Сколько продлится отложенный спрос?
В совокупности производители грузовых автомобилей в России, по данным ОАО «АСМ-Холдинг», выпустили в первом полугодии 2018 года на 71 690 машин больше (+5,6%), чем за аналогичный период прошлого года, включая шасси и самосвалы. Так, шасси произвели 19 230 ед. (–14,3%), а седельных тягачей – 7620 ед. (+35,2%), что подчеркивает величину отложенного спроса именно на магистральные седельные тягачи (на них приходится львиная доля продаж в сегменте седельных тягачей) после введения ПЛАТОНа.
Почему продажи не падают?
Ответ кроется в том, что весомый спрос сейчас приходится на иномарки российского производства. Их выпуск возрос более чем на треть (+34,1%), до 13 427 ед., что позволило оздоровить и осовременить автопарк. Даже экспорт грузовиков (включая LCV), по данным ТК РФ, составил в январе–июне 6,1 тыс. (+6,1%) грузовых машин (на $127,3 млн). На конец 2018 года по оптимистичному сценарию за счёт активизации новых зарубежных рынков в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке ожидается увеличение экспорта не менее чем до 15,5 тыс., или на 10%.
Продажи на внутреннем рынке за этот же период, по данным ООО «Автостат Инфо», составили суммарно по среднетоннажным (MCV) и тяжёлым (HCV) – 37,2 тыс. (+20,4%), а по лёгким коммерческим (LCV) с включением микроавтобусов – почти 50 тыс. (+1,2%), т. е. суммарно коммерческие автомобили выросли до 87,2 тыс. (+8,6%). Суммарно в первой половине 2018 года было реализовано 87,2 тыс. (+8,6%), из которых на долю отечественных марок пришлось 53,3 тыс. (–1,8%), на долю иномарок (включая российскую сборку) пришлось 34,9 тыс. (+34,2%). Прогноз на весь 2018 год, не превышает 190 тыс. из-за исчерпания фактора отложенного спроса и целого ряда неблагоприятных факторов в виде санкционных «чёрных лебедей» (непредвиденных и непредсказуемых факторов).
Бренд | Январь–июнь, 2018 г. | Январь–июнь, 2017 г. | Отклонение за январь–июнь 2018–2017 гг., % |
---|---|---|---|
BAW | 1 | 34 | –97,1 |
Citroёn | 1080 | 787 | 37,2 |
Daihatsu | 1 | 1 | 0 |
DFSK | 0 | 5 | –100 |
Dongfeng | 4 | 0 | 999 |
Faw | 0 | 10 | –100 |
Fiat | 617 | 805 | –23,4 |
Ford | 4739 | 2963 | 59,9 |
Freightliner | 0 | 1 | –100 |
GAZ | 22 868 | 21 236 | 7,7 |
GMC | 1 | 1 | 0 |
Gonow | 6 | 1 | 500 |
Guran | 0 | 1 | –100 |
Hyundai | 743 | 810 | –8,3 |
IVECO | 278 | 263 | 5,7 |
JAC | 0 | 3 | –100 |
KIA | 78 | 44 | 77,3 |
Lada | 2399 | 3927 | –38,9 |
Mercedes-Benz | 4280 | 3713 | 15,3 |
Mitsubishi | 4 | 0 | 999 |
Nissan | 3 | 6 | –50 |
Peugeot | 1286 | 937 | 37,2 |
Renault | 899 | 68 | 1222,1 |
Suzuki | 2 | 0 | 999 |
Tagaz | 1 | 6 | –83,3 |
Toyota | 8 | 98 | –91,8 |
UAZ | 7682 | 11 047 | –30,5 |
Volkswagen | 3007 | 2604 | 15,5 |
Yuejin | 2 | 9 | –77,8 |
ВСЕГО: | 49 989 | 49 380 | 1,2 |
ВСЕГО: российские | 32 950 | 36 216 | –9 |
ВСЕГО: иномарки | 17 039 | 13 164 | 29,4 |
Группа ГАЗ
Лидером по выпуску грузовиков в стране остаётся «Группа ГАЗ», включающая как ООО «АЗ ГАЗ», так и АО «АЗ «Урал» – совместно они произвели в первой половине 2018 года 31,7 тыс. (+10,1%), или 44,2% от всего производства грузовиков в стране, т.е. доля группы заметно выросла.
