Спасение на дорогах
Посвящается российским дальнобойщикам
Когда я готовился к этой поездке, рейсу, экспедиции, я внимательно и серьёзно изучал состояние рынка грузовой эвакуации и технической помощи. Знакомился с оборудованием, шасси, надстройками – предстояло испытать современнейшую и отлично оснащённую технику, но когда обратный путь – путь домой – приобрёл очертания моего родного Подмосковья, я окончательно убедился после долгих сомнений, что писать этот материал буду совсем по-другому и не об этом… В конце концов, технари самостоятельно найдут интересующие их данные. Параметры, значения, характеристики. Они все ничего не стоят, когда вмешивается человеческий фактор. Расскажу обо всём по порядку.
Проект
Эту затея родилась некоторое время назад у российского представительства Volvo Trucks и московского оператора грузовой эвакуации и технической помощи – компании «СпецБуксир». Только что появился на свет новёхонький эвакуатор на четырёхосном шведском шасси, кстати собранном в Калуге, со спецоборудованием Omars из солнечной Италии: необходимо было испытать машину в реальных условиях эксплуатации. Этим проектом должны были решить несколько задач, и важнейшая, бесспорно, любимый конёк Volvo (как грузового, так и легкового) – безопасность дорожного движения.
На современном эвакуаторе Volvo FH с надстройкой Omars, а также двух автомобилях сопровождения было пройдено около 2000 км по федеральной трассе М5 на маршруте Москва–Самара–Уфа–Челябинск–Екатеринбург. В конечном итоге оказали помощь восьми грузовым машинам. В пути невольно осознаёшь, насколько сложна и ответственна работа грузовой эвакуации и как много нюансов возникает в процессе подъёма и буксировки грузовых автомобилей в российских дорожных условиях. Все работы по эвакуации в рамках экспедиции выполняла компания «СпецБуксир» на бесплатной основе. Мероприятие было разделено на два примерно равных по километражу этапа. Первый – с 16 по 19 марта – прошел по маршруту Москва–Самара. За три дня была оказана эвакуационная помощь четырем автомобилям. Наиболее сложными и трудоёмкими оказались случаи с авариями в Пензенской области: автопоезд MAN совершил попутное столкновение с автовозом Scania, и потребовались подготовительные работы для возвращения кабины в исходной положение, подъём автопоезда на буксирные проушины, и его дальнейшая эвакуация к месту ближайшей стоянки и сервиса; вечером того же дня из кювета был поднят автопоезд МАЗ, который в результате неверного маневра на скользкой дороге развернуло на 270° и опрокинуло в заснеженную обочину. Мне удалось присоединиться к такому необычному проекту уже в Самаре.
Спасательная техника, краткие технические данные
Легкий эвакуатор повышенной проходимости 4х4 на шасси Dodge Ram 2500 оборудован мощной лебёдкой и механизмом для частичной погрузки. Это позволяет производить эвакуацию легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков, микроавтобусов из труднодоступных мест, таких как подземные паркинги, загруженные дворовые территории, центр города (въезд без пропуска) с просёлочных дорог и бездорожья.
Автомобиль сопровождения – серийный автомобиль Range Rover с бортовой маркировкой и проблесковыми маячками оранжевого цвета применяется для решения оперативных задач, связанных с взаимодействием с ГИБДД, дорожными службами, обеспечивает прикрытие при регулировании дорожного движения в месте проведения эвакуационных работ.
Аварийно-cпасательный автомобиль Volvo-Omars Recovery 120T предназначен для эвакуации большегрузных автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов, автокранов, бетононасосов и другой специальной техники полной массой до 50 т.
Эвакуация осуществляется как методом частичной погрузки, так и методом буксировки. При эвакуации неисправного ТС методом частичной погрузки применяется заднее грузоподъёмное устройство, предназначенное для буксировки транспорта методом частичной погрузки с нагрузкой на min вылете 1,4 м = 30 т, на max 5,1 м = 10 т. Тем самым на данном устройстве технически возможно буксировать (перевозить) методом частичной погрузки транспортное средство полной массой до 80 т. Для проведения аварийно-спасательных работ Volvo-Omars Recovery 120T оборудована телескопической стрелой с грузовым моментом 120 т/м, что позволяет на конце стрелы при полном выдвижении 6,7 м и высотой подъёма над землей 9,7 м получить грузоподъёмность 15 т. Для устойчивости при работах с выдвинутой стрелой эвакуатор оборудован в задней части наклонными аутригерами Omars с боковым вылетом 3,6 м. Для работ на месте ДТП Volvo-Omars Recovery 120T оснащён 7 гидравлическими лебёдками суммарным тяговым усилием 210 тс. Управление механизмами подъёма и лебёдками осуществляется с помощью пульта стационарно и дистанционно (радиус действия до 100 м).
