Голландская флотилия электробусов VDL
Вряд ли мог предполагать голландец Питер ван дер Легте (Pieter van der Leegte), основавший в 1953 году в Эйндховене металлообрабатывающее предприятие, что выбранная в качестве торговой марки аббревиатура его фамилии станет со временем синонимом электрификации пассажирского автотранспорта.
Вим ван дер Легте (Wim van der Leegte), сын основателя фирмы VDL, вывел предприятие в 1979 году на уровень крупного концерна. А в 1993 году в компанию VDL Groep вошло автобусное отделение концерна DAF. Со временем в подразделение VDL Bus & Coach BV влились нидерландские производители автобусов Berkhof и Bova, а также бельгийская фирма Jonckheere. Сейчас VDL Groep имеет 79 отделений различного профиля в 16 странах мира, но широкую известность компании принесли автобусы – в первую очередь электрические.
Новые масштабы
Очередной виток «электромобильной лихорадки» в Европе начался в мае 2011 года с заявления федерального канцлера Германии Ангелы Меркель на встрече с представителями промышленности и профсоюзов в своём ведомстве. «Германия – родина двигателя внутреннего сгорания – станет благодаря государственной поддержке номером один в мире по производству электромобилей. Это наша цель!», – подчеркнула она, пообещав к 2020 году ввести в эксплуатацию в ФРГ один миллион единиц альтернативного автотранспорта. Призыв канцлера поддержали политики других стран Евросоюза, ажиотаж поднялся огромный и вполне объяснимый – авторитет Меркель был тогда незыблем. Производители из Китая тоже услышали её слова и сделали выводы…
В Нидерландах особо громких заявлений не было слышно, там сразу же приступили к делу, благо, поддержка правительства в стране была гарантирована. Учитывая богатую традицию эксплуатации троллейбусов, голландцы обратили особое внимание на внедрение аккумуляторно-электрической тяги в сегменте городского транспорта. Сначала они обратились за помощью к коллегам из Китая – пионерам в новой отрасли.
Первая в Европе линия, на которой началась эксплуатация исключительно электрических автобусов открылась в Нидерландах. В начале 2013 года на острове Схирмонниког, где запрещена эксплуатация автомобилей с ДВС, на пассажирский маршрут выехали шесть китайских электробусов BYD. Почти одновременно опытная эксплуатация таких же машин (других тогда ещё не было) началась в Амстердаме, Утрехте и других городах. В целях продвижения экологического общественного транспорта в январе 2013 года Евросоюз одобрил продукт фирмы BYD Company Ltd, выдал декларацию о соответствии нового транспортного средства и разрешил экспорт во все страны ЕС.
Не желая отдавать перспективный рынок в руки предприимчивых китайцев, крупнейшая нидерландская компания по производству автобусов VDL Bus & Coach немедленно приступила к разработке собственных электробусов, в том числе и сочленённых. Премьера состоялась на Международной конференции и выставке Общественного транспорта (UITP Mobility & City Transport Exhibition) в июне 2015 года в Милане. Публика с восторгом взирала на электрический сочленённый автобус VDL Citea SLFA-181 Electric (проект Low Floor Articulated Electric) длиной 18,1 м. Машину представили с новым кузовом футуристического дизайна BRT-Design (Bus Rapid Transit). Вскоре началось опытное и мелкосерийное производство четырёх моделей базовых платформ: LLE-99 Electric, SLF-120 Electric (одиночные); SLFA-180 Electric и SLFA-187 Electric (сочленённые). Цифры в индексе моделей обозначают длину автобусов в дециметрах. Голландцы учли все желания и требования клиентов, предоставив им возможность выбора габарита и кузова – машины выпускаются в привычном стандартном дизайне (Standard-Citea-Exterieur), а также с новыми кузовами типа BRT-Design. Клиент может выбрать различные варианты аккумуляторов, электромоторов, систем подзарядки и интерьера. Таким образом, для покупателя созданы идеальные условия выбора требуемой комбинации оснастки машин для их оптимального применения.
Началось всё с опытной эксплуатации единичных экземпляров в разных городах и коммунах. Революция в электрификации городских пассажирских перевозках в Нидерландах произошла 11 декабря 2016 года; на маршруты в Эйндховене и Хелмонде выехали 43 сочленённых электробуса VDL Citea SLFA-181 Electric. Такой флотилии в то время Европа ещё не видела! Местное пассажирское автотранспортное предприятие Hermes, заказавшее машины, выпустило их на линию под своей традиционной маркой Bravo. Электробусы оснащены литий-ионными батареями ёмкостью 122,6 кВт∙ч, массой 1380 кг и системой ультрабыстрой зарядки посредством установленных на крыше контактных штанг, а ночью подзарядка происходит в переоборудованном для этой цели гараже, где раньше стояли дизельные автобусы. Ежедневный пробег каждой машины – до 250 км, вместимость – 125 пассажиров, из них 43 сидящих. Уже почти полтора года они работают без нареканий. Компания Hermes планирует к 2024 году заменить все свои дизельные машины электрическими.
