Опубликовано: ГП 10-2018
165 лет в борьбе с огнём

Парад пожарной техники посвященный 165-летию пожарной службы Республики Беларусь

Андрей Филиппов, фото автора

25 июля 2018 года исполнилось 165 лет пожарной службе Республики Беларусь. Дата знаменательная, и 21 июля в Минске состоялось празднование, сопровождавшееся показательными выступлениями, гуляниями и конечно же парадом пожарной техники. И хотя торжественным маршем «пожарки» по улицам белорусской столицы проходят ежегодно, в этот раз по размаху ему не было равных. Более 60 единиц разнотипной техники от линеек на конной тяге до катеров и вертолётов было задействовано в мероприятии, и это не считая сил «обеспечения», среди которых можно было встретить уникальные автомобили.

Кроме показательного прохождения в колонне в парке им. Горького была развернута экспозиция техники, которую можно было потрогать руками всем желающим. Экипировка, инструменты, спецоборудование – всё было не просто доступно, но и сопровождалось пояснениями пожарных, готовых понятно объяснять назначение казалось бы совершенно специфических предметов.

Как вы уже поняли, перечислить в рамках одного материала всё интересное, что было представлено широкой публике – просто невозможно. Мы постарались выбрать самое значимое из разных эпох, позволяющее проследить, как менялся мир пожарных автомобилей, развивалась их конструкция и каких достижений добились производители спецтехники.

К примеру, некоторые раритеты прибыли на парад прямо с дежурства в мелких населённых пунктах. В то же время подавляющее большинство новинок базируется на шасси МАЗ семейства «5440», а редкие европейские носители пригоняют либо под монтаж совсем уж специфических кузовов, либо как готовые автомобили, производство которых в Белоруссии ещё не освоено. Хотя это редкое исключение – местным кузовостроителям есть чем гордиться.

А ещё следует учитывать, что состав колонн меняется год от года, причём касается это не только современных машин, но и раритетов. Давным-давно не видно парочки Magirus-Deutz из Полоцка: автоцистерны и автолестницы, скрылся из виду редчайший Ford C-8000 Superior из Могилёва, не найти и уникальный автобус МАЗ-Comco, привозивший в Минск участников из Молодечно. Так что не упускайте возможность увидеть то, чего ещё не видели…

