Производство самосвалов ГАЗ-93 на ОдАЗе
Ещё не закончилась Великая Отечественная, а в освобождённой Одессе было принято решение о строительстве автосборочного завода. Это теперь ОдАЗ знают многие. А раньше, когда были выделены под застройку молодого предприятия земли, ещё никто не догадывался о судьбе гиганта. На первых порах заводу поручалось вести крупноузловую сборку ленд-лизовских машин Studebaker, Chevrolet и Dodge.
Но самым важным этапом в становлении предприятия стал приказ Министра в 1947 г. об организации производства самосвалов на Одесском автосборочном заводе. Первый пункт гласил: «Директору Одесского автосборочного завода тов. Рухадзе организовать производство автомобилей – самосвалов на базе грузового автомобиля ГАЗ-51, с объёмом выпуска 10 тыс. штук в год». Сборку автомобилей ГАЗ-51 этот приказ предусматривал производить на ОдАЗе из деталей и агрегатов, поставляемых Горьковским автозаводом.
Конструирование самосвала поручалось Уральскому автомобильному заводу им. Сталина, который к 1 октября 1947 г. должен был изготовить и испытать опытный образец и вместе с конструкторской документацией передать его на ОдАЗ. УралЗИС быстро справился с поставленной задачей. Самосвал, получивший наименование ГАЗ-93, был создан в срок, показал неплохие результаты при испытаниях в научно-исследовательском институте НАМИ и был принят для серийного производства на ОдАЗе.
Планировалось начать производство самосвалов в Одессе во II квартале 1948 года и выпустить в том же году 3 тыс. машин.
Производству самосвалов на Одесском автосборочном в Минавтопроме придавалось большое значение. В декабре 1947 года этот вопрос рассматривался на коллегии, а марте 1948-го Постановлением Совмина СССР была определена программа: Горьковский автозавод им. Молотова поставляет шасси ГАЗ-51, а Одесский автосборочный изготовляет кузова и опрокидывающие механизмы и выпускает самосвалы ГАЗ-93. План утвердили напряжённый – 20 тыс. штук в год. Времени на подготовку практически не оставалось: первые три тысячи самосвалов нужно было изготовить в IV квартале 1948 года.
Здание цеха сборки прицепов-роспусков – первой самостоятельной продукции ОдАЗа – оказалось непригодным для организации сборки автомобилей-самосвалов из-за низкого расположения деревянных несущих ферм и невозможности устройства какой-либо грузоподъёмной механизации.
К концу 1948 года монтаж оборудования закончили. С конвейера сборочного цеха сошли первые автомобили-самосвалы ГАЗ-93.
На первом этапе производство некоторых важных узлов было возложено на смежников. Минский автозавод поставлял насосы для опрокидывающего механизма, Кутаисский автозавод – коробки отбора мощности (КОМ). Автозаводы Москвы и Горького изготовили 50 штампов, Днепропетровский автозавод изготовил более 100 приспособлений и передал одесситам много сложного измерительного инструмента, Минский автозавод – всю оснастку и инструмент для изготовления деталей масляного насоса.
И всё же освоение самосвалов шло трудно, особенно на поточной линии производства гидроподъёмника. Но рабочие, технологи и конструкторы смогли наладить поточное производство на линии обработки деталей гидроцилиндра. Впоследствии, отказавшись от услуг смежников, основные узлы масляного насоса и КОМ делали собственными силами.
На первомайской демонстрации 1949 года праздничную колонну автосборщиков возглавлял новенький самосвал ГАЗ-93. Это был своеобразный рапорт коллектива о том, что важнейшее правительственное задание выполняется. Через год, в 1950 году, производство вышло на сборку 60 самосвалов в сутки. Сборочный цех перевели в один из пролетов ещё недостроенного главного корпуса, цех платформ и кузнечно-прессовый разместили неподалеку. Появилась возможность наращивать темпы выпуска самосвалов. Так, уже в I квартале 1952 года завод вышел на производительность 20 тыс. самосвалов в год, не менее успешно стартовал и 1953 год. Задания I квартала по всем показателям были перевыполнены. За успехами последовал спад. Оказалось, что такие технические характеристики самосвала ГАЗ-93, как грузоподъёмность и вместимость кузова, не стали удовлетворять возросшим потребностям народного хозяйства. Нужно было в кратчайшие сроки что-то предпринимать, проводить новые изыскания по разработке и освоению новых, более прогрессивных и большегрузных изделий.
Нелестные отзывы о продукции предприятия стали получать от строителей и особенно целинников, которых перестала удовлетворять вместимость кузова самосвала ГАЗ-93. Малая ёмкость кузова не позволяла при перевозке зерна и других легковесных грузов до предела использовать и без того малую грузоподъёмность. А при перевозке зерна требовалась еще и герметизация кузова.
На заводе приняли решение удлинить и облегчить кузов самосвала за счёт использования дерево-металлической платформы. В 1954 году разработали и испытали новую конструкцию самосвала, получившего обозначение ГАЗ-93Д. Через некоторое время началось и серийное производство, но тут возникли новые проблемы. Пиломатериалы, поступавшие на завод, постоянно имели разный калибр. Конструкторский коллектив буквально сбился с ног, внося корректировки в чертежи всякий раз под новые размеры досок и брусьев.
По этой причине выпуск самосвалов постоянно тормозился, а производство машин снизилось более чем на 3000 машин. Эти события повлекли за собой серьёзную критику на коллегии Министерства, которой в июне 1954-го подверглось руководство автосборочного. Несмотря на это кардинальных решений принято не было, если не считать того, что завод обязали наверстать упущенное.
Такое несерьёзное положение дел на заводе продолжалось до 1956 года, когда из заводских ворот выехал увеличенной до 3,2 м3 геометрической вместимости и повышенной до 2250 кг грузоподъёмностью. Параллельно поднялось и качество продукции. В результате в 1956-м начал работать участок экспорта, за рубеж отправляли ежегодно до 1000 самосвалов. Постоянно несколько машин из промышленной партии подвергалось эксплуатационным испытаниям на Котовской машинно-тракторной станции. В этом же году ОдАЗ отметил свой первый юбилей: с конвейера сошёл 100-тысячный самосвал. Завод наращивал темпы производства, и уже в следующем 1957 году было выпущено максимальное количество – 21 580 самосвалов.
Казалось, что завод вышел на полную мощность по производству техники, но в Госконтроль поступило письмо с экономическими выкладками нецелесообразности перевозки 20 тысяч машин из Горького в Одессу. По мнению автора, затрат на ежегодную перевозку вполне хватило бы на строительство подобного предприятия в непосредственной близости от ГАЗа. Комиссия подтвердила выводы и рекомендовала передать производство самосвалов Саранскому, тогда еще авторемонтному предприятию, при этом снизив объёмы производства до 5000 машин в год. И наконец, вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 17 апреля 1958 г. № 422 о прекращении выпуска самосвалов. Выпуск самосвалов постепенно сокращался, а последняя машина сошла с конвейера в 1959 году.