КАМАЗ-65117-6010-78 с краном Soosan 736 LII
Как правило, загрузка и разгрузка тяжёлых грузовиков на строительных площадках – прерогатива полноценных автокранов, так как среднетоннажники с их малопроизводительными краноманипуляторными установками (КМУ) не в силах поднять большой бетонный блок или точно подать палету с кирпичами на высоту третьего этажа. Специалисты ООО «Кран центр КАМАЗ» спроектировали полноценный спецавтомобиль, сочетающий в себе функции 14,5-тонного бортового грузовика КАМАЗ-65117-6010-78 и мощного крана Soosan 736 LII.
Симбиоз в технике и бизнесе
Для выполнения отдельных работ на стройплощадках или в дорожной сфере вплоть до 1960 годов использовали лишь узкоспециальные виды техники. Даже самые простые симбиозы подразумевали использование не менее двух видов техники: автокран и бортовой грузовик, экскаватор и самосвал, скрепер и землевоз...
Рост промышленного и капитального строительства и механизация к тому времени достигла уже своего предела, но и требовала высокой квалификации водителей, слесарей и обслуживающего персонала. Так, в 1950-х экономисты столк-нулись с парадоксом: суточная интенсификация использования узкоспециальной техники удваивала и даже утраивала затраты на содержание парка даже при постоянной занятости! Узким звеном в строительной логистике стали узловые моменты между доставкой грузов и его ускоренной погрузкой и разгрузкой. Напрашивались универсальные машины, способные сочетать несколько свойств. Самое удачное применение нашли гидроманипуляторы и КМУ на шасси грузовиков и тракторов.
Если в 1980 году КМУ на автомобилях применяли в коммунальном и дорожном хозяйствах, лесной и нефтегазовой отраслях лишь для специализированных целей, то к 1990-м на машинах, оборудованных КМУ, мелкие компании и кооперативы буквально озолотились.
Симбиотический расцвет пришёлся на середину 2000-х. А сейчас крупные стройки с обширным, узкофункциональным и дорогим парком техники уже немыслимы без мелких субподрядчиков, использующих широкопрофильную технику c конкурентными ценами на свои услуги. Симбиоз корпоративного и частного бизнеса ярко проявил себя в сфере малоэтажного строительства, коммунального хозяйства и содержания дорог, где важную роль в логистике выполняют грузовики с КМУ. Но... наш случай особый!
Современное шасси с совместными предприятиями
Новое семейство среднемагистральных грузовиков КАМАЗ-65117 за 5 лет производства у грузоперевозчиков уже не вызывает и тени сомнений. Недостатки обнаружены, хвори известны и финансово решаемы. Об этом свидетельствует и высокая ликвидность на вторичном рынке. Ежегодная потеря стоимости отдельных моделей приближается к среднеевропейской – всего 12–18%.
В результате глубокой модернизации КАМАЗов прежнего поколения и адаптация к современным условиям перевозок семейство «65117» оптимизировано и улучшено по всем параметрам. Став мощнее, вместительнее, грузоподъёмнее и комфортнее, машина демонстрирует возросшую среднюю скорость, экономичное движение при городской и загородной эксплуатации в сравнении с предшественниками. Улучшению этих показателей способствуют четыре фактора: улучшенная эргономика, снижение неподрессоренных масс за счёт перехода на дисковые колёса, менее вибронагруженный двигатель и облегчённая рама.
Легендарная V-образная «восьмёрка» КАМАЗ-740 с диапазоном мощности от 320 до 420 л.с. сегодня более актуальна для тяжёлых шасси, тягачей и самосвалов семейства «6520» и «6460». А для грузовиков полной массой до 26 т камский автогигант сегодня предлагает более лёгкие, экономичные и компактные рядные 6-цилиндровые турбодизели СП ЗАО «КАММИНЗ КАМА».
Cummins 6ISBe300 при работе на холостых оборотах издаёт весьма размеренный и приглушённый дизельный рокот, будто бы звук исходит от машины, припаркованной через двадцать метров. Чтобы сразу развеять высказывания скептиков по поводу китайского происхождения мотора, отмечу, что отливка и обработка основных деталей двигателя, таких как блок цилиндров, головка блока и коленчатый вал, происходит на «КАММИНЗ КАМА». Высококачественные элементы цилиндро-поршневой группы выпускает СП «Федерал Могул КАМА». А в целом локализация – уровень производимых в РФ комплектующих для этих моторов – достигает 60%.
Благодаря применению современной и экономичной топливной системы Common Rail с электронным управлением с мотора рабочим объёмом 6,7 л получается снять от 185 до 300 л.с., без труда укладываясь в экологические стандарты Euro 3 и даже Euro 4.
Коробка передач и мотор производятся в России на СП «ЦФ КАМА» в Набережных Челнах. Это 9-ступенчатая механическая ZF 9S1310 серии Ecomid.