На долю непосредственно АЗ ГАЗ пришлось 28,6 тыс. (+10,3%) малотоннажников (LCV) и среднетоннажников (MCV), из которых 6,5 тыс. (–3,7%) шасси, 11,8 тыс. (+37,3%) с бензиновым (газовым) мотором и 10,3 тыс. (+57,9%) с дизелем. Крен опять пошёл в сторону дизелей против бензиновых и газовых двигателей. Кроме того, новые семейства «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT» постепенно вытесняют прежние модели серий «ГАЗель БИЗНЕС» и ГАЗ-3307 (да-да, жив курилка с впрысковым бензиновым 137-сильным двигателем ЗМЗ-524400) и ГАЗ-33098 (с дизелем ЯМЗ-5344). Модели повышенной проходимости «Соболь БИЗНЕС 4х4», «Садко» (ГАЗ-33088) и «Земляк» (ГАЗ-33086) до замены поколения NEXT продолжают оставаться в производстве.
«АСМ-Холдинг» постарался оценить объём производства LCV на АЗ ГАЗ (включая модель Mercedes-Benz Classic), который составил в первом полугодии 31,5 тыс. (+22,4%). Реализация грузовиков бренда ГАЗ на российском рынке отличается от производства достаточно существенно: по данным ООО «Автостат Инфо» за январь–июнь 2018 года в РФ было зарегистрировано 22,9 тыс. LCV и 4,3 тыс. (+7,5%) MCV марки ГАЗ. При этом реализация новых серий «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT» выросла, составив, соответственно, 12,8 тыс. (+15,1%) и 2,91 тыс. (+21,3%). Старых серий LCV – «ГАЗель БИЗНЕС» и «Соболь БИЗНЕС» реализовали, соответственно, 7,4 тыс. (–5,1%) и 2,61 тыс. (+15,3%). Среднетоннажников ГАЗ-3307/ -3309 – 767 ед. (–5,4%), а вездеходных ГАЗ-3308 «Садко» – 596 ед. (–23,3%). Попали в статистику регистраций и 4 ед. (–20%) стоковых 4-тонок ГАЗ-3310 «Валдай».
В свою очередь АЗ «Урал» произвёл за 6 месяцев 2018-го 3,04 тыс. (+7,7%) практически только внедорожных автомобилей с колёсными формулами 4х4, 6х6 и 8х8 серий «Урал-М» (с капотной и бескапотной кабинами, включая единственный экземпляр новейшей модели «Урал-9593» 8х8 для нефтяников и газовиков) и капотной серии NEXT. Из них 1,45 тыс. (–1,2%) шасси. Новых дорожных грузовиков 6х4 в производственных итогах зафиксирован был лишь один «Урал-73945» («Урал С25.328») с кабиной NEXT полной массой 33,5 т. Серийное производство данной «дорожной серии» намечается лишь с сентября 2018 года. Хороший рост показали бескапотный седельный тягач 8х8 «Урал-5423» (+25%, до 95 ед.) и бортовой «Урал-4320» («Урал NEXT») с приростом на 15,7%, до 2,15 тыс. Двухосный «Урал-43206» (4х4) и 4-осный «Урал-5323» (8х8) напротив слетели на 37,6% (до 221 ед.) и 37,3% (до 32 ед.), соответственно.
Выпуск самосвалов ОАО «САЗ» («Саранский завод автосамосвалов») продолжил падение более чем на треть (–35,5%), до 401 ед. Это косвенно свидетельствует о вытеснении из производственной линейки старой серии среднетоннажников ГАЗ, одной из самых популярных исполнений которых традиционно выступают именно сельскохозяйственные самосвалы.
Камский кластер
Национальный лидер в сегменте тяжёлых грузовиков ПАО «КАМАЗ» (Группа КАМАЗ) произвёл в первом полугодии 17,8 тыс. (+10,4%), из которых 7,5 тыс. (+17,5%) шасси и 4,25 тыс. (+24,2%) седельных тягачей. Группа КАМАЗ как и Группа ГАЗ считает сведения по выпуску отдельных моделей коммерческой тайной, поэтому пропорции производства отдельных моделей можно оценить лишь косвенно (из-за достаточно солидного для отечественных предприятий объёма экспорта) по величине регистраций на внутреннем рынке. По данным ООО «Автостат Инфо», за 6 месяцев 2018 года, например, было реализовано лишь 231 ед. (+61,5%) среднетоннажников КАМАЗ-4308, плюс 4 ед. (+33,3%) модели КАМАЗ-5308. Соответственно из 12,4 тыс. (+6,7%) тяжёлых грузовиков всех моделей на долю новой серии K4 (КАМАЗ-5490 и прочих) пришлось 2,54 тыс. (+67,1%). Доля полноприводных моделей КАМАЗ (от 4х4 до 8х8) в продажах – 34,3% (4,24 тыс., +7,1%).
