Завод Ford Sollers в Елабуге
В это действительно трудно поверить в реалиях сегодняшнего дня. Татарстан, особая экономическая зона «Алабуга». Несмотря ни на какие трудности, здесь стабильно работает и развивается автомобильный завод полного цикла, на конвейере которого одновременно производятся три совершенно разные модели Ford: Transit в исполнении шасси, цельнометаллический фургон и микроавтобус, а ещё и легковые автомобили Kuga и Explorer.
Производство автомобилей Ford на заводе Ford Sollers в Елабуге стартовало в успешном для российского автопрома 2012 году. Последующие годы стали настоящим испытанием для этого производства, но отказываться от намеченных целей пока никто не собирается. Впрочем, руководство завода не скрывает, что у предприятия трудности, но они временные и преодолимые, а убытки уверенно идут на убыль.
Модификации для всех отраслей
Ford Sollers – российская компания, полностью интегрированная в экономику страны с локализованными моделями, а также линейкой специальных автомобилей, четырьмя заводами и полномасштабным R & D центром, занимающимся адаптацией и локализацией автомобилей Ford. СП Ford Sollers выпускает 7 моделей: Ford Focus и Ford Mondeo на заводе во Всеволожске под Санкт-Петербургом; Ford Explorer, Ford Kuga и линейку коммерческих автомобилей Ford Transit по технологии полного цикла в Елабуге; Ford Fiesta и Ford EcoSport в Набережных Челнах.
Предприятие Ford Sollers завершило все основные проекты с общим объёмом инвестиций в $ 1,5 млрд, включая запуск производства пяти новых моделей Ford, запуск совершенно нового завода по производству двигателей и очередную стадию локализации с 300 локализованных компонентов. По итогам 2017 года Ford Transit является лидером по продажам в сегменте среди лёгких коммерческих автомобилей иностранных брендов в России с результатом 9031 автомобиль, что на 62,4% больше результата предыдущего года. В I квартале 2018 года реализовано 2187 автомобилей (+54,3%).
Конвейерный «Транзит» Елабуги
Производство Ford Transit шестого поколения стартовало в Елабуге в начале 2012 года. Сейчас на елабужском заводе выпускается Ford Transit седьмого поколения, комплектуемый дизельным двигателем Duratorq, рабочим объёмом 2,2 л (настройки мощности 125, 136 и 155 л.с.) в сочетании с 6-ступенчатой механической КП. С апреля 2015 года производство Ford Transit на заводе Ford Sollers перешло на технологию полного цикла, включая сварку и окраску. В ходе подготовки производства на елабужском заводе Ford Sollers была проведена модернизация мощностей и установлено оборудование последнего поколения, в том числе уникальное для подобных производств в России – высокотехнологичный лазерный сварочный модуль, а также роботизированное оборудование на линии окраски.
Профессиональный жаргон
На каждом предприятии существует свой особенный язык, который на первый взгляд может показаться полной несуразицей, но, как ни странно, его прекрасно понимают и используют все сотрудники. Четыре завода Ford Sollers в России – не исключение: здесь можно услышать не только о жуках, крабах и скрипачах, но и о совсем непонятных явлениях, таких как «пентура» и «торкач». А ещё здесь каждый день, не стесняясь, накатывают, без зазрения совести занимаются надувательством и прямо среди рабочего дня проводят свадьбы. Интересно? Подробнее о каждом из этих процессов.
Свадьба – соединение кузова и шасси на заводах Ford Sollers в Татарстане. Во Всеволожске аналогичный этап сборки называют «женитьбой».
Накатить – обновить систему. «Ну что, накатили?» – с этой фразы начинается день заводского IT-специалиста.
Заниматься надувательством – осуществлять специальный процесс по выявлению потенциальных утечек воздуха с целью проверки герметичности кузова.
Скрипач – сотрудник, испытывающий автомобиль на тест-треке для проверки наличия посторонних шумов.
