Опубликовано: ГП 12-2011
Первый залп «Салюта»

Аэродромный бензозаправщик БЗ-ЯАЗ-200

Денис Дементьев,
фото из архива ГЛИЦ МО РФ им. В.П. Чкалова

В октябре 1947 года своим постановлением Совмин СССР обязал Министерство авиационной промышленности изготовить первые образцы бензозаправщиков на шасси автомобиля ЯАЗ-200, только что освоенного в производстве. Это задание было поручено куйбышевскому заводу № 207 МАП СССР, который сегодня известен как ОАО «Салют».

Завод № 207, образованный в декабре 1941 года на базе трёх эвакуированных предприятий и выпускавший первоначально бронекорпуса самолетов Ил-2, после войны был перепрофилирован на производство автотопливозаправщиков. В ноябре 1948 года на нём были изготовлены первые опытные образцы аэродромного бензозаправщика БЗ-ЯАЗ-200 по проекту, разработанному институтом «Гипроавиапром». Оба экземпляра были отправлены на государственные испытания, по результатам которых в 1949 году были изготовлены еще два доработанных бензозаправщика, различавшихся насосами: один – опытный СЦЛ-20-24, другой – серийный СВН-80. Производительность обоих насосов, работающих от коробки отбора мощности автомобиля, обеспечивала заправку горючим самолетов бомбардировочного и тяжелобомбардировочного типа. При работе с одним раздаточным шлангом этот показатель составлял соответственно 260 и 250 л/мин, при двух шлангах – 410 и 400 л/мин.

Заправка производилась механически с единого пульта, которым мог управлять один человек. Он располагался в заднем торце цистерны в специальном кожухе с люком. Там находились всё оборудование, КИП (литромеры, манометры и т. д.) и рычаги управления.

На снабжение ВВС ВС СССР был принят образец с насосом СВН-60, как более практичным, удобным в эксплуатации и почти в 2,5 раза более лёгким, нежели опытный СЦЛ-20-24. Из-за перегрузки передней оси автомобиля первоначальный объём цистерны 7550 л ограничили до 7250 л, отрегулировав при этом автомат наполнения ёмкости. Кроме того, на серийных машинах был внесён ряд изменений, касающихся облегчения конструкции. Была усилена дверца заднего люка, добавлен запирающий замок отсека управления, применен новый огнетушитель…

Производство нового бензозаправщика было налажено в Куйбышеве в том же 1949 году, однако впоследствии завод был переведен на производство других видов продукции, а выпуск автотопливозаправщиков был передан Тихорецкому заводу «Красный молот» (Краснодарский край), который выпускал их в модернизированном виде под маркой «ТЗ-200».

Комментировать ... >>
Loading...