Входящее в Группу КАМАЗ ПАО «НефАЗ» произвело 4,09 тыс. самосвальных установок (+7,8%), но вот шарнирно-сочленённых самосвалов BELL-НефАЗ-B350 полной массой до 46 т, судя по отчётности, не сделал ни одного.
Нижнекамское ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» («ДК РУС», а ранее ООО «МБТВ») произвело 2,76 ед. (рост в 2,75 раза). На сегодня СП выпускает линейку грузовиков Mercedes-Benz серий Actros, Axor, Atego и Mitsubishi Fuso Canter, плюс вездеход Unimog U400 и капотный Zetros. Львиная доля производства и сбыта приходится на MB Actros (1,77 тыс. –0,1%), затем следует Axor (122 ед., +37,1%), Atego (25 ед., –50%), а также по одной ед. (–50%) Unimog и одной ед. Zetros.
Ульяновский профит
ООО «УАЗ» (входит в концерн «Группа СОЛЛЕРС») выпустил за первую половину 2018 года 7,1 тыс. лёгких коммерческих автомобилей, из которых 3,14 тыс. (–67,4%) «головастиков» и «буханок» (от УАЗ-33036 до УАЗ-39099). Капотных моделей было произведено 3,97 тыс. (+32,8%), включая 1,0 тыс. (рост в 3,4 раза) УАЗ «Карго» (УАЗ-2360) и УАЗ «Профи» (УАЗ-23602Х); 2,97 тыс. (рост в 2,9 раза) «УАЗ Пикап» (УАЗ-2363). УАЗ «Пикап», кстати, остался лидером в своём сегменте с 2,49 тыс. (рост на 94,5%, а доля на рынке 37,4% против 27,4% за аналогичный период 2017-го). Производство новой полуторки «УАЗ Профи» (УАЗ-23602Х), чей выпуск был развернут в сентябре 2017-го, в статистику производства отдельной строкой пока не попадает, а включается в данные... УАЗ-2360, хотя очевидно, что она уже вытеснила 0,75-тонный «УАЗ Карго». Выпуск серии «Карго»/«Профи» в сумме составил 999 ед. (рост в 2,4 раза). Непосредственно же продажи «Профи» составили за 6 месяцев 2018 года 963 ед. против 92 шт. (–75,5%) у «Карго».
АО «ИСУЗУ-РУС» (ранее ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ») на производственной площадке в Ульяновске произвело 769 ед. грузовиков (шасси) полной массой от 7,5 до 33 т моделей NMR85 (149 ед.), NPR75 (348 ед.), NPS (6 ед.), FSR34 (66 ед.), FVR34 (48 ед.) и шасси CYZ52 тяжёлой серии Giga, а вот седельный тягач EXZ52K (Giga Tractor), хотя и значится в модельной линейке, но не производится.
Ульяновская бодибилдерская фирма ООО «Автодом» специализируется кроме машин «скорой помощи» на грузопассажирских фургонах на шасси Ford Transit Custom и Ford Transit, которых изготовила 13 ед.
Ещё один ульяновский автопроизводитель – ООО «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн» – свою деятельность полностью свернул и товарных машин в 2018 году уже не делал, а в первой половине 2017-го произвел 28 грузовиков BAW-33460 полной массой 7,5 т.
От мала до велика
Фирма АО «ПСА ВИС-Авто» ныне на правах дочерней фирмы ПАО «АВТОВАЗ» продаёт свои пикапы на базе легковых моделей LADA под её же брендом и через её дилерскую сеть. За 6 месяцев ею произведено 1,63 тыс. (+30,1%) пикапов и фургонов серий ВИС-2346 на базе LADA 4x4 (и ВИС-2349 на базе LADA Granta), а также спецавтомобилей «БРОНТО» (747 ед. – рост в 4,6 раза).
В число производителей LCV вошло и ООО «ПСМА РУС» из Калуги, которое произвело за 6 месяцев 2018 года 1,02 тыс. минивэнов Citroёn Spacetourer и Peugeot Traveller, а также одноплатформенных коммерческих ЦМФ Citroёn Jumpy и Peugeot Boxer. Учитывая большой интерес российских бодибилдеров к новым локализованным французским LCV, сбыт у ПСМА намечается достаточно стабильным.