Успешная масштабная эксплуатация привлекла к продукции VDL новых клиентов. Заказы на небольшие партии электробусов посыпались не только из Голландии, но и из других страх Европы – в первую очередь из Германии. Даже маленький Люксембург приобрёл в феврале этого года 21 автобус VDL Citea LLE-99 Electric.
Экологический автотранспорт Амстердама
Следующий заказ закрепил за Нидерландами лидерство в Европе по количеству электробусов. Аэропорт Схипхол в Амстердаме первым в мире для доставки пассажиров ввёл их в эксплуатацию. Ещё в июле 2015 года там появилось 36 одиночных машин производства китайской фирмы BYD. Тест прошёл более-менее успешно, хотя нарекания вызвал малый запас хода.
В 2017 году был выдан заказ на 100 сочленённых электробусов отечественному производителю VDL. Недавно директор VDL Bus & Coach Nederland Ард Ромерс (Ard Romers) заявил: «В прошедшем году мы сделали большие шаги к укреплению нашей позиции в области E-Mobility»! Сущая правда – такого масштаба Европа ещё не знала! Электрификация общественного транспорта в аэропорту Схипхол, Амстердаме и всей провинции Северная Голландия проходит в рамках концессии нескольких компаний разного профиля при финансовой поддержке правительства. Основные актёры: фирма VDL, компания пассажирских перевозок Connexxion (отделение концерна Transdev Nederland) и ведущий в Нидерландах производитель станций зарядки аккумуляторов Heliox – именно эта фирма создала соответствующую инфраструктуру в Эйндховене. Концессия рассчитана на 10 лет – до 11 декабря 2027 года. В 2021 году на городских и пригородных маршрутах провинции будут работать 258 электрических автобусов.
28 марта этого года транспортная компания Connexxion официально представила новые электробусы VDL Citea SLFA-181 Electric для Амстердама. Первого апреля сочленённые машины начали работу на маршрутах, связывающих город и аэропорт Схипхол. Часть электрических автобусов (примерно половина) для Connexxion изготовлена со старыми кузовами в обычном дизайне Standard-Citea-Exterieur и окрашена в красный цвет автотранспортной кооперации R-Net, в которую кроме Connexxion входят ещё девять компаний. Они курсируют на четырёх линиях между городками Эйтхорн, Амстелвен, аэропортом Схипхол и Амстердамом. Другая часть машин – белые футуристические электробусы с кузовами типа BRT-Design – работают на 12 маршрутах новой транспортной артерии Schipholnet, связывающей аэропорт с городом.
Все машины имеют по 50 посадочных комфортабельных мест и предоставляют пассажирам подключение к сети Интернет. Средний пробег каждой примерно 300 км в день обеспечивают литий-ионные аккумуляторы ёмкостью 169 кВт∙ч. На подзарядке они принимают 420 кВт энергии – за 20 минут можно «заправить» полностью «пустой бак». Для этой цели фирма Heliox, получившая подряд на строительство инфраструктуры, оборудовала четыре станции, на которых стоят 23 агрегата ультрабыстрой зарядки. В автобусном депо установили дополнительно 84 агрегата Heliox для ночной подзарядки мощностью 30 кВт каждый.
Руководитель концерна Transdev Nederland Барт Шмайнк (Bart Schmeink) гордится достигнутыми успехами: «Без помощи региональных транспортных структур, городов Амстердам и Скипхол, и фирмы VDL реализация проекта была бы невозможной. С такой концессией и флотилией электробусов Амстердам к будущему подготовлен»!
Резюме
Уже в 2017 году Голландия вышла на второе место в мире по числу курсирующих электробусов, правда, до масштабов Китая ей пока очень далеко. Но, по крайней мере, в Европе в ближайшее время вряд ли кто-нибудь сможет её опередить. Основной конкурент – Россия, занимающая в этом сегменте третье место в мире. Развитие городского электрического автотранспорта наблюдается и в других странах мира, но не такими темпами. Уже многие производители автобусов обратили своё внимание на новую сферу деятельности.
В конце прошлого года немецкое информационное агентство Europressdienst опубликовало список фирм, взявшихся за постройку электробусов в Европе (именно во всей Европе, а не странах ЕС). В него входят: VDL, EBUSCO (Нидерланды), Daimler, MAN, Eurabus, Sileo (Германия), VanHool (Бельгия), Irizar (Испания), Bolloré (Франция), Volvo (Швеция), Hess (Швейцария), Bredaminarinibus (Италия), Linkker (Финляндия), SOR (Чехия) и Solaris (Польша). Агентство слукавило – в списке находятся два немецких концерна, которые ещё производство электробусов не начали, а также небольшой филиал немецко-турецкой фирмы Bozankya, собирающий машины марки Sileo в Турции. Там же, вероятно, планируется и производство электробусов Mercedes-Benz и MAN. А филиал китайской фирмы BYD в Венгрии эксперты забыли... И о работе российских и белорусских заводов они, очевидно, не в курсе или просто не хотят признать, что там есть успехи…