Аркашка – так называют на заводе двигателей прибор для измерения целостности изоляции проводов и кабелей.
Запустить жука или кролика – намеренно отправить через станцию контроля машины с дефектом для проверки эффективности станции контроля. Во Всеволожске используют термин «жук». А на заводе двигателей в Елабуге дефектный двигатель, намеренно запускаемый на линию, называют не только «жуком», но и «кроликом».
Краб – устройство для переноса кузовов в цехе сборки.
Пентура или альфа пентуры – цех окраски, от английского слова «paint» – краска.
Торкач – работник, измеряющий остаточный момент на соединении. От английского слова «torque» – крутящий момент.
Бодики – работники цеха сварки. От слова английского слова «body» – кузов.
(По материалам пресс-службы Ford Sollers)
Ford Transit прошёл специальную программу испытаний для коммерческого транспорта, которая включала пробег по дорогам Европы и Северной Америки, эквивалентный 275 окружностям Земли (11 млн км). В программе этих испытаний стоит отметить тест на прочность ходовой части, в рамках которого производилось столкновение со 150-миллиметровым бордюром на скорости 60 км / ч. Ещё 500 000 тестовых километров новый Transit прошёл в условиях реальной эксплуатации клиентами. На кузов автомобиля предоставляется 12-летняя гарантия от сквозной коррозии, в его конструкции применены два вида высокопрочной стали, включая легированные борсодержащие сплавы.
Сертифицированные бодибилдеры
На существующих мощностях предприятия здесь же, в Елабуге, разрабатывают и производят специальные версии коммерческого транспорта на базе нового Ford Transit. Для этого на заводе функционирует собственное конструкторское подразделение. Его основная задача – реализация решений по установке оборудования, адаптация к российским условиям и технологическое совершенствование существующих машин.
В итоге в России модельный ряд Ford Transit дополнен неплохим выбором надстроек, выпускаемых сертифицированными кузовостроителями. Среди них маршрутные автобусы вместимостью 22 и 25 пассажиров; пригородный автобус «Турист» на 17 пассажиров; промтоварный изотермический фургон и рефрижератор, созданные на базе цельнометаллического фургона; грузопассажирская версия; бортовая платформа с тентом и без; автомобили «Скорая помощь», «Реанимация», «Дежурная часть»; транспорт, предназначенный для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями (социальное такси); школьный автобус для перевозки детей.
Система трёхмерного конструирования позволяет решать порой уникальные задачи. Один такой казалось бы простой пример. Машину здесь могут окрасить в любой цвет, который пожелает заказчик, помимо предустановленных цветов из каталога. Но чтобы отработать конкретную цветографическую схему, технологию грунтования и нанесения эмалей, придётся дополнительно изготовить пару «лишних» кузовов, которые потом останутся внутри завода для различных тестов и последующей утилизации. Иногда избежать ненужного удорожания помогает сложное моделирование, но для крупных заказчиков, например Мосгортранса, всё было отработано в полном объёме, чтобы получить яркий небесный цвет для московских маршруток…
Елабужский завод двигателей
В сентябре 2015 года Ford Sollers запустило новое производство двигателей в Елабуге, инвестиции в которое составили более $ 275 млн. Новый завод оснащён высокотехнологичным оборудованием, что позволило автоматизировать производственные процессы на 95%. Здесь выпускается три версии бензинового двигателя 1,6 л Duratec: 85 л.с., 105 л.с. и 125 л.с. Двигатели имеют существенный уровень локализации, получая основные компоненты от российских поставщиков, и произведены из локального сырья. К началу 2016 года, в рекордные сроки с момента старта производства двигателей, компания достигла уровеня локализации 45%. Годовая мощность двигателестроительного завода Ford Sollers на первом этапе составляет 105 000 двигателей, с возможным дальнейшим увеличением до 200 000 шт. в год.