В оборудование входят 20 проблесковых маячков, комплекты для зацепа и подхвата ТС, такелажное оборудование, слесарный и пневматический инструмент. В корме расположены пневматические выходы для подключения пневмоинструмента и подачи воздуха на буксируемый автомобиль, есть также преобразователь напряжения 24/220 В мощностью 5,5 кВт с устройством для внешнего запуска автомобилей с пониженным напряжением в бортовой сети.
Ожидание было недолгим
Участок федеральной автодороги М5 от Самары до Уфы до сих пор остаётся одним из самых проблемных. Многие водители-дальнобойщики не зря проследуют от Москвы до Уфы другим маршрутом – по трассе М7, через Казань.
Эти несчастные 400 километров, проходящие попеременно по Самарской, Оренбургской, Ульяновской областям и по краешку Татарии, никогда не отличались примерным содержанием дорожного полотна. Ситуацию осложняют сильные степные ветры, которые в зимний период даже в ясную погоду надувают на дорогу снег, делая её мгновенно скользкой и очень коварной, а частые подъёмы и спуски требуют от водителей максимальной концентрации внимания и умения управлять автомобилем в столь жёстких погодных и дорожных условиях.
Наша колонна уже собиралась остановиться на ночлег, когда справа мы заметили этого бедолагу. Автопоезд Volvo VNL с 90-кубометровым полуприцепом шёл из Магнитогорска в подмосковный Сергиев Посад с грузом листового проката. Дорога на том участке имеет сильную колейность, но это не помешало водителю – двадцатилетнему пареньку пойти на обгон тихохода. В результате – контакт с влажной обочиной, и многотонная машина устремляется прямо в поле. Какое счастье, что снег был мягкий и это было поле, а не жилые дома… Автомобиль получил минимальные повреждения: разбиты пластиковые облицовки, повреждена стремянка переднего моста, но детали рулевого управления и силовой агрегат со всем навесным оборудованием остались целы. Рулоны с грузом под действием чудовищных сил не удержались в полуприцепе, сместились, и часть упала на землю. Экипаж – двое молодых ребят ожидали помощи и светлого времени суток, запустив автономный отопитель. Когда мы им сказали, что завтра не только их вытащим из снежного плена на дорогу, но и сможем вернуть на место разлетевшийся груз, водители сначала отказывались в это поверить. Как поётся в песне: «К неудачам давно привыкли, а удачи пугают нас…»
Утром, связавшись с ГИБДД и попросив помочь перекрыть движение в момент вызволения фуры, мы вернулись к месту происшествия. Водители, окрылённые внезапно пришедшей помощью, за ночь тщательно подготовились: убрали весь лишний снег, препятствующий эвакуационным и погрузочным работам, заменили поломанную стремянку, проверили двигатель и пневмосистему автопоезда.
Сначала предстояло положить на место и догрузить выпавшие рулоны листового проката. Эту операцию решили выполнить на компактном эвакуаторе, построенном на базе полноприводного Dodge Ram 2500 (одна из наших машин сопровождения). Немного побуксовав вблизи обочины, водитель «Доджика» Алексей Леонов сумел забраться по заснеженному полю ровно настолько, чтобы вылет стрелы смог достать груз, и приступил к погрузке рулонов. Пока Алексей делал своё дело, водители нашего «Супервольво» (по совместительству руководители ООО «СпецБуксир» – Вадим Кушнир и Михаил Бредихин) приступили к подготовительным работам. Нужно было размотать и подготовить тросы лебёдок, специальными упругими и сверхпрочными ремнями зацепиться за силовые конструкции полуприцепа и тягача. Как рассказал Михаил Бредихин, это далеко не самый сложный случай, так как полуприцеп рамной конструкции. Гораздо сложнее, если кузов несущий, как у большинства многоместных автобусов, тогда пришлось бы равномерно распределять тяговые усилия на несколько лебёдок или использовать колёсные ступичные узлы.