Кран без суеты и манипуляций
Размещённая между кабиной и бортовой платформой крановая установка Soosan 736 LII подаётся как КМУ, что в корне неверно. Это действительно кран, но без манипулятора. У него есть стойка, закреплённая на шасси на поворотном круге, гидроцилиндры подъёма 6-коленчатой телескопической стрелы и лебёдка для каната. Подъём и опускание груза осуществляется на полиспасте. Вместо кабины – открытый пост оператора. Вместо противовеса – опорный контур и масса машины.
Специалисты ООО «КРАН центр КАМАЗ» остановили свой выбор на этой схеме не случайно, поскольку южнокорейская компания Soosan не приветствует паразитных шарнирных сочленений и работает в узком бюджетном секторе проверенных и безотказных технологий. Компоновка Г-образной конструкции более надёжна и устойчива к ударным и крутильным нагрузкам по сравнению с коленными Z-образными моделями КМУ.
Прицельная подача груза на узкие рабочие площадки требует от оператора гидроманипулятора ловкости осьминога, точного глазомера и реакции при обращении с пультом. А вот крановые установки даже с однострунной запасовкой каната значительно расширяют функциональность по сравнению с традиционными КМУ на точности поднятия и опускания крюка строго вертикально. В сочетании с высоко расположенным постом управления это позволяет работать на сверхточных монтажных работах не только на высоте, но и на глубине – ниже уровня стояния машины.
Длина стрелы крана по отношению к длине бортовой платформы грузовика подобрана с учётом использования максимального вылета при погрузке груза сзади. Это может пригодиться при работе на стеснённых стройплощадках, при городской эксплуатации в коммунальном хозяйстве и дорожных работах, когда ширина рабочей площадки ограничена одной полосой движения.
Грузовая математика и рама автокрана
Рама среднемагистрального КАМАЗ-65117 дополнительно усилена надрамником спецнадстройки. Поскольку грузоподъёмность определяется не столько выносливостью ходовой части, но и несущей рамой, то надрамник обхватывает раму грузовика и используется как дополнительный элемент жёсткости шасси на грузоподъёмных работах, снижая нагрузки рамы на кручение.
Крановый постамент не очень съедает полезное пространство на раме, оставляя для грузовой платформы 7 м. Много это или мало?
Нехитрый подсчёт показывает, что при ширине грузовой платформы в 2,4 м и плотности строительного камня 1–2 т на кубометр, машина способна перевозить 17–24 т кирпича, шлакоблоков и пеноблоков на грузовых палетах в одном ярусе высотой лишь 1 м! Это даже превышает возможности машины, которая изначально не была рассчитана на строительные работы.
Длинная стрела пригодится и для максимально точной подачи груза на второй, третий, четвёртый и даже пятый этаж строящегося здания или на крышу малоэтажной постройки высотой до 20 м. Правда, на максимальном вылете стрелы стандартную кирпичную палету придётся облегчать более чем на треть – с 1200 до 350 кг. Так что придётся выполнить пару лишних рабочих циклов. Перегруз на критичных высотах и вылетах стрелы контролируется электронной системой блокировки.
Безопасности и стабильности при работе служат телескопические аутригеры (выдвижные боковые опоры), которые обеспечивают широкий опорный контур площадью 25 м2. Но и тут есть тонкости. Если передние опоры являются непосредственной частью основания крана-манипулятора Soosan 736 LII и расположены выше рамы грузовика, то задние опоры крепятся под рамой. Как и на полноценных автокранах, выдвижение и раскладывание аутригеров осуществляется с помощью гидропривода, а управлять работой боковых опор можно как с правой, так и с левой стороны посредством пульта.
Машина по всем показателям получилась оптимальной: это, конечно, не башенный кран, но уже и не гидроманипулятор. Машина неуловимо напоминает эксперта во фраке... дальнобойного эксперта...
Колёсная формула | 6х4 |
Грузоподъёмность, т | 12,0 |
Полная масса автомобиля, т | 24,0 |
Полная масса в составе автопоезда, т | 38,0 |
Радиус поворота, м | 10,7 |
Двигатель | Cummins 6ISBe300, турбодизель, I-6 |
Рабочий объём, cм3 | 6678 |
Мощность, л. с. | 296 при 2500 мин-1 |
Крутящий момент, Н.м | 1100 при 1200–1800 мин-1 |
Коробка передач | ZF 9S1310 механическая |
Число ступеней вперёд/ назад | 9/ 1 |
Шины | БЕЛ-95, 11R-22,5 |
Угол преодолеваемого подъёма, не менее, % | 25 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Масса крана Soosan 736 LII, кг | 3814 |
Вылет аутригеров, м | 5,35 |
Стрела | 6-секционная, 6-гранная |
Вылет стрелы, м, min/ max | 3,64/ 18,8 |
Высота подъёма крюка над землёй, м | 20,8 |
Грузовой момент, тм | 15,0 |
Грузоподъёмность КМУ, кг, при вылете 2,10/ 18,8 м | 7000/ 350 |
Скорость подъёма крюка, м/мин | 14,0 |
Тип каната | 10 мм x 12 м, нераскручивающийся, 19х7 |
Угол подъёма стрелы, град. | 1–78 |
Угол поворота колонны, град. | 360 |