Бронеавтомобили класса MRAP
Бронетранспортёр. Из названия не трудно догадаться, что этот тип военной техники служит для переброски военнослужащих к месту боестолкновения. Позднее его вовлекли непосредственно в само сражение. Но тут-то и возникла дилемма: для ведения боя и для доставки солдат на поле брани к подобным транспортным средствам предъявляются совершенно разные требования
Печальный опыт
Мой одноклассник всегда был немногословен, а после того, как лишился ноги почти по колено, и вовсе превратился в мрачного интроверта. Но после 30-летнего перерыва в нашем знакомстве и 150 граммов отечественного самосознания его вдруг прорвало. «Знаешь, когда рядом с тобой вдруг вспучивается днище бэтэра и сквозь разрыв внутрь врывается столб огня пополам с дымом – это очень страшно». «Правда, испугался я уже в госпитале. Там, на нашей стороне речки…»
Именно поэтому наша пехота в Афганистане предпочитала передвигаться на броне, подставляя лицо горным ветрам и грудь моджахедским пулям. Да-да, именно так: их боялись меньше, чем подрыва мины. К сожалению, тогда, в начале 80-х годов прошлого столетия, получив столь печальный опыт, наши военные стратеги не вынесли из него урока. А ведь на тот момент опыт противостояния минной войне уже существовал. Правда чужой.
Рождение MRAP
Двадцатью годами ранее французы, столкнувшись с подобной тактикой со стороны алжирских партизан, крепко призадумались. И решили подключить к решению проблемы фирму AMX, известную на тот момент своей бронетанковой продукцией. Их ответ на поставленную задачу оказался до гениальности прост: взяв за основу грузовик Berliet, инженеры компании установили на него бронекапсулу с V-образным профилем днища. По сути, с этого момента и нужно вести отсчёт времени существования бронеавтомобилей класса MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – противоминная защита от атак из засад). Позднее эту идею подхватили многие страны, так или иначе ввязанные в локальные конфликты. И стали её активно развивать.
Рожденные в конфликтах
Полноценный броневик MRAP впервые появился в Родезии в 1974 году (Hippo Mk1-R), а после того, как она превратилась в Зимбабве, в ЮАР на шасси грузовиков Samil начат выпуск MRAP Bulldog. Их отличительной особенностью являлась конструкция подвесок, элементы которой компоновались не слишком плотно, с расчётом рассеивания взрывной волны. Толчком к появлению подобного типа бронетехники у нашего основного геополитического соперника, Соединенных Штатов Америки, стали войны в Ираке и всё том же Афганистане, разразившиеся на рубеже XXI века. Кстати, по итогам этих конфликтов появились и другие противоминные подходы, отличные от V-образной конструкции днища. К примеру, энергопоглощающие модули на базе композитов позволили существенно понизить силуэт бронеавтомобилей класса MRAP (высота – один из основных их недостатков).
MRAP у нас
Ну а у нас, на необъятных просторах 1/7 части суши, осознание жизненной необходимости подобного типа машин пришло относительно недавно. Во время первой чеченской кампании на вооружение Российской армии поступило изделие под названием «Звезда». Концептуально оно практически повторяло бронеавтомобиль AMX конца пятидесятых: на раму полноприводного грузовика «Урал-4320» установили бронекапсулу с V-образным днищем, а кабину обшили листами стали. Кто-то может прийти в изумление: как же так, в середине девяностых и такой примитивизм родом из середины прошлого века? Да, всё это так, но нельзя забывать, как отстала наша оборонка в постперестроечный период! И стоит упомянуть, что даже в таком виде эта машина спасла жизни сотням российских военных. Такие вот реалии…