Но вот подготовительные работы завершены, полиция перекрыла движение, и через 25 минут, вызволенный из снежно-полевого плена автопоезд укатил своим ходом к месту назначения.
Буран
Примерно через 200 км нашу экспедицию ожидала целая череда событий, которые стали настоящим испытанием не только для техники, но и для личного состава. Резкая смена погоды совсем не редкость в степях Оренбуржья, сильный ветер ранней весны наградил узенькую полоску федеральной трассы накатом, который в считаные минуты превратился в лёд… Спуски и подъёмы парализовали движение большегрузов, видимость упала практически до нуля, стало темнеть и холодать, а ветер только усиливался.
Автопоезд, состоящий из седельного тягача КАМАЗ и бортового трёхосного полуприцепа, вёз комплектующие на АвтоВАЗ. Чтобы обеспечить необходимый боковой интервал при разъезде со встречным грузовиком, пришлось взять правее, а дальше каждый по-своему понимает, что произошло. Зарывшись ведущими мостами в снег и грунт неукреплённой обочины, самостоятельно выбраться он уже не смог. Попытка дёрнуть с помощью случайного буксира только усугубила ситуацию: тяжело гружённый полуприцеп под действием силы тяжести продолжал погружение в неизвестность, а наивно торчащая у края обочины «камазовская» «голова» обиженными глазёнками усталых фар взирала куда-то в степь, будто вопрошая: «За что?» Эх, если бы можно было локально уменьшить гравитацию! Тем временем движение по трассе полностью остановилось.
О случившемся мы узнали по Си-Би-радиосвязи от водителей, волею дальнобойной судьбы оказавшихся в снежно-ледяной ловушке, тогда немедленно на разведку к месту происшествия отправился Dodge Ram. И когда сотрудники ДПС разрешили нашему главному грузовому эвакуатору пробраться к терпящему бедствие автопоезду по встречной полосе, мы приступили к вытягиванию с обочины. Работа осложнялась тем, что, вытаскивая машину, недопустимо её повредить, иначе движение так и останется заблокированным. А ветер и снег продолжали делать своё дело... Малейший участок одежды, который мог промокать, превратился в охлаждающий компресс, малодушно хотелось всё бросить, забраться в тёплую и сухую кабину Volvo и не вылезать оттуда, пока не закончится ненастье.
Настроение портила волна скепсиса относительно благополучного исхода нашей операции, исходившая и от обилия невесть откуда появившихся дорожников (где вы были раньше?), и от дальнобойщиков, рассчитавших, что для успешного вытягивания КАМАЗа необходимо абсолютное преимущество в фактической массе автомобиля-спасателя. На самом деле это не так. Суммарное тяговое усилие всех лебёдок нашего Volvo-Omars достигает 210 тс, вытаскивание при этом производится при статичном положении эвакуатора, предварительно зафиксированного аутригерами. Маленькая хитрость, продемонстрированная мастерами своего дела из ООО «СпецБуксир» во главе с Вадимом Кушниром, заключалась в том, что одновременно были установлены две лебёдки. Первая была зацеплена к буксирной проушине тягача, чтобы направить его на путь истинный, вторая лебёдка поддерживала сбоку полуприцеп, препятствуя его дальнейшему сползанию. Худо-бедно, и – о, чудо! – на глазах изумлённой публики КАМАЗ был возвращён на дорогу, во что поначалу отказывался верить его экипаж, но это было ещё не всё…
Несколькими километрами ранее, пока пробирались сквозь затор, мы обнаружили лежащую на боку «скамейку» (жаргонное название Scania) с полуприцепом-рефрижератором из Белгородской области. По словам очевидцев и водителя, когда из-за скользкой дороги не удалось преодолеть подъём в гору, автопоезд не смог удержаться на уклоне, и, плавно сползая вниз, оказался сначала на обочине, а потом сделали своё дело порыв бокового ветра и высокий центр масс. Произошло опрокидывание. Двое суток шофёр ожидал помощи.
