Масштабные модели троллейбусов ЗИУ работы Игоря Дульче из Екатеринбурга
Коллекционные модели в масштабе 1:43 за последние пять лет настолько заполнили наш рынок, что почти не вызывают удивления, будь то новые «поделки» мастеров или экземпляры частных компаний. Но модели троллейбусов, которые я увидел в Екатеринбурге, настолько потрясли меня, что смело утверждаю: их делал волшебник, который просто взмахнул палочкой и уменьшил реальные прототипы.
Троллейбусы в сервантах
Когда-то мы восторгались работами мастерской St.-Petersburg Tram Collection, которая с начала 1990-х годов наряду с автобусами и трамваями делала троллейбусы. Это были очень точные копии, повторяющие в самых неожиданных местах настоящие троллейбусы, выпускавшиеся в прошлом столетии в США, СССР, Испании, Бельгии, Швеции и Японии. Заметно хуже модели делал «Мастер Визнер» и украинские команды «Вектор моделс» и «Киммерия».
С началом серийного производства отечественных масштабных моделей троллейбусов в Китае брендами Classicbus, Ultra Models, SSM ручная работа приобрела иной вид. Мастера стали брать за основу кузова серийных брендов, занимаясь их глубокой конверсией и доработкой. В частных коллекциях из известных мне стран нет точных копий реально работающих машин. Да, модели похожи, нанесены номера, где-то просматривается ржавчина, но это всё наносилось на модель по памяти автора и имело относительное сходство с оригиналом.
Просто Игорь
Об Игоре Дульче из Екатеринбурга я узнал давно, ещё по сюжету местной телепрограммы, где в кадрах мелькали масштабные модели ЗИУ-682В и сочленённые ЗИУ-683В1. Его сочленённые троллейбусы сразу привлекли внимание своей гибкостью и точностью исполнения, которое можно было рассмотреть с экрана телевизора. Прошло много лет, прежде чем я вспомнил о нём и его работах. Написав письмо, попросил прислать фотографии. Каково было моё удивление, когда сначала казалось, что это настоящие машины, но мелькающие в кадре предметы домашнего интерьера свидетельствовали об обратном. После увиденного мне стало ясно, что это лучшие модели, которые известны нам сегодня, и их необходимо увидеть своими глазами.
История Игоря похожа на многие другие. Он с детства обращал внимание на троллейбусы и особенно на семейства ЗИУ-682В с «лодочками». Первые модели он сделал в возрасте 8 лет. В миниатюре он построил весь действующий парк города, а это более 100 «рогатых», однако до полного сходства тогда было ещё далеко. Поворотным стал 1998 год в жизни мастера. Именно эта дата и сейчас является ключевой в его коллекции. Взяв в руки видеокамеру, он заснял многие троллейбусы снаружи и внутри, принявшись затем воспроизводить их копии в масштабе 1:43. Его целью сегодня стало воссоздание парка троллейбусов в том виде, в котором они были именно в 1998 г. Однако обо всём по порядку.
Не хватает эмоций
Сегодня скелет троллейбуса, его кузов Игорь делает из поперечно разрезанного картона, после чего «обшивает» листами алюминия. Тонкий металл берётся буквально из-под ног и с полок магазинов. Это может быть и баночка от воды, а может, и пива. Наиболее сложной работой в создании троллейбуса для Игоря была и есть вклейка передних стёкол. У оригинальных машин они слегка выпуклые. Это же делал и Игорь, сохранив данный эффект.
В его работе всё особо, но ОСОБО трепетно он подходит к воссозданию цвета, оттенку внутренних интерьеров и внешних частей кузова. Для этого с давних пор он ведёт особый учёт по каждой машине Екатеринбурга. Оригинальные кусочки краски были когда-то бережно сохранены Игорем и разложены по своим номерам. Теперь они не только частички давно ушедших в историю троллейбусов, но и образцы, под которые колеруются оттенки и наносятся на кузов маленьких, масштабных троллейбусов.
Заглянув в салон троллейбуса, сделанного Игорем, не хватает эмоций, чтобы описать всё, что там видишь. А там есть всё то, что было в конкретной машине тогда, в 1998 году. Надписи на перегородке кабины водителя, сколы краски, заплатки, резиновый уплотнитель, даже если он был смещён или зажат в результате эксплуатации.
Троллейбусы семейства ЗИУ имели свои оригинальные детали: молдинги, крепежи, ручки. Всё это учёл и Игорь. Хочется остановиться на крепеже дверей. У настоящих троллейбусов он виден как при закрытых дверях, так и открытых. Разумеется, что в разных положениях он виден по-разному. Игорь сделал это в масштабе и с ювелирной точностью. До этого я никогда не видел масштабных моделей троллейбусов ЗИУ-682, у которых открывались бы двери, как у настоящих троллейбусов. С какой стороны ни смотреть на его модели, везде можно найти то, чем будешь восхищаться. Это на фоне того, что всё сделано своими руками, нет фототравления, нет заимствованных деталей.
Троллейбусы объединяют
Любовь совершенно разных людей к троллейбусам особая. Такие люди отличаются от тех, кто занимается автобусами, машинами, самолётами или поездами. Моделисты, создающие «рогатый» транспорт, всегда отличались особым подходом к своим маленьким друзьям. Нам давно известны Алексей Гонтарёв, который делал и делает очень точные модели как в масштабе, так и в натуральную величину; модель Дмитрия Кожемякина из Абакана, которая работает с пульта управления и при этом воспроизводит гул мотора, как у настоящих троллейбусов. Екатеринбуржец Игорь Дульче, безусловно, – особый человек и мастер в наших рядах, и теперь мы знаем о нём немного больше.