Опубликовано: ГП 09-2018
«Мегаполисы» для мегаполисов

Электробус на основе троллейбуса Тролза-5265 «Мегаполис»

Константин Климов, фото автора
Так сложилось, что большая часть действующих ныне троллейбусных маршрутов в городах проходит по центру и угрюмым спальным районам. Добиться нового восприятия общественного транспорта и прежде всего троллейбуса – такую задачу ставит перед собой каждый производитель подвижного состава, демонстрируя потребителям постоянное улучшение своей продукции.

Лица рынка

По итогам реализации электробусов в 2017 г. Россия заняла третье место в мире, уступив лишь Китаю и Нидерландам. Все российские электробусы изготовлены энгельсским заводом «Тролза», известным многим как троллейбусный завод имени Урицкого – ЗиУ. Справедливости ради нужно отметить, что несколько электробусов было построено на ПАО «КАМАЗ» и инвестиционно-производственным холдингом «Bakulin Motors Group», или как его ещё называют в транспортных кругах «Волгабас». В течение 2017 г. электробусы этих заводов проходили ходовые испытания в разных городах России, но заказы на их серийный выпуск не поступали. Принципиальное отличие энгельсских электробусов, выпуск и реализация которых ведётся уже не первый год не только в города России, но и за границу, заключается в принципе зарядки. Если для эксплуатации КАМАЗ-6282 необходимо наличие ультрабыстрых зарядных станций, которых фактически в нашей стране нет, а для машин «Bakulin Motors Group», заряжающихся в ночное время суток, требуются повышенные мощности на территории гаража, обеспечить которые многие предприятия пока не в состоянии, то электробусам «Тролза» для зарядки бортовых батарей нужна лишь контактная сеть троллейбуса.

Задняя площадка имеет оригинальный подъём к верхнему ряду кресел
Ровный пол на протяжении всего электробуса
Некоторые кресла нового типажа имеют увеличенную площадь

Премьера в закрытом формате

Новый электробус завода «Тролза» уже трудно назвать клоном старого «Мегаполиса», созданного в середине 2000-х годов. Внешне заметны мягкие формы облицовки верхних крышевых панелей, за которыми уже не видны непонятные обывателям контейнеры и провода. Два токоприёмника – вот и всё, что можно увидеть с проезжей части. Сами же штанги имеют оригинальный пластиковый саркофаг, повышающий электробезопасность.

В салоне электробуса установлены мониторы, покоторым можно отслеживать трассу маршрута и смотреть видеоролики

В салоне широкие проходы между колёсными арками при полностью низком полу. Этого удалось добиться за счёт установки нового типа кресел. В тёмное время суток салон подсвечивается диодной лентой, размещённой вдоль прохода на полу. Цвета меняются каждые несколько минут, что создаёт внутри салона праздничную атмосферу. На потолке закреплён интерактивный монитор с информацией о маршруте и другими данными о поездке. Для маломобильных групп граждан предусмотрен электрический трап, выдвигающийся по сигналу, а также переговорное устройство «водитель–пассажир», расположенное в районе накопительной площадки. В отличие от предыдущих моделей завода на новинке в салоне установили хромированные поручни.

Салон электробуса, его главное достоинство перед другими мировыми аналогами – это максимальное число посадочных мест на низком полу без каких-либо пандусов
Вентиляционный люк на крыше сделан из прозрачного материала, что придаёт ему оригинальный вид

Электрический привод дверей и руля исключает какой-либо шум в салоне и кабине водителя, при начале движения в салоне слышно разве что шуршание колёс. Динамический разгон обеспечивает электронный привод новосибирской компании «АРС-Терм», информативный интерфейс и расположение органов управления в кабине водителя не создаёт помех при работе в городских условиях.

Рабочее место водителя

Отдельного внимания заслуживает кузов машины. Его основа – модель 5265 «Мегаполис», безусловно, угадывается по отдельным чертам окон, но на этом, пожалуй, и всё. Рейстайлинговая передняя маска соответствует техническому заданию столичных транспортников, задняя облицовка кузова имеет один недостаток – возможно скопление снега и влаги в нишах. Раскладная лестница компактно размещена во внутренней крышке заднего отсека и доступна только водителю при необходимости. Дополнительные фонари аварийной сигнализации при открытии задней крышки повышают безопасность эксплуатации. Автономный ход до 2 км обеспечивают кислотные аккумуляторы и до 15 км – литиевые.

Задняя крышка, где расположена складная лестница
Двери стеклянные с хорошим обзором и неплохим дизайном
Место для пассажиров с колясками и лиц с ограниченной мобильностью. Здесь же переговорное устройство – «пассажир–водитель»

Отдельно нужно отметить и то, что пока только энгельсский гибрид имеет самую большую площадь низкого пола в салоне, где установлено 14 мест для сидения без каких-либо постаментов и ступенек. На новой модели за счёт сдвоенных кресел их число можно свести к цифре 12, но и это пока недоступно для всех других зарубежных, а тем более отечественных аналогов. Тут же отмечу, что в электробусе 1-го и 2-го поколения от «Bakulin Motors Group» мест для сидения на низком полу нет вообще!

Верхние облицовочные кожухи со встроенной системой вентиляции салона

Первые сотни

Серийное производство электробусов на заводе «Тролза» началось в 2014 г. Во многом это заслуга и личный вклад директора предприятия Ивана Котвицкого. Первое электробусное «крещение» завод получил после подписания 19 мая 2014 г. контракта на 16 машин «Тролза-5265» с литий-титанатными аккумуляторами для Тулы. Тогда заложенные 15 км без подзарядки и неограниченное движение в режиме «троллейбус», т. е. под контактной сетью, казались большим успехом. А учитывая непростой с точки зрения рельефа маршрут в район «Косая Гора», куда были поставлены работать все тульские электробусы, можно сделать заключение, что с поставленной задачей завод и поставщики батарей тогда справились в полном объёме. В декабре того же года ещё 10 аналогичных машин, но с литий-ионными батареями на 20 км вышли на дороги Нальчика. Вообще 2014 год стал переломным для завода в целом. Помимо отечественных потребителей впервые за 23 года был заключён контракт на поставку троллейбусов-электробусов в аргентинский город Кордоба, а затем и в Россарио.

В 2016–1917 гг. завод заключил два больших контракта на поставку более чем 100 машин в Санкт-Петербург* и Симферополь. «Город на Неве, пожалуй, – первый город в России, где подошли к внедрению нового вида электротранспорта системно. В Северной столице в ближайшее время, должна появиться целая маршрутная сеть электробусов с динамической подзарядкой. Уверен, этот тип электробусов – оптимальное решение для городов с уже существующей троллейбусной инфраструктурой. Электробусы с динамической подзарядкой до 15 км проходят на автономном ходу за счёт аккумуляторных батарей отечественного производства, которые заряжаются во время движения под троллейбусной контактной сетью. Таким образом, не требуется финансовых вложений в строительство новой инфраструктуры и дополнительного времени для зарядки батарей», – особо отметил Иван Котвицкий.


* С учётом электробусов и обычных троллейбусов.
 

В новейшей истории отечественного электротранспорта «Тролза» была первой компанией, которой в 2000-х годах удалось раньше всех построить опытные модели электробуса с ночной подзарядкой, а ныне и самых мобильных и доступных для большинства городов – электробусов с динамической подзарядкой.

Комментировать ... >>