Когда дальнобойщики прощаются друг с другом, они всегда желают не счастливого пути, а именно удачи. Есть в этом профессиональном сленге доля некого суеверия. И тут, когда своими глазами видишь ситуацию, которой не подвластны ни опыт, ни профессиональное мастерство, ни качество подвижного состава, понимаешь, как важно надеяться и верить, нет, веровать…
Здесь, после того, что произошло получасом ранее, никто уже не сомневался, что мы справимся и с этой задачей, но… всегда возникает пресловутое «НО»! На личной легковушке прикатил дорожный мастер, руководящий обслуживанием данного участка федеральной автодороги, и вдруг заявил решительный протест, мотивируя его необходимостью тщательной и срочной обработки дороги реагентами. Похоже, его сильно обеспокоило обилие наших журналистских фотокамер, тщательно фиксировавших всё происходящее; впрочем, этот персонаж ещё появится в данном повествовании.
Так или иначе, мы взялись и вытащили «Сканию», и местные «гаишники» (теперь, видимо, «полисмены») нам помогли.
«Отчего, когда в жизни нашей происходит необычайное, ставящее нас на самый край, начинаем мы ценить обыкновенное, чем жили и чего не замечали…» – вспомнилась цитата моего знаменитого земляка Анатолия Приставкина, когда я наконец расположился в такой долгожданной тёплой и уютной кабине.
Динамик радиосвязи, казалось, раскалился от количества благодарностей нашей команде, посылаемых водителями соседних грузовиков…
Читатели, знакомые с моими статьями, знают, что мой путь в автомобильную журналистику начинался с работы водителя-дальнобойщика в девяностые. Всякое бывало на трассе, но восприятие происходящих событий из кабины эвакуатора совсем другое. Каждый водила, шоферюга знает, что может произойти, и всегда надеется, что это будет не с ним и не в этот раз. Это как пациент в больнице: попадает туда, исцеляется и больше прямо не касается темы боли и страха. А как быть хирургу, который работает с таким «материалом» каждый день?
Конфликт
Следующая сотня с небольшим километров не обошлась без сюрпризов. Нашу колонну остановил наряд ДПС уже в Башкирии, которая, к слову, встретила нас ухоженной, ровной, пусть местами и узковатой дорогой. Морозное мартовское ночное небо прояснилось, закончился снег, стало сухо.
После проверки документов попросили подождать. Выяснилось, что нашей бурной деятельностью всерьёз заинтересовалось территориальное Управление федеральной автодороги и представители немедленно прибудут для… выяснения причин, на каком основании мы самовольно перекрыли столь значимую дорогу! Выходит, мы же во всём и виноваты. Слов просто не было, такая вопиющая несправедливость!
Однако… Ведущий инженер по безопасности дорожного движения, к нашему всеобщему счастью, оказался настоящим профессионалом и, выслушав наш рассказ о том, как всё обстояло на самом деле, принял нашу сторону. После он долго изучал возможности и характеристики наших эвакуаторов, посетовал, что хотя бы одна такая техническая единица давно просто необходима каждому региону по плану следования федеральной трассы. В общем, мы провели внеплановую презентацию вечером на обочине специально для ГИБДД и дорожных служб. Инцидент был полностью исчерпан.
А в приватной беседе нам поведали, что «стуканул» на нас тот самый дорожный мастер, ведь мы своими действиями сильно поколебали и его карьеру, и материальное благополучие, ведь в его распоряжении имеется тяжёлая техника, которая за не совсем скромное, а главное, никем не контролируемое вознаграждение может выручить сошедших с дистанции. И безнадёжно застрявший в глубоком снегу автогрейдер, который мы безвозмездно вытащили, находился как раз в его подчинении. Такие дела…
О долге
Благополучно добравшись до Уфы, мы завалились спать, так как завтра нас ждал переход через Урал.
Этой зимой, по словам местных жителей, уральский климат малость умерил свой суровый нрав. Дорога была сухая и ровная, мы позволили себе даже остановиться на длительный обед с покупкой сувениров из знаменитого малахита, благо график позволял. Нас ждали в Челябинске только следующим утром.
Через несколько километров движение вновь остановилось. Причиной тому был пожар – загорелась электропроводка в моторном отсеке тягача из Казахстана. Время, когда ещё можно потушить автомобильный пожар, не превышает 5 минут, и все, кто оказался в тот момент рядом, пытались помочь. Кто-то эвакуировал документы и вещи из кабины, другие бежали со своими огнетушителями, несколько коллег-водителей пытались расцепить автопоезд, чтобы огонь не перекинулся на полуприцеп, если тягач не удастся спасти. Это не помешало кому-то любопытствовать, снимая происходящее на камеру своего мобильного телефона…
Наша экспедиция оказалась на месте практически одновременно с прибытием пожарных, огонь удалось потушить. Оставалось только убрать с дороги «раненую» технику.
