Туристские автобусы MAN Lions Coach R07 и R08
Производитель: | MAN Truck & Bus AG |
---|---|
Модель: | MAN Lions Coach R07 и MAN Lions Coach R08 |
Начало продаж в России: | 2017 г. |
Все-таки «конвейерные» тесты, когда журналисты один за другим сменяются за рулём – это не мой формат. Пять минут на понимание машины и километровый круг на спортивном треке – ничтожно мало! Ты только-только начал свыкаться с габаритами, с управлением, мало-мальски адаптировался на своём рабочем месте, а тебя уже подталкивают к выходу, мол, прокатился сам – дай погонять и другому. А ведь речь идёт о новинке, которую ты, в принципе, видишь в первый раз! А если это ещё и так любимый тобой автобус, то и вовсе беда…
Сдругой стороны, за такой короткий промежуток ты не успеваешь притереться к машине, и всё впечатление складывается только на первичных эмоциях «нравится – не нравится», «удобно – не удобно». Оценка получается более честная – безусловно, объективная – сомнительно. Скорее, это шанс понять, а достойна ли вообще новая модель, чтобы ей уделяли столько внимания? Забегая вперед – если речь о новом MAN Lions Coach, то более чем достойна.
Обновление? Новинка!
На самом деле наши постоянные читатели уже знакомы с новым пассажирским «Львом» – предпремьерный показ состоялся летом прошлого года, о чём мы рассказали на страницах журнала. Теперь же пришло время вживую протестировать модификации, предназначенные для российского рынка.
Начнём с того, что ООО «МАН Трак энд Бас РУС» полностью окунуло журналистов в атмосферу междугородных перевозок, предоставив в рамках пресс-тура «Путешествие под знаком Льва» возможность прокатиться по маршруту Москва – Санкт-Петербург на MAN Lions Coach R07 в роли пассажиров. Да, салон не был заполнен на 100%, но желание пообщаться с коллегами как-то само собой позволило полностью сымитировать реальную поездку на маршруте с длинным плечом, включая споры с бурной жестикуляцией и хаотичное перемещение по салону.
Как пассажир сразу отмечу отличную шумо- и виброизоляцию. Всё общение происходит спокойным голосом, а если не хотите, чтобы кто-то, сидящий за два ряда, вас услышал, то придётся перейти на шепот. При этом ни на холостом ходу, ни при интенсивном разгоне, ни на разбитой дороге ничего не дребезжит и не зудит. Пожалуй, это первый раз на моей памяти, когда я не делаю никакой скидки на то, что салон полупустой, а под колёсами «полуасфальт».
В целом по салону к новинке претензий нет. Автобус был представлен с планировкой 49 мест, с туалетом и кухней. При такой компоновке места для коленей достаточно на всех рядах, включая галёрку. Даже мой любимый тест «откинь спинку, зажми соседку» был пройден без вопросов. Багажные полки удобны, а система кондиционирования очень быстро охлаждала салон.
Зато есть замечания к дизайнерам, причём сразу по двум пунктам.
Во-первых, у тех, кто сидит на первом ряду, прямо по центру стекла проходит широченная непрозрачная полоса – снаружи стильно, а изнутри… Туристский автобус говорите?..
Во-вторых, как выяснилось опытным путём, изгибы крышки моторного отсека, которая ради красоты окрашена в чёрный цвет (возможно окрашивание в цвет кузова), так преломляют яркий солнечный свет, что буквально слепят тех, кто едет сзади. Красиво, но не очень безопасно. Остаётся надеяться, что наша дорожная грязь быстро сведет отражение на нет.
Разумеется, есть изменения и на водительском месте. Например, теперь бесполезно топать по полу в поисках кнопки настройки рулевой колонки – её сменила клавиша с внятной символикой на левом «подоконнике». Прямо под ней – мини-джойстик управления зеркалами (браво эргономистам!), ведь реально это два действия, которые связаны одной цепочкой при обустройстве за рулём.
Кроме того, изменилась в лучшую сторону эргономика передней панели в целом. Да и количество различных ёмкостей для мелочей и подстаканников увеличилось в разы. В реальной жизни такие бонусы ценятся гораздо больше, чем тактильные ощущения от нового пластика или обивки сидений.
А вот то, что не очень понравилось – планировка спального отсека. Он довольно узкий и имеет расширение только в месте, где должна быть голова водителя. Хотя по его оснащению претензий нет, даже крючочки для одежды в количестве трёх штук предусмотрены.
Дела житейские
Традиционный вопрос: «А что вы доработали для российского рынка?» – не вызывает у представителей MAN замешательства. Особенности «нашей» комплектации в первую, да и во вторую очередь связаны с утеплением, ибо где ещё найдешь маршруты, в которых можно выехать из города с температурой +2 °C и через 12 часов приехать в –27 °C? Загибаем пальцы: обогреваемое ветровое стекло и зеркала, обогреваемые фильтр Separ и фильтр тонкой очистки топлива, обогреваемое кресло водителя и дополнительная печка для него же. Кроме того, установлена более мощная климатическая установка и проведена изоляция багажного отсека.
