Пожарный пикап Toyota Stout RK101-K
Япония – страна контрастов и восходящего солнца и, конечно, интенсивного развития промышленности и технологий. За двадцатый век национальное японское автомобилестроение не раз обращалось то к американской, то к европейской конструкторской школе, ведомое рынками сбыта и ой какими сложными в ту пору международными отношениями. И лишь к началу 1980-х сформировалась фирменная японская школа, тем интереснее познакомиться с автомобилем, выпускавшимся в 1960–1970-х.
Этот ярко-красный пикап Toyota Stout RK101-K 1978 года выпуска сразу приглянулся мне на фестивале «Автоэкзотика-2011». Спорно, но весьма утвердительно звучал слоган его владельца: «Автомобиль должен быть новым или …Toyota». Такой симбиоз из утверждения Генри Форда и ненавязчивой рекламы ведущего японского автомобильного концерна. Впрочем, тема симбиозов будет буквально сквозить в статье.
Японский характер
Янтарно-жёлтая корона на крыше кабины, как мне сначала казалось, выдаёт принадлежность автомобиля к такси, но всё оказалось совсем не так. Это название префектуры Фурукава, где трудился этот, как выяснилось, пожарный автомобиль. Пожарное оборудование было демонтировано ещё в Японии до продажи автомобиля, поэтому увидеть нам его не суждено, а вот с конструкцией есть возможность познакомиться в полной мере.
Начнём, пожалуй, из-под капота. Двухлитровый карбюраторный двигатель мощностью 84 л.с. (на пожарный автомобиль установлена дефорсированная версия) внешне очень напоминает легендарный «402-й» мотор «Волги». Разница лишь в том, что ничего подобного вы не найдёте под капотом новой современной «Тойоты», а вот в «ГАЗели Бизнес» – пожалуйста! Такой вот возраст конструкции. Впрочем, когда владелец предложил мне сесть в кабину машины, я сел на пассажирское (конечно же левое!) место и субъективно не почувствовал недостатка тяги на низах, да и динамика показалась неплохой – 84 «лошадки» на 1,5 тонны снаряжённой массы!
Под стать двигателю и ходовая часть. Шкворневая подвеска, неразрезной «чулок» заднего моста, обе оси на продольных полуэллиптических рессорах, несколько точек для регулярного шприцевания. Автомобиль! Пока не забыл. Остановиться хочу на фарах. Тут нельзя отдельно заменить лампу или разбитый рассеиватель. Оптический элемент неразъёмный и герметичный, меняется только целиком. Чем вызвано такое конструктивное решение? Может быть, сырым и ветреным климатом Страны восходящего солнца?
Профессиональная принадлежность
Ну а теперь поиграем немного в водителя-пожарного. Диапазон регулировок водительского кресла предполагает наличие за рулём только малорослого японца. Даже если максимально отодвинуть кресло назад, руки остаются согнутыми в локтях почти на 90°, а колени образуют совместно с педалями прямые углы. И это при моём совсем не гигантском росте 177 см. Спереди в кабине три посадочных места, ещё минимум 6, а то и 8 человек могут разместиться на откидных лавках, расположенных продольно по бортам кузова. Н-да, а как насчёт категории D при таком количестве пассажиров?
Действуя подрулевым рычагом, расположенным слева (сам сижу конечно же справа – Япония!), выбираю первую передачу и трогаюсь с места. Вот он, «почти дизель»! Низкооборотистый и тяговитый, по-моему, на пустом автомобиле можно первой передачей и не пользоваться. Несколько валко в поворотах, но что вы хотите от четырёх рессор! А вообще надо мчаться под завывание сирены, распугивая всех, тут не до нюансов управляемости, дорогу и так уступят. Но хоть и надо спешить на пожар, органы управления не терпят излишней суеты, дёрганых воздействий, неполного выжима сцепления: общий язык с этим автомобилем найдёт значительно быстрее водитель, знакомый с УАЗ-452 и ГАЗ-21, – всё-таки сейчас уже другие времена и другие автомобили…
Убранство салона тоже перекликается с родными до боли советскими автомобилями 1970-х годов. Хромированный рычаг ручника, расположенный под панелью приборов, «тянучие» электрические переключатели, а приборная панель напоминает «Москвич-2140 Люкс», только у японцев всё аккуратнее получилось. Удивило отсутствие кондиционера. Впрочем, до 1980-х на пикапы этого класса их обычно не ставили. А если серьёзно, то, действительно, сколько времени эта машина проводит в движении с пассажирами? Зато штатная вентиляционная заслонка справляется со своими обязанностями великолепно: уже при скорости около 40 км/ч в лицо или ноги поступает мощный воздушный поток. Это ощущение знакомо тем, кто хоть раз пытался прокатиться на мотоцикле без шлема… По словам хозяина автомобиля, прекрасно обстоят дела и с отоплением в зимний период, но проверить это при плюс тридцати на улице не удалось…
Редкая порода
Прокатились, и будет! Такие заслуженные авто непременно надо беречь, а не пытать всякими управляемыми заносами и полицейскими разворотами. Тем паче, что он по-настоящему редкий. Даже на одном крупнейшем, весьма уважаемом автомобильном портале вы не найдёте его технических характеристик, а ведь это «старший брат» Toyota HiLux!
Этот представитель второй итерации второго поколения Stout, которое выпускали практически без изменений с 1965 по 1979 год, появился на свет в 1978-м и эксплуатировался на японских просторах до 1992 года, после чего, лишившись пожарного оборудования, был прикуплен российским моряком и отправился в Краснодарский край на ПМЖ, где не один год помогал новому владельцу по хозяйству и в строительстве. Наработавшись там вдоволь, он сумел неплохо сохраниться – вот что значит регулярный физический труд на совсем беззимнем краснодарском свежем воздухе и отсутствие вредных привычек, как у большинства самураев. Потом была смена родных колёс на новые диски, переезд в Москву к новому владельцу – ценителю этой марки и вообще хороших автомобилей, который до сих пор, хоть и с осторожностью, регулярно эксплуатирует этот экземпляр.