Вы не увидите кадров, снятых на этом происшествии. Когда рядом беда, и нужно срочно принимать меры, и твои руки, ноги, голова могут экстренно потребоваться для оказания помощи, я не смог взять в руки фотоаппарат и не сделал сенсационных кадров…Тогда мне казалось, что в этой ситуации человеческий долг важнее служебного…
Маленькая поправка
Когда одна из главных русских рек осталась позади и спуски стали преобладать над подъёмами, а горные хребты постепенно сдавали позиции, на придорожной стоянке вновь потребовалась наша помощь.
За аварийным седельным тягачом IVECO прибыл полуприцеп-трал. При погрузке тягач сошел одним колесом с платформы, и существовал риск его опрокидывания. Благодаря слаженной работе грузовой эвакуации «СпецБуксира» тягач был возвращен на платформу и правильно закреплён для последующей транспортировки к месту ремонта.
Белые пятна неустойчивого равновесия
Венчали нашу экспедицию две презентации техники на дилерских станциях Volvo Trucks в Челябинске и Екатеринбурге. Приходили специалисты, потенциальные клиенты, заинтересованные и технически грамотные люди, воспринималось это как островок надежды в океане безмолвия и бездействия.
За два прошедших десятилетия на наши дороги пришёл качественно иной легковой и грузовой автомобильный транспорт. Существенно возросли мощность двигателей, топливная экономичность, а вместе с тем и грузоподъёмность, и скоростные возможности. Вот только дорожная сеть не то чтобы отстала, а просто пришла в негодность. Карманы для аварийной остановки или попросту отсутствуют, или не способны принять 20-метровый автопоезд, в случае ДТП с опрокидыванием мы по-прежнему ищем трактор К-701 и автокран «Ивановец», которые при своих доступных методах проведения спасательных работ часто продолжают калечить и без того повреждённый дорогостоящий подвижной состав. А взгляните, чем укомплектованы производственные базы федеральных дорожников! Техника не обновлялась десятилетиями, и малейшее происшествие выводит из хлипкого равновесия важнейшие дороги. Да, наш эвакуатор Volvo-Omars – это машина премиум-класса стоимостью более 20 млн. руб., но для выполнения локальных задач (по моим совместным с ООО «СпецБуксир» подсчётам) достаточно собрать хотя бы по одной на региональную дистанцию аварийно-спасательную машину за 10 млн. руб. – цена одной хорошей квартиры в центре крупного города! Что, в бюджетах всех возможных уровней невозможно отыскать такие средства? Не верю!
А ещё нет никакой юридической, законодательной базы, регламентирующей работу грузового эвакуатора. Все вопросы, связанные с организацией движения на месте проведения работ, почти всегда вынуждены решать сами водители, а за выезд на встречную полосу, чтобы обеспечить сцепку или просто подъехать к аварийной машине, бдительные инспекторы могут запросто составить протокол с последующим лишением прав… И это всё на фоне наших западных соседей из Восточной Европы, где подобные службы наделены синими маячками и целым рядом преимуществ, например, при пересечении границы, им даже не требуется оформлять «дозвол» (в соответствии с регламентом международных перевозок).
Нам надо учиться, много учиться, как завещал один из первых лидеров нашего лихорадочного государства. Учиться серьёзно и вдумчиво. Учиться не быть равнодушными, учиться слышать других, учиться профессионализму, умению отстаивать своё мнение, учиться руководить дорожным движением, управлением, службой, страной, наконец. Иначе слишком велика вероятность так и остаться навсегда на заснеженной обочине…
ООО «СпецБУКСИР»
В 2010 году ООО «СпецБуксир» совместно с заводом Omars Spa образовали СП по производству грузовых эвакуаторов – ООО «Омарс-Россия». Сборка техники осуществляется в недавно открытых в Москве цехах. В настоящее время для производства грузовых эвакуаторов применяются агрегаты и машинокомплекты, изготовленные на заводе Omars в Италии. Однако в рамках плана локализации партнеры намерены организовать выпуск некоторых комплектующих на территории России. Реализация этого плана снизит стоимость работы, уменьшит цену конечного продукта и расширит предложение по сервису. Производственное подразделение осуществляет продажу всех видов спецтехники, в том числе грузового эвакуатора, платформенных эвакуаторов и грузовых эвакуаторов.