Правильный выбор масел для коммерческой техники
Правильный подбор масел для современной коммерческой техники всегда был одним из определяющих её ресурс факторов. Поэтому споров вокруг потенциала использования автомобильных масел великое множество, и они не умолкают никогда. Сегодня мы не будем спорить, а просто дадим квалифицированные ответы на некоторые важные вопросы.
Существенные различия
Один из часто задаваемых вопросов: есть ли разница между моторными маслами для легковых и грузовых автомобилей?
Отвечаю: да, и довольно существенная. Это прямое следствие различий в условиях работы двигателей легковых и грузовых машин. С формальной точки зрения эта разница находит отражение в спецификациях, задающих требования к свойствам тех и других продуктов. Например, в европейской системе АСЕА для описания параметров масел для грузовых дизельных моторов существует отдельная группа Е (Е4, Е6, Е7, Е9), в то время как масла для легковой техники относят к группам А/В и С. Надо понимать, что за этими обозначениями стоят определённые программы испытаний (лабораторных и моторных), которые, несмотря на некоторую схожесть требований в лабораторной части, например, по значению т. н. вязкости HTHS (вязкость при 150° С в условиях быстрого относительного движения поверхностей деталей в паре трения) для группы Е и А3/B3, А3/B4, C3, С4 (не менее 3,5 мПа∙с), существенно различаются в моторном разделе как по типам двигателей, используемых для испытаний масла, так и по видам испытаний. Так, в группе Е есть испытания, которым легковые масла вообще не подвергаются: это тесты на диспергирующую способность масла в отношении сажи с использованием двигателей Mack T-8E и Mack T-11 и на износ деталей двигателя из-за накопления сажи в моторе Cummins. Наконец, ведущие производители грузовых автомобилей разрабатывают собственные спецификации, т. е. программы испытаний моторных масел, ориентированные на создаваемые ими двигатели. И то же делают почти все производители легковых автомобилей. Легко догадаться, что эти программы совершенно разные, а значит, разными являются и свойства масел для легковых и большегрузных машин.
По-другому выглядит спецификация API. В ней нет разделения требований к маслам в соответствии с применением двигателя – в легковой машине или в грузовике. Но, по крайней мере пока, соотношение бензиновых моторов и дизельных в американских легковых автомобилях отнюдь не в пользу дизелей. Не случайно первая буква «С» в обозначениях категорий качества масел для дизельных двигателей внутри спецификации API имеет две трактовки: C – compression (воспламенение от сжатия) и C – commercial (коммерческая техника).
Из сказанного следует, что параметры используемого масла должны полностью соответствовать конструкции и характеристикам мотора. Это соответствие (или его отсутствие) может быть легко установлено: достаточно проверить, имеет ли соответствие рассматриваемое моторное масло допускам, указанным в инструкции по эксплуатации автомобиля. Их два вида: допустимые классы вязкости по SAE и эксплуатационная спецификация из числа тех, что были упомянуты ранее. Вязкость определяет несущую способность масла в парах трения, и если она недостаточна, то в тяжёлых режимах эксплуатации возможен разрыв плёнки и соприкосновение металлических деталей. С другой стороны, если вязкость масла выше, чем заявлено в инструкции к автомобилю, то как минимум возрастают потери энергии на прокачку по системе смазки. Однако гораздо хуже и опаснее то, что в наддувных двигателях замедляется скорость прохождения масла через турбину, эффективность её охлаждения маслом снижается, само масло дольше подвергается воздействию высокой температуры и соответственно интенсивнее окисляется. Окисление приводит к ещё большему повышению вязкости, замедлению тока масла, перегреву турбины и двигателя и в итоге может привести к отказу мотора.
Как уже говорилось, допуск (спецификация АСЕА, фирменный допуск автопроизводителя) – есть обозначение программы испытаний, которые масло должно успешно пройти, чтобы его можно было применять в том или ином двигателе. Отсутствие в документах на масло или на этикетке ёмкости с маслом допуска, указываемого автопроизводителем в качестве обязательного условия для использования масла, однозначно запрещает его применение. Использование недопущенного масла освобождает автопроизводителя от любых гарантийных обязательств. Кроме того, вполне возможен повышенный износ двигателя и резкое сокращение его ресурса. Так что точное и ясное знание того, какое масло требуется вашему двигателю, и неукоснительное следование инструкции по эксплуатации является ключевыми факторами культуры работы с транспортными средствами.
