Гарантия работы мотора
Несмотря на все знания и опыт водителей, масляная тема является самой «тёмной». Споры в этой области знаний никогда не утихают невзирая на все рекомендации и консультации специалистов. Эта публикация является продолжением серии статей о технических жидкостях для грузового и пассажирского транспорта, в ней мы отвечаем на очередные вопросы наших читателей.
Экономия или защита?
Да, действительно, вопрос применения энергосберегающих масел становится более актуальным. Что касается легкового транспорта, то практически во всех современных отраслевых стандартах, описывающих моторные масла, будь то API SN, ILSAC GF-5 или АСЕА A5/B5, энергосберегающие свойства моторных масел учтены введением соответствующих моторных тестов, где сравнивается потребление топлива двигателем на испытуемом масле в сравнении с эталонным. Добиться уменьшения потребления топлива можно, в том числе и за счёт использования менее вязкого моторного масла, причём это касается как характеристик в рабочих режимах, так и в режиме пуска и прогрева мотора. Суть в том, что чем менее вязкое моторное масло используется, тем меньше энергии затрачивается на прокачивание этого масла в системе и на проворачивание валов в подшипниках скольжения. Многие производители легковых автомобилей пошли по пути применения маловязких моторных масел, среди них Ford, JLR и японские концерны.
Основная причина – всё более жёсткие законодательные требования стран к токсичности выхлопных газов, включающие в том числе и ограничения по выбросу в атмосферу углекислого газа (СО2). Количество же углекислого газа в выхлопе мотора напрямую зависит от количества сгоревшего топлива, в отличие, например от оксида азота, также учитываемого в нормативных актах.
Так много о легковых автомобилях мы говорим потому, что пока в существующих нормах по токсичности выхлопных газов для коммерческой техники нет ограничений на выброс СО2. Поэтому необходимость использования энергосберегающих масел с соответствующей доработкой конструкции мотора в этой отрасли пока не так актуальна. Дело в том, что у использования маловязкого масла есть и другая сторона – несущая способность масляной плёнки. То есть на одной чаше весов снижение потребления топлива и соответствие экологическим стандартам, а на другой обеспечение защиты деталей двигателя от износа.
Качество с запасом
Прежде всего смазочный материал от известного бренда – это гарантия соответствия всем заявленным спецификациям, а во многих случаях и превышение их требований по таким свойствам, как противоизносные, антиокислительные, моющие, диспергирующие и пр. Поясним на примере. В любой спецификации, описывающей моторные масла, существуют тесты на противоизносные свойства. Если говорить о спецификации Ассоциации Европейских производителей автомобилей (ACEA) и об одном из тестов на износ в рамках этой спецификации, а именно о тесте на износ гильз цилиндров, проводящемся на двигателе Mack T12, то продукт Castrol Enduron Low SAPS 10W-40 прошёл его с 50%-ным запасом. Это и есть превышение требований. И подобные результаты могут обеспечить только хорошо сбалансированные современные масла.
В свою очередь этот дополнительный запас технологических характеристик способен обеспечить гарантию работоспособности масла, например, в условиях случайной непродолжительной работы агрегата в сверхтяжёлых или нештатных режимах, при которых стандартные масла бы не справились.
Поэтому на вопрос «Следует ли покупать дорогое масло известных брендов, гарантируют ли они качество?» я могу ответить – да, следует. Известные бренды дорожат своей репутацией и стремятся выпускать гарантированно качественные продукты.
Достаточная информированность
На этикетке моторного масла должна быть следующая информация:
- наименование масла;
- наименование страны-изготовителя;
- наименование фирмы-изготовителя;
- основное (или функциональное) предназначение масла или область его применения;
- краткая информация о правилах и условиях безопасного использования и обращения;
- основные потребительские свойства или характеристики;
- информация об обязательной сертификации;
- юридический адрес изготовителя и (или) продавца;
- масса нетто, объём или количество;
- срок хранения.
Какое масло заливать?
Сертификация на соответствие требованиям отраслевых стандартов, изданных такими организациями, как API (Американский институт нефти), АСЕА (Ассоциация Европейских производителей автомобилей) или JSAE (Ассоциация автомобильных инженеров Японии), проводится главным образом для того, чтобы ответить потребителю на его главный вопрос: «Какое масло мне залить в мотор?»