[b]Автомобиль быстрого реагирования АБР на шасси IVECO Eurocargo ES 150E25 (4х4)[/b]. Машина оснащена автономной установкой сверхвысокого давления Limens ЛМ-300/30 БП-90, подающей воду на высоту до 150 м и пневматическим прыжковым устройством для эвакуации людей с высоты до 60 м
[b]Унифицированная компрессорная газозарядная станция УГЗС на шасси МАЗ-5337А2 (4х2)[/b]. Задача автомобиля – оперативно пополнять запас воздуха в дыхательных аппаратах боевых расчётов. Машина незаменима на крупных пожарах, тушение которых занимает длительное время
[b]Автоцистерна для сельской местности АЦУ-20(51А)-60А («упрощённая») на шасси ГАЗ-51А (4х2)[/b]. Предназначалась для доставки к месту пожара максимально возможного количества воды (1550 л) при минимальном боевом расчёте. Несмотря на завершение выпуска в 1968 году, кое-где стояла на дежурстве до 1990-х
И сейчас на службе есть машины с боевым расчётом в два человека – [b]АЦ-12(6317)-50 на шасси МАЗ-6317 (6х6)[/b]. Только теперь автоцистерна доставляет к месту пожара 12 000 л воды, 720 л пены и может использоваться как насосная установка при работе «в перекачку» с одной или несколькими другими автоцистернами
[b]Гидравлическая автолестница АЛГ-30 (157К) Л20 на шасси ЗИЛ-157К (6х6)[/b] – один самых передовых отечественных пожарных автомобилей 1960-х годов. Высота подъёма её лестницы составляла 30 м, на тот момент –  превосходный результат! Важно, что это не реплика, а исторический подлинник в достоверной окраске своего времени
А это современный аналог – [b]АЛ-30(5340) на шасси МАЗ-5340B2-425-013 (4х2)[/b] производства «ПожСнаб» для районов с невысотной застройкой. Максимальный вылет лестницы от оси вращения подъёмно-поворотного устройства с максимальной нагрузкой на вершине 16 м. Автолестница несёт дежурство в г. Молодечно
[b]Бензоперекачивающая станция ПСГ-65/130 (она же БПС-51) – на шасси ГАЗ-51А (4х2)[/b]. В пожарной охране такие машины использовались в качестве насосных станций поддержки на крупных пожарах. Особенность автомобиля – размещение насосной установки в отдельном отсеке (насосной кабине) между кабиной и кузовом автомобиля
Нынешний аналог [b]насосной перекачивающей станции – Sigma 20-1500 на шасси МЗКТ-730110 (8х8)[/b]. Машина способна перекачивать воду со скоростью 1500 л/мин и активно используется при наводнениях и паводках. В комплекс входят два автомобиля: для транспортировки станции (справа) и рукавов (слева)
[b]Автогидроподъёмник коленчатый АПК-32 на шасси МАЗ-5340 (4х2)[/b] с высотой подъёма 32 м и грузоподъёмностью платформы 350 кг. Машина является примером белорусско-польского сотрудничества: колена изготовлены в Польше, а сборку произвёл СООО «Завод современной пожарной техники» из Минска
90-метровый шарнирно-сочленённый [b]подъёмник Bronto Skylift F90HLA[/b] на специальном пятиосном [b]шасси Mercedes-Benz Actros 4150K/10×4/6/5100[/b], доработанном фирмой Paul. Водопенная установка способна пропускать до 3800 л/мин, а полная масса автомобиля без малого 50 т. Таких машин в мире всего не более двух десятков…
Редчайший [b]автомобиль технической службы АТ-2(157К)ТА на шасси ЗИЛ-157К (6х6)[/b]. В комплектацию этого мастера на все руки кроме дымососа входили по паре пневматических отбойных молотков, пневматических бетоноломов, бензопил «Дружба» и переносных автогенорезательных ранцев. Имелся и 2-тонный кран-укосина
Современный [b]автомобиль дымоудаления АДУ-210 на шасси МАЗ-530905 (4х4)[/b]. Вентиляторная установка MGV L125/100F производительностью 201 600 м[sup]3[/sup]/ ч способна удалять дым из помещений, подавать свежий воздух в задымлённую зону, заполнять помещения воздушно-механической пеной
[b]Понтонный автомобиль с копровым блоком сваебойно-обстроечного парома из состава комплекта мостостроительных средств КМС-Э на шасси ЗИЛ-131 (6х6)[/b]. Литера «Э» означает наличие электростанции, позволяющее механизировать ряд операций, прежде выполнявшихся вручную
[b]Речное звено понтонного парка ПМП-М на шасси вездехода КрАЗ-255Б (6х6)[/b]. Автомобили предназначены для наведения понтонных переправ во время весенних паводков в Белоруссии. Машины были переданы в ведение Пинского центра РОСН из подчинения Министерства обороны буквально накануне парада
[b]Пожарный автокран КС-6476 (698130)[/b] грузоподъёмностью в 50 т и рабочей высотой 34,7 м – творение ЗАО «ГАЗПРОМ-КРАН». Смонтированный на шасси МЗКТ-692301 (8х4), до недавнего времени он был самым крупным в парке МЧС Белоруссии – его полная масса без малого 40 т
А это [b]Terex Demag AC 100/4[/b] минского гарнизона – автомобиль, отобравший титул «самого-самого» у своего коллеги КС-6476. Грузоподъёмность автокрана – 100 т, а рабочая высота – 77 м! В случае необходимости на стреле можно монтировать водопенные коммуникации
А это весьма спорный в плане восстановления экспонат – [b]ПМЗ-8 на шасси УралЗИС-5[/b]. Автоцистерна 1948 года выпуска долгое время стояла на постаменте перед зданием МЧС Витебска, затем прошла «курс реабилитации» и теперь является неизменным участником минских парадов
[b]Автомобиль быстрого реагирования АБР на шасси МАЗ-4371 (4х2)[/b]: 500 л воды, 50 л пенообразователя и богатый перечень разнообразного противопожарного инструмента. Идеальное наглядное пособие на тему «как устроен пожарный автомобиль» детвора, пришедшая в парк, оценила!
Комментировать ... >>
Loading...