Наши в Ганновере!
На самом деле, конечно же, никакой речи об экспансии рынков Евросоюза нет. Тем не менее, экспозиция наших производителей отнюдь не является показухой - на стендах вполне реальные модели с двигателями Евро-6 для европейцев и Евро-5 для тех стран, которые не столь сильно повернуты на экологии. Более того, некоторые из представленных моделей в России еще толком не демонстрировались, хотя на наш рынок в конечном счете и попадут. Так что, все показанное в Германии актуально и для СНГ.
ГАЗ
Начнем, пожалуй, с новинок семейства «ГАЗель NEXT».
Во-первых, было представлено шасси с новым двигателем Евро-6... немецкого происхождения. 136-сильный, 2-литровый Volkswagen, предположительно VAG EA189, прекрасно встал в моторном отсеке. Максимальный крутящий момент 340 Нм достигается в актуальном диапазоне 1600-2250 об/мин. Вполне возможно, данный силовой агрегат будет представлен и в версии Евро-5, что актуально и для России. В паре с ним, наконец-то, устанавливается 6-ступенчатая МКП разработки ГАЗ, способная передавать крутящий момент до 450 Нм. Приятный бонус - предусмотрен люк для подключения коробки отбора мощности для надстроек, требующих привода механизмов. В итоге, данный комплекс изменений позволил на 10% снизить уровень расхода топлива, уменьшить шумы и вибрации, улучшить тягово-динамические характеристики.
Во-вторых, на стенде присутствовал цельнометаллический фургон с односкатной ошиновкой. Такое решение не очень вписывается в наши реалии со стабильным перегрузом, но прекрасно подходит для законопослушных европейцев.
Разумеется, машины оборудованы подушками безопасности водителя и пассажира, дисковыми тормозами и электронной системой динамической стабилизации (ESP) - Европа же.
В-третьих, 14-местный микроавтобус с полной пассажировместимостью 22 человека на базе «ГАЗель NEXT 4.6». Машина оснащена автоматической служебной дверью, а высота салона достигает 190 см. Повышенная жесткость кузова и зоны деформации, заложенные в конструкцию силовых элементов автомобиля, гарантируют безопасность пассажиров и водителя. Актуально для Европы? Вряд ли. А вот для менее избалованных стран - почему бы и нет. Тем более, 140-сильный Cummins ISF 2,8 показывает себя очень неплохо.
Ну, и в-четвертых, ГАЗ представил единую электрическую платформу для автомобилей LCV. В частности, в Ганновере демонстрировался 16-местный электробус «ГАЗель NEXT». Под капотом - пустота, асинхронный электродвигатель переменного тока установлен в заднем свесе автомобиля. Запас хода на одной зарядке – 100 км. Время быстрой зарядки (80% емкости) – 30 мин, время полной зарядки – 120 мин. Важно - электромобиль прошел все испытания и сертификацию!
Хороша и грузовая экспозиция. Как вам мировая (!) премьера - наследник знаменитой «шишиги» полноприводный «Садко NEXT». Появление нового поколения«Садко» долгое время откладывалось - техника специфическая, спрос стабильный, обновлений никто не требовал. Однако, серьезный зарубежный заказ очень быстро заставил ГАЗ пересмотреть данную позицию. В Ганновере новинка была представлена в праворульной версии, демонстрируя возможность выпуска автомобиля для любых стран.
Несмотря на новую внешность и серьезное техническое обновление - интегральное рулевое управление, модернизированная передняя подвеска, полностью пневматическая тормозная система и т.д. - автомобиль сохранил и прекрасную проходимость. Усиленная раздаточная коробка part-time, понижающая передача (как и передний привод включается кнопками на панели - рычаги, прощайте!), блокировки дифференциалов переднего и заднего мостов, система подкачки шин и клиренс в 315 мм позволят доставить 3 тонны груза куда нужно.
Учитывая потребности кузовостроителей, изначально предусмотрена возможность применения коробки отбора мощности как на коробке передач, так и на раздаточной коробке. Это позволяет монтировать и лебедку, и специальные надстройки без грубого вмешательства в конструкцию.
А вот демонстрация еще одного внедорожника, «Вепрь NEXT», несет скорее эстетическое, чем практическое значение. «Жестко подключаемый передний мост, самоблокирующиеся дифференциалы в переднем и заднем мостах, понижающая передача, пневмоподкачка и пневморегулировка колес, высокий дорожный просвет, большие углы въезда и выезда, 18-дюймовые колесные диски с вездеходной резиной и мощная механическая лебедка» - легкий вездеход с серьезным потенциалом. Машина скорее для спецслужб, чем для простых перевозчиков.
Кроме того, на стенде красовался и «Урал NEXT 6х4» в виде автоцистерны для перевозки пищевых жидкостей. 3-секционная, 11-кубовая емкость из нержавеющей стали на длиннобазном капотном шасси с 328-сильным ЯМЗ-536 (Евро-5) нацелена явно не на Европу. Но, выставка-то международная…
Еще одна премьера – рядная «четверка» ЯМЗ-53426 с рабочим объемом 4,43 л. Благодаря сотрудничеству с компанией Bosch «ярославец» теперь соответствует эконормам Евро-6. На нем установлена микропроцессорная система подачи топлива аккумуляторного типа с давлением впрыска топлива 2000 бар, применяется система рециркуляции отработавших газов EGR с электрическим приводом заслонки и система подачи мочевины SCR. Кроме того, модернизирована система турбонаддува.
Пример использования новых моторов на практике можно было увидеть здесь же, на стенде – междугородный автобус «Вектор NEXT» со 170-сильным двигателем ЯМЗ-53426-30 экологического стандарта Евро-6. Машина оснащена мультиплексной системой, способной в автоматическом режиме контролировать параметры двигателя и передавать полученные данные в парк.
В паре с ЯМЗ-53426 демонстрировался 6-цилиндровый газовый двигатель ЯМЗ-536 CNG стандарта Евро-5, разработанный совместно с компанией Westport.
Volgabus
Отметился в Ганновере и Volgabus. В этом году компания представила свой перспективный электробус «CR12E», или «СитиРитм-12Е» в привычном для нас обозначении. 12-метровая низкопольная машина с формулой дверей 2-2-2 действительно привлекательна для Европы как своей экологичностью, так и инновационностью - автобусы на электричестве сейчас в тренде по всему миру.
Новинка интересна тем, что в отличие от собратьев с ультрабыстрой зарядкой, данная модель требует для восстановления энергии 5 часов, зато потом способна преодолеть 300 км без подзарядки. Плюс - не требуется разветвленная сеть подстанций в городе, достаточно все организовать в парке. Минус - пиковая нагрузка при зарядке всех электробусов одновременно.
Яркий дизайн, применение современных решений в конструкции, широкое использование электроники – «CR12E» действительно не будет чувствовать себя чужим на маршрутах Евросоюза.
Если, конечно, сможет на них попасть…