Дальнейшим развитием этой темы стал проект «Тайфун». Естественно, основанный уже совершенно на ином техническом и технологическом базисе. В 2010 году была утверждена «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года», в которой предусматривалось развитие семейств высокоунифицированных бронеавтомобилей. Итогом стало появление на свет MRAP-вездеходов КАМАЗ-63968, «Урал-63095», «Урал-63099» и укороченной версии последнего – «Урал-53099». Существует ещё два броневика с названием «Тайфун» – КАМАЗ-53949, который нельзя в полной мере отнести к классу MRAP, и КАМАЗ-63969, от дальнейшей разработки которого отказались. Так что о них не имеет особого смысла рассказывать в этой статье…
Производитель | IVEMA | Force Protection | International | КАМАЗ | «Урал» | |
---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Gila MBPV | Cougar | MaxxPro | 63968 | 63099 | |
Страна производства | ЮАР | США | США | Россия | Россия | |
Колёсная формула | 4х4 | 6х6 | 4х4 | 4х4 | 6х6 | 6х6 |
Экипаж+десант, чел. | 2+9 | 2+8 | 2+4 | от 2+4 до 2+10 | 2+16 | 2+12 |
Длина | 6500 | 7087 | 5918 | 6451–7163 | 8990 | 8470 |
Ширина | 2750 | 2743 | 2591 | 2515 | 2550 | 2550 |
Высота | 2500 | 2642 | 2642 | 3048 | 3300 | 3220 |
Дорожный просвет, мм | 395 | 410 | 410 | 356/280 | 575 | 500 |
Полная масса, кг | 13 600 | 23 587 | 17 237 | 14 300–18 600 | 22 500 | 24 000 |
Грузоподъёмность, кг | 3200 | 5897 | 2722 | 1650–5000 | 4000 | 4000 |
Двигатель | MTU 4R 106TD21 | Caterpillar C7 | MaxxForce D | КАМАЗ-740.354 | ЯМЗ-5367 | |
Мощность, л.с. | 215 | 330 | 330 | 330 | 450 | 450 |
Макс. скорость, км/ч | 105 | Н. д. | 104 | Н. д. | 105 | 105 |
Побратимы с литерами «К» и «У»
Из маркировки понятно, что первый из перечисленных разработан в Набережных Челнах, а все остальные – в Миассе. Первая троица имеет трёхосную схему шасси, а четвёртый – двухосную. Но есть нюанс: на КАМАЗе средняя ось смещена вперед, а оба передних моста сделаны управляемыми. В соответствии с традициями заводов-изготовителей КАМАЗ скомпонован бескапотным, а все «Уралы» соответственно капотники. «Урал-63095» и КАМАЗ-63968 обладают модульной конструкцией (то есть кабина и десантное отделение у них разделены). Два оставшихся – однообъёмники. Двигатель у КАМАЗа свой – турбодизель V8 семейства 740 с отдачей в 450 л.с. На «Уралах» устанавливают ярославские рядные «шестёрки» такой же мощности. Ну и ещё одно маленькое пояснение. Все КАМАЗы несут добавку к имени «Тайфун» – литеру «К», а «Уралы»… Правильно, «У».
Это о различиях. Теперь о сходстве. Речь не о простой похожести, а о концептуальном родстве. Во-первых, согласно идеологии MRAP у всех этих машин днище имеет V-образную конфигурацию, а ходовая часть сконструирована таким образом, чтобы при взрыве рассеивать его энергию. Класс противоминной защиты b3, которому соответствуют «Тайфуны», позволяет противостоять энергии подрыва мощностью до восьми килограммов в тротиловом эквиваленте. Броня у всех броневиков многослойная (высокопрочная сталь плюс керамика) и соответствует четвёртому уровню защиты по стандарту STANAG 4569. Она позволяет противостоять бронебойным пулям калибра 14,5 мм и осколкам 152-миллиметровых осколочно-фугасных снарядов, взорвавшихся на расстоянии буквально нескольких метров от машины.
Для защиты от поражения из гранатомета предусмотрена внешняя навеска из специальных матов, которые ломают фокусировку кумулятивной струи. Причём система крепления их к бронекорпусу весьма оригинальна – при помощи липучек типа «репей». Бронестекла толщиной 128 мм способны выдержать два попадания всё теми же 14,5-миллиметровыми пулями, правда, с интервалом не менее 30 см. Существует и облегчённый вариант остекления, рассчитанный на защиту от пуль калибра 7,62 мм.
Ну и нельзя не отметить кресла-ковши для десанта с фиксирующими подголовниками, пятиточечными ремнями безопасности и демпфирующим креплением. Это, можно сказать, последний эшелон защиты!
Прокатившиеся 9 мая по Красной площади бронеавтомобили «Тайфун», уже не вызывали того восхищения, что во время дебюта три года назад. Но это закономерно. Мы привыкаем к виду любой новой техники. Главное здесь другое: важно, чтобы отпала необходимость у наших солдат в горячих точках прятаться от мин, перебираясь на броню. И, судя по сирийской кампании, она у них уже не возникает…