С учётом того, что MAN Lions Coach позиционируется (кстати, вполне заслуженно) не только как междугородный, но и как туристический, для него предусмотрели увеличенные межсервисные интервалы. Теперь автобус может пройти без замены масла 140 000 км, а сажевый фильтр рассчитан на 850 000 км – справедливо для двигателей Euro 6 (в Европе такие интервалы применяются. В России из-за низкого качества топлива параметры снижаются). С учётом, что заехать «на шару» в сервис у нас не всегда получается, такое предложение очень смахивает на подарок – приятный подарок…
Стоит отметить и пневматическую подвеску с возможностью изменения уровня дорожного просвета. Тот, кто попадал на наши ЖД переезды в глубинке и понтонные переправы с неимоверными перепадами высоты, оценят такую функцию по достоинству.
И тишина…
Время, время, время! Адаптация на месте водителя проходит в режиме «вот тебе «подсадной» автобус, лети, а то опоздаешь». Ситуация знакомая всем, кто работает на маршрутах, так что дополнительные разъяснения тут излишни.
Плюхаюсь в кресло, спинку вертикально, сдвигаюсь к рулю и… зависаю. Хм, а двигатель работает или его надо запускать? Ни дрожи, ни звука – полнейшая тишина. Похоже, «капсуляция» действительно работает! Хорошо хоть приподнявшаяся стрелка тахометра даёт подсказку, что мотор заведён и можно ехать.
А вот дальше началось самое интересное, потому как ощущения от автобусов оказались разными, от слова «совсем». Первый круг на «трёхоснике» прошёл как по маслу, т.е. будто я каждый день из года в год хожу на нём в рейсы, – настолько всё предсказуемо как в плане динамики, так и чувства габаритов. Машина пишет кривые словно циркулем, позволяя контролировать процесс по боковым зеркалам: ты прямо физически ощущаешь, как задние колёса идут по самой кромке асфальта, бросаешь взгляд в зеркало – всё точно. Тепловозный разгон, накат, уверенное торможение интардером ZF практически до полной остановки.
Пересаживаюсь на «двухосник» и… а где заметный прирост в динамике, 12-метровик вроде как легче? Впрочем, на реальной трассе, когда выйдешь на обгон, разница, безусловно, почувствуется – это же не трек. А вот замедление «R07» мне показалось просто «никаким» на фоне «R08», т. е. ты вроде щёлкаешь рычагом интардера, но автобус как летел, так и летит, а потом, когда ты судорожно включаешь максимальное замедление, вдруг начинает резко осаживаться. Разные настройки? Показалось?
Пришлось совершать пару заездов, концентрируясь только на торможении, да ещё снова пересаживаться на «трёхосник», чтобы проверить свои ощущения. К концу пятого проезда трассы выяснилась бессмысленность процесса – я адаптировался, и оба автобуса у меня стали тормозить там, где нужно, и так, как нужно.
Говорю же: краткосрочные заезды не дают правильной картинки – требуйте дополнительное время!
В остальном MAN Lions Coach шикарен. Комфортен, понятен и невероятно тих. Даже при интенсивных разгонах мотора практически не слышно, а при остановке периодически бросаешь взгляд на тахометр – не заглох ли?
Ведь тишина… Семимильными шагами
Казалось бы, с премьерного показа нового MAN Lions Coach не прошло и года, а автобус уже вовсю собирает призы. В 2017 году «междугородник» победил в конкурсе Busworld Awards Competition, завоевав приз Grand Coach Award, а также получив награды в номинациях Comfort и Design. А 9 марта 2018 года лайнер завоевал премию iF Design Award – одну из престижнейших на международном дизайнерском форуме iF International Forum Design в категории «Автомобили/ Транспортные средства/ Мотоциклы». Для понимания: 63 (!) эксперта в области дизайна выбирали из 6402 заявленных участников, представлявших 54 страны мира. Вот это масштаб!
А ещё MAN Lions Coach является одним из номинантов конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в категории «Туристический/ междугородный автобус». Разумеется, пока полный перечень претендентов на престижную награду держится в секрете, но на моей памяти никаких серьёзных конкурентов, действительно подходящих под суть номинации, в этом году у него не предвидится…
Модель | R07 | R08 |
---|---|---|
Габаритные размеры, мм (ДхШхВ) | 12 101х2550х3845 | 13 901х2550х3845 |
Полная масса, кг | 18 000 | 23 920 |
Снаряжённая масса, кг | 10 000–14 700 | 12 800–18 000 |
Пассажировместимость, чел.
|
49 49 |
57 57 |
Вместимость багажного отсека, м3 | 11,7 | 13,2 * |
Допустимая нагрузка на 1-ю/ 2-ю оси, кг | 7100/11 500 | 7100/11 500/5320 |
Двигатель:
|
MAN D2676 LOH 26 (EEV) Турбодизель, I-6, 12 419 440 при 1800 мин-1 2100 при 930–1350 мин-1 |
|
Коробка передач:
|
TipMatic Автоматизированная 12/1 |
|
Подвеска | Пневматическая, с электронной системой регулирования ECAS | |
Тормозная система | Пневматическая, электронно-управляемая с дисковыми тормозными механизмами с ABS, ASR, EBS | |
Колёсная формула | 4х2 | 6х2 |
Минимальный радиус поворота, м | 10,4 | 11,1 |
Вместимость топливного бака, л | 525 |