Группа компаний «Автотор» в лице отвечающего за сборку грузовых автомобилей юрлица ООО «ЭЛЛАДА ИНТЕРТРЕЙД» осуществляет углублённую сборку (со сваркой и окраской кабины) полуторок Hyundai HD35 и HD35 City (323 ед.), но вот CKD-сборка популярной 4-тонки HD78 в 2018-м свернута (при том, что в первой половине 2017-го их было произведено 1081 ед.) из-за замены на свежую серию Mighty, но она в статистику производства отчего-то не включена. По SKD-технологии здесь собрали по одному шасси HD120 и HD170. Выпуск LCV модели HD350 (ЦМФ и микроавтобус) в серии обещают освоить в конце 2018 года. Юрлицо «АВТОТОР-МАШ» собирает тяжёлые грузовики турецкого филиала Ford Cargo. В первой половине 2018 года было собрано 74 ед. (из которых 71 ед. седельных тягачей модели H3566 1848/1842). Заявлен и выпуск грузовиков индийской марки Tata, но в рассматриваемый период он не осуществлялся.
Общий выпуск грузовиков на «Автоторе» составил за 6 месяцев 2018 года 399 ед. (падение на 64,2%). Реализация же за данный период cоставила: у Hyundai – 877 ед. (+32,5%), в числе которых 574 ед. (–18,6%) импортных MPV и фургонов модели H1 Starex, 150 ед. микроавтобусов Grand Starex (рост в 2,2 раза), всего 2 ед. фургонов H350 (сборки «Автотора»), 80 ед. (+17,6%) полуторок HD35, среднетоннажников серии Mighty – 757 ед. (+68,6%), всего 15 ед. среднетоннажников HD78 (–89,3%), 22 ед. (рост в 4,4 раза) среднетоннажных HD120 и единственный HD Mega (очевидно, Hyundai HD210 6х2). А вот магистральников серии Xcient пока не зафиксировано.
Неплохо идут дела у ООО «ИВЕКО-АМТ» из Миасса, фактически выступающего в роли российского филиала компании IVECO S.p.A., которое выпустило за 6 месяцев 282 ед. (+94,5%) в основном полноприводных седельных тягачей, самосвалов и шасси, а также спецавтомобилей, основанных на серии IVECO Trakker, адаптированных под северную и арктическую эксплуатацию.
Расположенные в Санкт-Петербурге сборочные заводы ООО «СКАНИЯ-ПИТЕР» и ООО «МАН ТРАК ЭНД БАС ПРОДАКШН РУС» собрали за 6 месяцев 2018-го суммарно 460 ед. (+16,2%) шасси и самосвалов Scania P380 CB 6x4 ENZ, шасси и седельных тягачей MAN TGS и MAN TGX. Эти предприятия (оба бренда, кстати, входят в состав концерна Volkswagen AG) ориентируются на поставку клиентам машин с уже смонтированными надстройками типа самосвальных кузовов, миксеров и проч.
Калужское АО «Вольво Восток» собрало за 6 месяцев 2018 года 2,94 тыс. (+62,6%) тяжёлых грузовиков Volvo. Соответственно и продажи Volvo Trucks на российском рынке HCV выросли на 53,4%, до 3,17 тыс.
Оборонный АО «Брянский автомобильный завод» продолжает выпуск многоосных вездеходных спецшасси для МО РФ (в статистику регистраций гражданских грузовиков не входит), сохраняя монополию в этом сегменте. В первом полугодии 2018 года предприятие выпустило 73 ед. (–34,2%) шасси с колёсными формулами от 6х6 до 10х10.
ООО «МЗ ТОНАР» из подмосковного Ликино-Дулёво выпустило лишь 13 ед. (–40,9%) специализированных седельных тягачей и карьерных самосвалов, включая новейший 60-тонный карьерный самосвал ТОНАР-7501. Впрочем, основной специализацией предприятия остаётся разнообразная прицепная техника, выпуск которой, кстати, по данным RAMR, вырос в 2,3 раза (до 1065 ед.), что обеспечило марке 4-е место на рынке.
Расположенный в Ленинградской области (пос. Тосно) сборочный завод ООО «Катерпиллар Тосно» собрал 73 ед. (рост в 4,3 раза) карьерных самосвалов модели Caterpillar 773E и Caterpillar 777E.
