Масштабные модели Файзуллина Дамира
Герой этой публикации – Файзуллин Дамир Халимуллович – известен коллекционерам как основатель мастерской «Дамир» (г. Казань), выпускающей прекрасные копии грузовых автомобилей. Его критерии качества и подбор моделей для работы обусловлен давними интересами. А потому продукция этой мастерской пользуется особым спросом у коллекционеров.
В Российской Федерации, некогда входившей в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР), выпуск масштабных моделей начался в 1971 году на производственном объединении «Тантал». Это хорошо известно многим коллекционерам моделей автомобилей в масштабе 1:43. Модели именно этого предприятия из города Саратова долгое время радовали коллекционеров, сотрудники которого создавали прекрасные копии легковых автомобилей СССР «Москвич», ГАЗ, ВАЗ, ЗАЗ, полнопривод-ных УАЗ, микроавтобусов RAF, тракторов «Беларусь» и даже дореволюционных «Руссо-Балтов». Но подлинным лидером по выпуску копий грузовых автомобилей, выполненных в масштабе 1:43, в СССР стало производственное объединение (ПО) «Элекон», находящееся в городе Казани.
Именно в столице Татарии с 1978 года начался выпуск копий автомобилей КАМАЗ Камского автомобильного завода, причём всего лишь через два года после того, как первый КАМАЗ сошёл с главного сборочного конвейера автозавода. Поэтому неудивительно, что многие мальчишки Татарстана, интересующиеся автомобилями, увлеклись коллекционированием масштабных моделей. Ведь на полках галантерейных магазинов их родного города ассортимент масштабных моделей ПО «Элекон» был необычайно широк. Увы, таково было распределение товаров в СССР, больше всего их реализовывали в магазинах именно того города, где их выпускали, а уж после небольшие партии отправляли в торговые точки других городов Союза.
Самое раннее творчество
С детства интересовался автомобилями и Дамир Файзуллин – коренной житель Казани. Благодаря родителям, ещё в начальной школе у него уже была копия автомобиля «Москвич-403», но под впечатлением от первой элеконовской модели КАМАЗ-5511 он отдал предпочтение грузовому транспорту. Чтобы приобрести первую копию КАМАЗа для своей коллекции, ему пришлось выложить 5 рублей 70 копеек, что в ту пору было серьёзной суммой. Дамир (в то время ученик третьего класса) разбил личную копилку, но денег не хватило, поэтому пришлось обращаться к родителям. И они не отказали.
Возможно, этот случай серьёзно повлиявший на интерес ребенка, сыграл главную роль в выборе любимого хобби, да и профессии. В последующие годы Дамир пополнял собственную коллекцию не только моделями, выпущенными различными предприятиями, но и копиями автомобилей собственного производства, создавая их из картона по фотографиям и материалам из автомобильных журналов. Так увидели свет копии автомобилей Tatra 815, Star, работавших на строительстве Байкало-Амурской магистрали грузовиков Magirus.
В 1987 году, по окончании профессионально-технического училища, Файзуллина Дамира направили трудиться помощником машиниста тепловоза, и в тот же год призвали в армию.
Армейский опыт
Следующие масштабные модели Дамир создал во время службы в Вооруженных Силах СССР. На втором году службы появилось больше свободного времени, и ему поручили оформить в части Ленинскую комнату. Под рукой оказались различные материалы, краски, клей, а в автопарке стояли интересующие его военные автомобили. Дамир делал замеры автомобилей, уменьшал их до необходимого 43-го масштаба, чертил чертежи (в школе и училище по черчению у него всегда была пятёрка) и создавал модели. Так увидели свет копии автомобилей МАЗ-543 (7310), ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164.
Но находившись в армии, мало было изготовить модели, необходимо было вывезти их за территорию части, а они так нравились заместителю командира по политической подготовке. И всё же Дамиру это удалось, модели «демобилизовались» вместе с хозяином и вскоре предстали перед казанскими коллекционерами. Качество исполнения было настолько высоким, что некоторые из коллег даже подумали, что перед ними масштабные модели, созданные промышленным способом, а не руками солдата.
После демобилизации он решил связать свою трудовую деятельность с автомобилями. После учёбы в Казанском автокомбинате Дамир стал профессиональным водителем грузовых автомобилей ЗИЛ и ГАЗ. И, конечно, всё это время занимался своим хобби. Благодаря статье в одной из казанских газет, ещё до призыва в армию Дамир узнал о существовании клуба коллекционеров масштабных моделей в родном городе и скоро стал одним из его активных участников. В клубе Дамир познакомился с новыми людьми, увидел новые модели и созданные не только промышленными предприятиями.
Для приобретения новых экземпляров для личной коллекции, состоявшей теперь в основном из копий грузовых автомобилей СССР и Mercedes-Benz, он неоднократно ездил в клубы Москвы и Ленинграда. Под влиянием новых знаний и постоянного общения с коллекционерами Дамир Файзуллин создал свою первую масштабную модель автомобиля «АП-5», пожарного автомобиля на шасси КАМАЗ-53213. Копия автомобиля понравилась всем членам казанского клуба коллекционеров, а желающих заполучить подобную в своё собрание было так много, но её автор, увы, не мог всем помочь.
