715 в грузопассажирские фургоны. После приватизации в 1994-м завод ждало перепрофилирование, результатом которого стало переоборудование в 1996–2001 гг. более 1000 фургонов «ГАЗель» в пассажирские версии и кареты «скорой помощи».
Первые собственные
В начале 1998 года был разработан первый городской автобус малого класса «Богдан А-091». Проектные работы выполнили конструкторы и инженеры львовского ВАТ (ОАО) «Укравтобуспром» – преемника Всесоюзного института автобусо-троллейбусостроения, чей полувековой юбилей отмечался три года назад.
Уже в мае 1998 г. с конвейера завода в Черкассах сошёл первый автобус малого класса «Богдан А-091» на 45 пассажиров на шасси Isuzu NQR71P с двигателем Isuzu 4HG1. Однако его премьера состоялась лишь 24 июня 1999 г. на выставке SIA-99 «Автотехсервис». Впоследствии он стал самой массовой маршруткой на Украине. Одновременно в начале нулевых завод выпускал автофургоны ФА-101 на шасси ГАЗ-3307, аварийные мастерские АМГ-1 на шасси КрАЗ, фургоны и жёсткие тенты для «ГАЗелей», УАЗов, ИЖей и ВИС-2345.
На уровне эксперимента
Стоит отметить, что кроме широко известных автобусов и маршруток на «Богдане» были очень интересные опытные и мелкосерийные разработки. Чтобы понять, насколько эти машины уникальны, достаточно привести в пример представленный в феврале 2003 года «Богдан А-092» среднего класса. Это самая лучшая экспортная модель, которую не только продавали в Россию и Грузию сотнями штук, но и выпускали в Белоруссии с 2005 года под именем «Радзимич А092» на Гомельском авторемонтном заводе.