Его прямой конкурент ООО «Комацу Мэнуфекчуринг Рус» действует в Ярославской области, где собрали за 6 месяцев 39 ед. (+56%) карьерных самосвалов HD785-7 полной массой 166 т (грузоподъёмность 91 т).
Бренд | Январь–июнь, 2018 г. | Январь–июнь, 2017 г. | Отклонение за январь–июнь 2018–2017 гг., % |
Amur | 1 | 13 | –92,3 |
Avia | 0 | 1 | –100 |
Baw | 1 | 10 | –90 |
C & C | 5 | 0 | 999 |
Daewoo | 23 | 8 | 187,5 |
DAF | 1371 | 1344 | 2 |
Dongfeng | 79 | 5 | 1480 |
Faw | 274 | 101 | 171,3 |
Ford | 23 | 3 | 666,7 |
Foton | 77 | 18 | 327,8 |
Freightliner | 0 | 1 | –100 |
Fuso | 476 | 303 | 57,1 |
GAZ | 4314 | 4013 | 7,5 |
Grove | 3 | 2 | 50 |
Hino | 986 | 374 | 163,6 |
Howo | 141 | 40 | 252,5 |
Hyundai | 877 | 662 | 32,5 |
Isuzu | 1709 | 1609 | 6,2 |
IVECO AMT | 125 | 68 | 83,8 |
IVECO | 412 | 290 | 42,1 |
Jac | 100 | 36 | 177,8 |
KAMAZ | 12 351 | 11 578 | 6,7 |
KRAZ | 13 | 13 | 0 |
KUZBASS | 0 | 1 | –100 |
Landwind Jiangling - JMC | 0 | 1 | –100 |
Liebherr | 8 | 7 | 14,3 |
MAN | 2204 | 1511 | 45,9 |
MAZ-MAN | 434 | 358 | 21,2 |
MAZ | 1328 | 1254 | 5,9 |
Mercedes-Benz | 1922 | 1917 | 0,3 |
MZKT | 8 | 0 | 999 |
NEFAZ | 78 | 93 | –16,1 |
Renault | 501 | 106 | 372,6 |
Sany | 9 | 10 | –10 |
SCANIA | 2654 | 1925 | 37,9 |
Shaanxi | 322 | 92 | 250 |
Tata | 3 | 1 | 200 |
Tatra | 31 | 31 | 0 |
Terex-Demag | 1 | 1 | 0 |
TONAR | 4 | 0 | 999 |
URAL | 1164 | 1049 | 11 |
Volvo | 3165 | 53,4 | |
XU Gong | 12 | 6 | 100 |
Yuejin | 0 | 1 | –100 |
ZIL | 3 | 0 | 999 |
ВСЕГО: | 37 212 | 30 919 | 20,4 |
ВСЕГО: российские | 19 389 | 18 082 | 7,2 |
ВСЕГО: иномарки | 17 823 | 12 837 | 38,8 |
Кузовные компании
Обширный Нижегородский кластер кроме головного завода АЗ ГАЗ включает целый ряд производителей надстроек и спецавтотехники на грузовых шасси, которые имеют право выдавать своей продукции собственные ПТС. В их числе значится, например, ОАО «ЗТО КАМЕЯ», специализирующееся на различных фургонах и европлатформах на шасси серийных грузовиков. За 6 месяцев 2018 года фирма выпустила 158 ед. (–0,6%) данной техники, в том числе 110 ед. (рост в 2,2 раза) полной массой 6,85–8,7 т с дизельными ГАЗ, КАМАЗ, Isuzu и проч., а также 48 ед. (–56%) полной массой 3,5 т с бензиновыми моторами на шасси «ГАЗель».
Аналогичная по продуктовой линейке фирма ООО «Спектр Авто» произвела 222 ед. (+5,7%) грузовых ТС, из которых 58 ед. (нулевой рост) полной массы 3,5–26,1 т с дизелями и 164 ед. (+7,9%) полной массой 3,5 т с бензиновыми моторами («ГАЗель»).
ООО «Чайка-НН» выпустила за рассматриваемый период 162 ед. (+5,2%), из которых 161 ед. (+22%) полной массой 7,5–18 т с дизелями и 1 ед. (падение на 95,5%) полной массой 3,5–7,45 т с бензиновыми двигателями («ГАЗель»).