0W, °С | 5W, °С | 10W, °С | 15W, °С | 20W, °С | 25W, °С | |
---|---|---|---|---|---|---|
Проворачивание | –30 | –25 | –20 | –15 | –10 | –5 |
Прокачиваемость | –40 | –35 | –30 | –25 | –20 | –15 |
Всё дело в вязкости
Следующий, очень своевременный, вопрос связан с сезонностью применения моторных масел.
Сразу скажу, что все масла, выпускаемые лидерами отрасли и предназначенные для применения в двигателях большегрузных автомобилей, эксплуатируемых в климатических зонах, подобных России, – всесезонные. Поясню, что означает этот термин. Как было сказано, вязкость масла в двигателе не может быть какой угодно, а должна соответствовать одному из классов вязкости SAE, точнее, на сегодняшний день, стандарта SAE J300 в редакции 2009 г. Этот стандарт вводит понятие классов вязкости, которые могут быть условно разделены на «зимние» и «летние». Так называемые «зимние» классы имеют обозначения 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W и формулируют требования к пусковым свойствам масла в холодное время года. Идея в том, что для пуска двигателя нужно, чтобы его вал возможно было устойчиво вращать стартёром и чтобы при этом масло уверенно прокачалось по системе к точкам смазки. Стандарт SAE J300 устанавливает пределы вязкости масел при различных отрицательных температурах. Например, масла, отнесённые к классу 0W, не должны иметь вязкость выше 6200 сПз (сантипуаз) при температуре –35 °С, 5W – не выше 6600 сПз при –30 °С и т. д. При этом вязкость масел всех «зимних» классов не должна быть выше 60 000 сПз: для 0W – при –40°, для 5W – при –35 °С и т. д. Соответственно, конструируя мотор, инженеры при расчёте его параметров с учётом мощности аккумулятора и стартёра ориентируются на низкотемпературные характеристики выпускаемых промышленностью масел.
С другой стороны, SAE J300 устанавливает также требования к вязкости масла при рабочей температуре, принимаемой равной 100 °С. Вводится понятие т. н. «летних» классов, обозначаемых числами 20, 30, 40, 50 и 60, и задаётся интервал допустимых значений вязкости масла при 100 °С. Так, у масла класса вязкости SAE 20 она должна быть в пределах 5.6 – 9.3 сСт (сантистокс), SAE 30 – в пределах 9.3 – 12.5 сСт и т. д. Кроме того, ещё для каждого класса задаётся значение вязкости HTHS (см. выше).
Ну а дальше всё просто: производимые масла одновременно удовлетворяют требованиям и «зимних» классов, и «летних», т. е. имеют хорошие пусковые свойства в холодное время и при этом при рабочей температуре, имея заданную вязкость, обеспечивают заданные несущие свойства масла в парах трения двигателя. Соответственно, для их обозначения используют всем известные комбинированные надписи типа 5W-30, 10W-40 и т. п. Сами названия классов идут с тех времен, когда в ходу ещё были сезонные масла и надо было раздельно определять свойства тех, что применялись зимой, и тех, что использовались летом, когда проблемы холодного пуска не было. Надо сказать, впрочем, что настоящие летние моторные масла, т. е. те, что соответствуют только «летним» классам вязкости по SAE, могут иметь некоторое применение и сейчас – в коробках передач и гидросистемах некоторых моделей внедорожной техники. То есть в моторах их почти нет, разве что в старых моделях.
Наиболее распространёнными классами вязкости масел, применяемых в грузовом транспорте, являются сегодня SAE 10W-40 и SAE 15W-40. Всё чаще, однако, производители современных грузовиков предписывают применение масел класса 5W-30, что раньше было характерно исключительно для легковых автомобилей.
Везёшь больше – меняй чаще
Следующий вопрос, который нужно пояснить. Есть ли связь между грузоподъёмностью автомобиля и характеристиками моторного масла?
Строго говоря, могла бы быть в той мере, в какой конструкция и характеристики двигателя связаны с максимальным весом перевозимого груза. На практике автопроизводители оснащают грузовики разной грузоподъёмности различными по мощности моторами, однако все двигатели модельного ряда спроектированы таким образом, чтобы к ним подходили масла, вписывающиеся в систему требований SAE (по вязкости) и имеющие эксплуатационные характеристики в соответствии с промышленными стандартами (АСЕА, группа Е; API, группа С) либо имеющие допуски самих автопроизводителей. Если же один и тот же двигатель устанавливается на автомобили с различной полной массой, то с увеличением массы сокращаются интервалы смены предписанного моторного масла.