Последующие модели Дамир делал дома, вечерами после основной работы. Он изучал фотографии прототипа, снимал замеры, создавал чертежи, по которым и работал. Основными материалами для изготовления масштабных моделей того времени были жесть, пластик и дерево. Детали, а их было в одной модели несколько десятков, скреплялись между собой при помощи паяльника или клея. Красил модели мастер вручную дома. При такой технологии тираж, разумеется, был небольшим – от одной до пяти машин.
Известность
В 1993 году фирма «Каталог-Новости» выпустила каталог моделей автомобилей в масштабе 1:43. Назывался он «Автомобиль на ладони». В нём наряду с копиями автомобилей, выпускаемых промышленным способом, впервые в стране были представлены масштабные модели, созданные небольшими мастерскими. В этот каталог попали и модели Файзуллина Дамира. Это копии грузовых автомобилей КрАЗ-256Б, КрАЗ-250, КрАЗ-260 и автобуса ПАЗ-672. Именно на этапе формирования этого каталога Дамиру пришлось выбрать название для себя как для изготовителя, и он из нескольких вариантов выбрал «Мастерская «Дамир» (г. Казань). Так Дамир стал ещё известнее в кругах коллекционеров. Кстати, внимательно изучая этот каталог, и я узнал о существовании мастера и его моделей.
Конечно, качественные копии автомобилей этой мастерской понравились не мне одному, многие захотели их добавить в свою коллекцию. От счастливчиков, которым удалось наладить с Дамиром связь, стали поступать заказы. Напомню, сеть Интернет в то время была развита в России очень слабо, поэтому подобные вопросы решались при личной встрече, по телефону или с помощью переписки по почте. Заказы поступали не только от коллекционеров, но и от различных автотранспортных предприятий и автозаводов, покупающих подобные эксклюзивные модели для своих музеев и для подарков важным персонам или зарубежным партнёрам.
Дамиру ничего не оставалось, как искать пути увеличения объёма выпуска и освоения новых технологий в производстве. Он освоил методы литья из смолы (изготовлял кузова, колёса и многое другое); появились помощники, участвующие в создании деталей светотехники (всё вытачивали на токарном станке из оргстекла), наладилось взаимодействие с предприятиями, выпускающими комплектующие для моделей автомобилей в масштабе 1:43 (резиновые покрышки колёс, светотехника производства «Элекон» и др.). В результате с нуля были созданы подробно проработанные копии автомобилей ЗИЛ, КАЗ, множество конверсий элеконовских КАМАЗов.
Лучше меньше, да лучше
Благодаря заказам, у Дамира появились подробные чертежи интересных ему и его заказчикам прототипов, фотоархив, но иногда он и сам брался за рулетку и измерял интересный прототип. Например, при создании копии автобуса ЛАЗ-695Е Дамир, чтобы снять замеры и сделать фото его прототипа, в выходной день с рулеткой и фотоаппаратом отправился на электричке в маленькую деревню в Чувашии, где накануне, заезжая по работе на своём грузовике, видел этот автобус. Но, увлекшись, на обратную электричку не успел, пришлось идти 20 км до ближайшего крупного посёлка, чтобы вернуться домой.
В дальнейшем Дамир решил сконцентрироваться на создании копий грузовых автомобилей КрАЗ, в результате их было создано более сотни модификаций: седельные тягачи, с бортовым кузовом, балластные тягачи, автокраны, автоцистерны, пожарные автомобили и др. Сегодня модели этой мастерской имеют коллекционеры не только России, но и разных стран мира. Дамир не любит отправлять свои произведения по почте и всегда стремится передать их из рук в руки.
С появлением Интернета заказов стало больше, и спрос до сих пор превышает возможности мастерской, так что те, кому удалось заполучить хотя бы одну масштабную модель Дамира в свою коллекцию, могут гордиться этим. Ведь до сих пор некоторую часть машин мастер заботливо окрашивает и собирает у себя дома сам.
Дамиру всегда было интересно создать что-то новое, необычное и интересное, а не тиражировать одну и ту же модель в большом количестве экземпляров. В связи с этим «Мастерская «Дамир» значительно снизила темпы производства масштабных моделей. Последний его проект – копия автомобиля КАМАЗ-65225 «Батыр» РИАТ – заняла первое место на Втором Поволжском слёте автомоделистов в г. Набережные Челны.
Несмотря на известность, Файзуллин Дамир Халимуллович очень открытый человек, он с удовольствием общается и делится своими знаниями с членами уже возрождённого клуба коллекционеров моделей автомобилей в Казани. С удовольствием посещает клубы других городов, например, он побывал в клубах Набережных Челнов, Самары, Тольятти, Сызрани, Чебоксар, Йошкар-Олы, Ульяновска и планирует не останавливаться на достигнутом, а расширять географию путешествий.
Он планирует участвовать в Третьем слете автомоделистов Поволжья, поэтому, надеюсь, очень скоро мы увидим его новые, как всегда, интересные и прекрасно проработанные копии грузовых автомобилей в масштабе 1:43.