Придворная тюнинговая фирма «КАМАЗа» ОАО «РИАТ» снизила обороты, произведя лишь 178 ед. (–25,5%) техники на шасси КАМАЗ, включая 109 грузовиков (–5,2%) на шасси разных моделей, 15 ед. (–75%) тяжёлых седельных тягачей КАМАЗ-65225 (6х6) и 54 ед. (–15,6%) длиннобазных самосвалов-зерновозов на шасси КАМАЗ-65117 полной массой 24 т.
Подмосковная ЗАО «БЕЦЕМА» из Красногорска выпустила 405 ед. (+22,7%) подвижного состава, в основном автосамосвалов строительного и сельскохозяйственного назначения на шасси Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz и КАМАЗ.
Филиал ООО «Метровагонмаш» Вышневолоцкий машзавод (г. Вышний Волочек), унаследовавший в начале 2010-х самосвальное производство завода ММЗ из Мытищ за полгода собрал всего один самосвал-бункеровоз ВВМЗ-450360 на шасси МАЗ-438043.
В общий итог традиционно не включаются грузовики на шасси отечественных производителей, произведённые в основном предприятиями ФСИН РФ, выпуск которых хотя и сократился, но всё же составил 1535 ед. (–10,6%).
Рост продаж автобусов замедляется
Российские автобусостроительные предприятия выпустили за 6 месяцев 2018 года, по данным ОАО «АСМ-Холдинг», 18 587 ед. автобусов (+2,4%), включая микроавтобусы. Производство отечественных марок составило соответственно 14 208 ед. (+4,4%), а «российских иномарок» упал на 3,8%, до 4379 ед. По прогнозу на 2018 год объём производства отечественных машин должен выйти на уровень 35 тыс. (+8%), «российских иномарок» – на 9 тыс. (–14%), а экспорт составит до 3 тыс. (+50%). Производство микроавтобусов составило 13 043 ед. (+2,4%), это 70,2% от всего производства автобусов в стране в первом полугодии 2018 года.
Российский рынок автобусов, по данным ООО «Автостат Инфо», за 6 месяцев 2018 года составил 7077 ед. (+32,3%), т. е. разрыв с объёмами производства весьма существенный, но нет оснований считать, что свыше половины производства пошло на экспорт. Напротив, иномарки российской сборки и импортные прибавили 58,5%, до 699 ед., хотя львиную долю на рынке и продолжают удерживать российские марки автобусов, которые разошлись в количестве 6378 ед. (+29,9%), что объясняется массированными госзакупками машин для обновления парков городов проведения ЧМ-2018 по футболу.
Крупнейшим производителем автобусов, естественно, остаётся компания «Русские автобусы – Группа ГАЗ» (ПАЗ+ЛиАЗ+КАвЗ), на долю которой пришлось 4842 ед. или 26,1% от всего выпуска автобусов в стране, а если учесть ещё выпуск АЗ ГАЗ («Соболь» и «ГАЗели» всех серий), а также вахтовки «Урал», то объём производства Группы составил 10 361 ед. или 55,7% от национального производства всех типов автобусов. Продажи «Русские автобусы – Группа ГАЗ», плюс АЗ ГАЗ и «Урал» за 6 месяцев составили 4420 ед. или 62,5% от всего автобусного рынка страны.
По брендам производство в «Группе ГАЗ» распределилось так: ООО «АЗ ГАЗ» выпустил 5405 ед. (–1,2%) «ГАЗелей» (БИЗНЕС и NEXT), «Соболей» и «Баргузинов», соответственно, АО «АЗ «Урал» сделал 114 вахтовок (–37%).
ООО «Павловский автобусный завод» выпустил 3850 ед. (+4,1%), из которых машин малого класса 3277 ед. (+3,1%) и 573 ед. (+9,8%) среднего класса (ПАЗ-4234). Дизельных машин произведено 1895 ед. (+9,5%), бензиновых – 1574 ед. (–13,6%) и 381 ед. газобаллонных (рост в 2,6%). Малых автобусов новой серии Vector NEXT произведено 591 ед. (+49,2%), которые немного потеснили модель ПАЗ-4204 прежней серии (–2,1%, до 651 ед.), зато газобаллонных коротких ПАЗ-3203 произведено в 2,7 раза больше – 133 ед. Выпуск самой массовой серии ПАЗ-3205 постепенно снижается (–7,9%) до 1902 ед. А вот малого служебного автобуса ПАЗ-2256 (бывший REAL) и низкопольного ситибуса ПАЗ-3237 не сделали ни одного.
