Седельный тягач КАМАЗ-54909-090-B5 (M1840) 4х4Н с системой гидропривода передних колёс KAMAZ H-Drive
В экспозиции ПАО «КАМАЗ» на выставке bauma CTT RUSSIA 2018 демонстрировался седельный тягач с необычной колёсной формулой – 4х4Н. В прошлый раз этот же КАМАЗ премьерно засветился в рамках выставки Comtrans`2017. Сегодня выясняем некоторые детали этой интересной модели, получившей индекс КАМАЗ-54909-090-B5 (M1840).
На первый взгляд – это обычный КАМАЗ-5490, уже давно всем знакомый, причём даже без приставки NEO. Однако, если у КАМАЗ-5490 ведущий только задний мост и колёсная формула 4х2, то у предмета сегодняшнего разбора есть возможность при необходимости подключить к движению и передние колёса. КАМАЗ-54909-090-B5 (M1840) ориентирован, в первую очередь, для строительной отрасли, или должен эксплуатироваться там, где предполагается осуществлять перевозки вне дорог с усовершенствованным покрытием, а также в сезонную распутицу или в условиях заснеженной и скользкой дороги для работы в составе самосвального автопоезда. Этот с виду обычный грузовик оснащён уникальной системой гидростатического привода передних колёс, которая при необходимости делает автомобиль полноприводным. Двухосный седельный тягач для повышения проходимости оборудован системой гидропривода передних колёс КАМАЗ H-Drive, разработанной в ПАО «КАМАЗ».
Дорожно-внедорожные задачи перевозок
В строительной индустрии трудится много дорожного и технологического транспорта вне дорог общего пользования. Но иногда пути следования таких машин пересекаются, например, при разгрузке на стройплощадке самосвального автопоезда, работающего на длинном плече. Все эксплуатанты автопоездов общестроительного назначения с самосвальными полуприцепами или иными надстройками сталкиваются с необходимостью наличия на седельных тягачах хотя бы минимального внедорожного арсенала, так как при съезде с асфальта работа по доставке строительного груза ещё не заканчивается. Тут все средства хороши: от «коротких» главных пар и шин со «злым» рисунком протектора до многочисленных блокировок и экзотических колёсных формул. Однако при возвращении транспорта на асфальт этот инструментарий кратковременного использования становится обузой для скоростного движения и не способствует экономии топлива.
Гидростатическая колёсная формула тягача
Вот тут «КАМАЗ» и предлагает своё видение решения этой проблемы – КАМАЗ-54909-090-В5 – седельный тягач, построенный на базе модели 5490, но с подключаемым передним гидростатическим приводом собственной разработки. Принцип действия KAMAZ H-Drive следующий. Насос, приводимый от КОМ, активирует специальные гидромуфты в ступицах передних колёс, которые под воздействием давления масла начинают подавать к ним крутящий момент. Система вступает в работу по сигналу электронного блока управления, который получает информацию от антиблокировочной системы о разности угловых скоростей колёс задней оси, т. е. о пробуксовке.
Подключаемый передний привод позволяет без труда тронуться с места в гололёд или выехать из грязи и автоматически отключается на скорости свыше 25 км/ч. Всё предельно просто. При необходимости можно осуществлять движение вообще только за счёт передних колёс, но только на минимальной скорости. Ещё один плюс гидропривода – на затяжных спусках его можно использовать в качестве ретардера или дополнительного тормоза-замедлителя, тем самым снижая нагрузку на рабочую тормозную систему.
Дополнительные возможности
Кроме того, задний мост этого КАМАЗа – Daimler HL6 оснащён межколёсной блокировкой. Таким образом, благодаря 400-сильному двигателю Cummins ISL, на шоссе КАМАЗ-54909-090-В5 смел и быстр, относительно скоростной главной паре, отношением 3,909, и на дорожных региональных шинах 315/80 R22,5. В то же время он не спасует и на обледенелом уклоне, и на рыхлом грунте стройплощадки, благодаря системе KAMAZ H-Drive и «даймлеровской» блокировке дифференциала ведущего моста.
На рабочем месте
Оказавшись в кабине КАМАЗ-54909-090-В5, водитель не заблудится в лесу рычагов управления полноприводной трансмиссии. Привод передних колёс подключается и отключается с изящного пульта, расположенного на передней панели, а блокировка дифференциала легко активируется простым нажатием кнопки. Как и положено современному тягачу, он оснащён кондиционером и автономным отопителем. Вот только кабина с низкой крышей, одним спальным местом и на простой пружинной подвеске. Всё-таки это свидетельствует о задумке конструкторов для использования своего оригинального решения на коротком плече, но с возможностью работы в ночную смену и в режиме длительного ожидания погрузки/ разгрузки.
Трансмиссия и ходовая часть
У нашего необычного седельного тягача КАМАЗ-54909-090-В5, как уже говорилось, двигатель Cummins ISL 400 50 пятого экологического класса мощностью 400 л.с. С ним агрегатируется механическая 16-ступенчатая КП ZF 16S1820 TO. Задний мост – Daimler HL6 с гипоидной главной передачей. Передняя подвеска – на малолистовых рессорах, задняя – пневматическая, с электронным управлением и датчиком нагрузки на заднюю ось. Передние и задние колёсные тормозные механизмы – дисковые.
Полная масса, кг | 18 600 |
Распределение нагрузки по осям, кг | 7020/ 11 580 |
Снаряжённая масса, кг | 7685 |
Масса буксируемого полуприцепа, кг | 36 240 |
Полная масса автопоезда, кг | 44 000 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Преодолеваемый уклон, для автопоезда полной массой 44 000 кг, % (град) | 18 (10,2) |
Двигатель:
|
Cummins ISL 400 50, Турбодизель, I-6, Euro 5 8880 400 при 2100 мин-1 1682 при 1300 мин-1 |
Коробка передач | ZF 16S1820 TO, механическая |
Количество передач вперёд/ назад | 16/ 18 |
Сцепление | Сухое, однодисковое, диаметр ведомого диска 430 мм |
Тормозные механизмы всех колёс | Дисковые |
Передаточное число главной передачи | 3,909 |
Подвеска | Спереди – малолистовые рессоры, сзади – пневматическая |
Шины | 315/80 R22,5 |
Вместимость топливного бака, л | 400 |