Сертификация в данном случае – это процесс прохождения определённых тестов как лабораторных, так и моторных. Масло, успешно прошедшее все тесты, получает право на использование в моторах производителей различных стран.
Но всё чаще соответствия смазочного материала только отраслевому стандарту становится недостаточно, чтобы гарантировать выполнение всех его функций в полном объёме в моторах конкретных производителей. И здесь более точный ответ на главный вопрос потребителя даёт наличие или отсутствие на этикетке смазочного материала допуска производителя техники. Допуски различных производителей грузовых автомобилей, автобусов, строительной, горной техники и др. основаны на отраслевых стандартах, но включают дополнительные тесты, проводимые в основном на моторах данного производителя.
Необходимо заметить, хотя мы сейчас говорим только о моторных маслах, сертификацию проходят абсолютно все технические жидкости для всех типов техники.
Синтетические предпочтения
Как говорилось ранее, в настоящее время главным, а всё чаще и единственным критерием для выбора смазочного материала является допуск производителя техники. По сути, это программа испытаний, как и отраслевой стандарт, однако зачастую более жёсткая и непременно с учётом конструктивных особенностей двигателей данного производителя. С другой стороны, практически во всех спецификациях производителей техники существуют допуски, предусматривающие удлинённые межсервисные интервалы. Наличием таких допусков на этикетках могут «похвастать», как правило, именно продукты на основе синтетических базовых масел за счёт бόльшей стойкости к окислению. У продуктов на синтетической основе лучше и низкотемпературные свойства, т. е. вязкость такого масла при отрицательных температурах ниже, чем у минерального. Таким образом, в пределах одного допуска производителя техники целесообразнее выбрать продукт на синтетической основе. В этом случае у вас будет некоторый запас по вышеуказанным свойствам.
Следуйте предписаниям
Турбокомпрессор – весьма сложный «участок работы» моторного масла и одновременно с этим весьма критичный к его качеству и чистоте. Что касается качества, то здесь очень важны такие свойства масла, как стойкость к окислению и диспергирующая способность. Напомним, что две из трёх основных причин преждевременного выхода из строя турбокомпрессоров – это недостаток масла и загрязнённое масло.
Недостаток масла может быть вызван помимо снижения производительности маслонасоса ещё и повышенной по отношению к расчётной для данного узла вязкостью масла, ведь слишком «густое» масло будет прокачиваться через смазываемые пары трения медленнее, тем самым ухудшится охлаждение и без того теплонагруженного узла. А одной из главных причин загустевания масла (наряду с накоплением сажи в дизельных двигателях) является его окисление. Более того, этот процесс может привести к образованию мазеобразных отложений, так называемых шламов, в маслоподводящих каналах, что сильнее ухудшит процесс подачи и отвода масла в узле. Что касается диспергирующей способности масла, то здесь имеет смысл поговорить об абразивном износе. Дело в том, что мельчайшие частицы сажи и других загрязнений в объёме моторного масла имеют тенденцию соединяться в более крупные, которые, достигая размеров, сопоставимых с размером зазоров в паре трения, являются абразивным материалом. Не обладай масло диспергирующими свойствами (т. е. способностью равномерно распределять мельчайшие частицы загрязнений во всём объёме жидкости), абразивный износ подшипников и динамических уплотнений турбокомпрессора не заставит себя долго ждать. Ведь частота вращения вала турбокомпрессора дизельного двигателя может достигать 130 000 об/мин.
Здесь хотелось бы обратить особое внимание не только на масло, но и на своевременное техническое обслуживание, и на качество применяемых фильтров.
Резюме по этому вопросу повторяет уже изложенное: при подборе масла рекомендуется всегда следовать предписаниям производителя техники. При этом в пределах одного допуска продукт на синтетической основе обладает лучшей стойкостью к окислению.
В автомобильных изданиях с завидным постоянством повторяется тот самый главный вопрос: «Какое масло заливать?» Ответ на него всегда один: то, которое допущено производителем техники, и никакое другое. Из числа же допущенных продуктов – наиболее подходящее по условиям эксплуатации.
Действительно, ведь никому не приходит в голову спрашивать, какое, скажем, напряжение сети подводить к телевизору. На какое рассчитан, то и подводить. Так и с маслом: на какое рассчитан мотор, то и заливать. Как узнать, на какое масло рассчитан мотор? Прочитав соответствующий раздел руководства по эксплуатации единицы техники.