ООО «Ликинский автобусный завод» выпустил 842 автобуса (–6,5%), из которых все 100% были дизельными (+8,8%). Однако газобаллонных автобусов и электробусов (ЛиАЗ-6274) в числе произведённых машин в первой половине 2018 года не значилось. Это несколько странно, так как во второй половине года «Группа ГАЗ» обязана поставить Москве партию из 100 ед. электробусов. Снижение показателей ЛиАЗа можно объяснить именно перестройкой производства под новейшую технику (своего рода «дежавю», напоминающее о перестройке 60 лет назад советских паровозных заводов под выпуск тепловозов и электровозов). Увеличение регистрации ЛиАЗов на 36,6% пришлось за счёт вернувшихся старых моделей: высокопольных ЛиАЗ-5256 – 435 ед. (рост в 8,7 раза), низкопольных ЛиАЗ-5292 – 333 ед. (–11,7%), сочленённых ЛиАЗ-6213 – 222 ед. (рост в 5,6 раза), мидибусов ЛиАЗ-4292 «ГАЗ Курсор» – 106 ед. (–70,3%), полунизкопольных ЛиАЗ-5293 – 15 ед. (рост в 5 раз), туристских ЛиАЗ-5291 «Круиз» – 14 ед. (рост в 7 раз) и междугородных ЛиАЗ-5250 «Вояж» – 7 ед. (в 2017-м продаж не было).
ООО «КАвЗ» из 150 среднеразмерных машин на дизельные пришлось 99 ед. (–38,1%) и 51 газобаллонных (рост в 2,7 раза) исключительно новой полунизкопольной модели КАвЗ-4270. Среди зарегистрированных 115 ед. пришлось на КАвЗ-4238 (+26,4%), 14 ед. КАвЗ-4235 (–46,2%) и 11 ед. городских КАвЗ-4239 (рост в 2,8 раза), что на фоне активного роста производства говорит о большом экспортном потенциале этой газобаллонной модели.
Группа КАМАЗ в лице ПАО «НефАЗ» произвело 301 ед. (+20,9%) городских, пригородных и междугородных серии НефАЗ-5299, но вот малых автобусов Marcopolo Bravis (НефАЗ-3297) и вахтовых автобусов НефАЗ-4208 и -42111 не делали, хотя по данным регистраций они значатся, соответственно, 8 ед. (–72,4%) и 126 ед. (–10%).
ООО «ВОЛГАБАС» показало рост на 25,7%, выпустив 274 автобуса без раскладки по моделям, но по реализации можно сказать, что 3-осных машин с колёсной формулой 6х2 не было сделано ни одной (включая сочленённый «СитиРитм» – 18). Львиная доля пришлась на городские «Волжанин 52701» («СитиРитм» – 12) – 220 ед. (рост в 8,8 раза), которую дополнило семейство «Волжанин 5285». Не фигурируют в продажах и 11-метровые мидибусы «Волжанин 4298» («СитиРитм» – 10), а также электробусы «Волжанин 6282».
ООО «УАЗ» (Группа СОЛЛЕРС) выпустило лишь 1757 ед. (–74%) «буханок», включая 894 ед. пассажирских микроавтобусов УАЗ-2206 (–41,6%) и 863 ед. санитарных УАЗ-3962 (+2,5%). Регистрации составили, соответственно, 927 ед. (–40,9%) УАЗ-2206 и 441 ед. (+5,8%) УАЗ-3962.
Бренд | Январь–июнь, 2018 г. | Январь–июнь, 2017 г. | Отклонение за январь–июнь 2018–2017 гг., % |
---|---|---|---|
Daewoo | 2 | 0 | 999 |
GAZ | 641 | 36 | 1680,6 |
Golden Dragon | 80 | 19 | 321,1 |
Higer | 104 | 72 | 44,4 |
Hyundai | 14 | 0 | 999 |
Irisbus | 9 | 17 | –47,1 |
KAVZ | 140 | 121 | 15,7 |
King Long (KLM) | 77 | 67 | 14,9 |
LIAZ | 1132 | 829 | 36,6 |
MAN | 7 | 12 | –41,7 |
MAZ | 374 | 255 | 46,7 |
Mercedes-Benz | 9 | 16 | –43,8 |
NEFAZ | 524 | 423 | 23,9 |
Neman | 2 | 3 | –33,3 |
Neoplan | 3 | 9 | –66,7 |
PAZ | 3130 | 2858 | 9,5 |
Scania | 13 | 26 | –50 |
Setra | 0 | 54 | –100 |
Simaz | 4 | 0 | 999 |
Toyota | 0 | 1 | –100 |
Ural | 158 | 171 | –7,6 |
Volzhanin | 279 | 216 | 29,2 |
Yutong | 311 | 125 | 148,8 |
Zhongtong | 64 | 20 | 220 |
ВСЕГО: | 7077 | 5350 | 32,3 |
ВСЕГО: российские | 6378 | 4909 | 29,9 |
ВСЕГО: иномарки | 699 | 441 | 58,5 |
ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» из ОЭЗ Алабуга произвело 674 ед. (+19,3%) микроавтобусов Ford Transit Torneo Custom и Ford Transit. По регистрациям видны лишь Transit Torneo Custom (126 ед. против 1 ед. за аналогичный период 2017-го), а Transit растворён в общих продажах LCV (рост на 55,7% до 4,6 тыс.).
Расположенное в индустриальном парке «Синергия» (через забор) от «Форд СОЛЛЕРС» ООО «СТ Алабуга» – дочернее предприятие «СТ Нижегородец» – развивается быстрыми темпами и выпустило в первой половине 2018-го 348 ед. микроавтобусов на базе Ford Transit. Напомним, что проектная годовая мощность предприятия к 2025 году – 2,3 тыс.
Родительское нижегородское ООО «СТ Нижегородец» в свою очередь произвело в первом полугодии 2018-го 1990 ед. (+21,5%) микроавтобусов, включая выполненные на базе Citroёn Jumper, Peugeot Boxer и Renault Master – 1764 ед. (+23,6%), Ford Transit (модели серий F2270/2271 и F22270) – 158 ед. (0%), Fiat Ducato (FST 613) – 42 ед. (+16,7%) и IVECO Daily (модели VSN 700, VSN 800 и VSN 900) – 21 ед. (+23,5%) и даже впервые Mercedes-Benz – 5 ед.
Бодибилдерское ООО «АВТОДОМ» из Ульяновска фактически свернуло производство: в начале 2018 года выпущено лишь 39 машин (–88%) на шасси УАЗ-39625 и Ford Transit, а вот выпуск машин на базе Citroёn Jumper и Peugeot Boxer предыдущего поколения свернут ещё раньше.
Из того же Нижегородского кластера (г. Балахна) и ООО «ПКФ Луидор», произведшее 3162 ед. (+34,8%) микроавтобусов на базе Mercedes-Benz Sprinter (от 311 до 519 модели) – 1632 ед. (–10,3%), ГАЗ «Соболь» и «ГАЗель» – 1499 ед. (рост в 4,4 раза), Volkswagen Crafter, Volkswagen T5 – 27 ед. (–84,4%), Citroёn Jumper – 3 ед. (–72,7%) и Peugeot Boxter – 1 ед. (0%).
ООО «Промтех» из того же кластера произвело только 16 микроавтобусов (+23,1%) из которых 11 ед. Peugeot Boxter (+83,3%), 3 ед. (–40%) на базе «ГАЗели» и 2 ед. прочих иномарок.
Новообразованное ООО «СИМАЗ» выпустило первые 13 ед. малых автобусов модели СИМАЗ-2258 на импортном шасси. Из них 4 штуки попали в статистику регистраций.
Ещё одно нижегородское ООО «ИНТЕХ», специализирующееся на ймалых автобусах Foxbus на шасси IVECO Daily, попало только в число автобусов на шасси грузовых автомобилей отечественных предприятий (мелких бодибилдеров, а также спецпредприятий из системы ФСИН РФ), которых было произведено 114 ед. (–37%).
У белорусского МАЗ популярными стали 12-метровый МАЗ-203 – 220 ед. (рост в 73,3 раза), мидибус МАЗ-206/-226 – 115 ед. (–3,4%) и 12-метровый МАЗ-103 – 34 ед. (–71,4%).
Далее следует Higer со 104 ед. (+44,4%) и моделью KLQ 6129 – 61 ед. (+45,2%); Golden Dragon – 80 ед. (рост в 4,2 раза) и моделью Grand Cruiser – 51 ед. (рост в 51 раз); KLM – 77 ед. (+14,9%) с моделью XMQ 6129 – 50 ед. (рост в 2,8 раза); Zhontong – 64 ед. модели серии LCK (рост в 3,2 раза).
Компания Hyundai Truck & Bus вернула на рынок лайнер Universe, а Scania реализовала 11 лайнеров Serie K (–57,7%). Все же прочие бренды (включая MAN, Mercedes-Benz, Neoplan и Setra) не преодолели планки единичных продаж.