333 модели AutoCult
Производителей масштабных моделей на свете много, очень много. Кажется, коллекционеры довольны – выбор у них огромный, удивить их непросто. На модельном рынке царит жёсткая конкуренция, новому игроку утвердиться там сложно. Основанной в феврале 2015 года в немецком городке Вендельштейн фирме AutoCult GmbH это очень даже удалось. Почему? Попробуем разобраться, а поможет нам в этом основатель и руководитель фирмы Томас Рошман – он ответит на некоторые вопросы.
Культ автомобиля
С давних времён Нюрнберг, крупнейший город Средней Франконии (историческая область в немецкой федеральной земле Бавария), славился производством различных игрушек. Нюрнберг и его округу можно назвать и родиной масштабных моделей – там работало множество известных во всём мире модельных фирм. И сейчас, когда почти все пережившие глобализацию предприятия давно уже перевели производство в Китай, разработкой моделей по-прежнему занимаются во Франконии. Там же находятся их штаб-квартиры. Крупнейшая в мире Международная выставка игрушек Spielwarenmesse® каждый год традиционно открывает свои двери именно в Нюрнберге. Автомодельный отдел занимает на ней не последнее место.
Недалеко от Нюрнберга находится небольшой городок Вендельштейн с населением около 16 000 жителей. Немногим более трёх лет назад там собралась небольшая группа опытных специалистов и поставила себе амбициозную цель – найти на модельном рынке новую нишу, предложив коллекционерам нечто особенное.
Собрал и возглавил коллектив талантливых деловых и творческих людей давно известный в модельных кругах специалист, нюрнбержец Томас Рошман. Он изучал математику, искусство, экономику. С 1991 года работал на разных должностях: был заместителем директора, менеджером по продукции и маркетингу, генеральным директором в таких именитых фирмах, как Playmobil, Herpa, Schuco, Premium ClassiXXs. Консультировал коллег по бизнесу… И всё это время вынашивал идеи о создании особенных и неповторимых моделей.
– Сколько я себя помню, меня всегда очаровывали автомобили. Родители рассказывали, что ещё до того, как я толком научился говорить, я уже знал и различал две марки машин: «Ауфе» (VW, немцы произносят «Фауве») и «Мембетер» (Mercedes) – наиболее часто встречавшиеся автомобили на дорогах Германии в поздние 1960-е. Поскольку я начал свою деятельность в игрушечной промышленности, логическим шагом стал переход в отрасль масштабных моделей. Это почти не связано с Нюрнбергом или коллекционированием. В детстве у меня был автотрек Carrera и небольшая коллекция моделей Matchbox серии Models of Yesteryear, но самое большое влияние на выбор профессии оказал мой интерес к автомобилям и их истории.
Философия творчества
AutoCult – название фирмы говорит само за себя. Соответствуя своему имени, коллектив поставил перед собой не только высокие творческие цели, но и сформировал целую философию для коллекционеров, суть которой отражается в выборе конкретных автомобилей для их воссоздания в миниатюре. Зачастую это давно забытые машины прогрессивных и необычных конструкций с неординарным дизайном.
Коллекционерам предлагают не только сами модели, но и экскурс в автомобильную историю с интересными рассказами о воспроизведённых машинах в основном в масштабе 1:43 и немного – в 1:18.
Можно сказать, что AutoCult возвращает к жизни забытые марки автомобилей, но не обходит своим вниманием и известные во всём мире имена. Каждая модель выполнена вручную из пластической массы на основе смолы (так называемая Resin [англ.], Resine [нем.], состав не оглашается) – материал достаточно прочный и долговечный. Применяются и другие классические материалы и процессы: металл, плексиглас, фототравление…
Готовая продукция проходит строгий контроль качества, надёжно упаковывается в акриловые боксы и примечательные коробки. Все модели строго лимитированы – выпуск каждой составляет ровно 333 штуки. Порядковые номера приклеены к прилагаемому к каждой модели информационному буклету. А в конце каждого года выходит специальный выпуск новой лимитированной «модели года», к которому прилагается отлично изданная и шикарно иллюстрированная книга с описанием на разных языках всех моделей, выпущенных за прошедшие двенадцать месяцев.
Ассортимент моделей AutoCult в масштабе 1:43 разделён на двенадцать различных тематических категорий коллекционирования:
- Раннее начало (автомобили-ветераны).
- Марки прошлого (автомобили, ушедшие в историю).
- Микроавтомобили (редкие малолитражки).
- Автомобили с аэродинамическими кузовами.
- Специальный выпуск (редкие автомобили, шедевры кузовостроения).
- Прототипы (опытные машины, концепты).
- Гоночные машины (включая рекордные и транспортёры для их перевозки).
- Доставочные автомобили (лёгкие грузовые).
- Автомобили-кемперы.
- Автобусы.
- Грузовики.
- Машины служб спасения (пожарные, полицейские, медицинские).
Таким образом, покупателям предлагается выбор конкретного направления коллекционирования, по мнению руководства фирмы: «Чтобы не особо напрягать свой кошелёк, но иметь возможность постепенно собрать полную тематическую коллекцию».
Моделей AutoCult разных категорий сделано уже достаточно много – наш иллюстрированный обзор придётся ограничить рамками основной тематики журнала.
Многолетний опыт и высокая квалификация сотрудников фирмы позволяют воссоздать в миниатюре не сохранившиеся до наших дней машины. Коллектив работает в лучших традициях классического моделизма, совмещая их с новейшими технологиями. Однако при надобности разработчики обходятся как в старые добрые времена и без средств автоматизированного проектирования. Результат работы всегда одинаков – модели отличаются высоким уровнем копийности и качества. Марка AutoCult заняла довольно прочные позиции среди производителей моделей ручной работы. Не в последнюю очередь успех обеспечило оптимальное соотношение цены и качества продукции, чему способствовали рациональные методы производства на Дальнем Востоке. Но главное – фирма предлагает действительно интересные модели, которые украсят витрину любого коллекционера. Прекрасная организация дела, выпуск строго лимитированных серий, состоящих всего из 333 моделей, тщательный отбор надёжных и ответственных партнёров – гарантия спроса и стабильных розничных цен. Многие модели прошлых выпусков можно сейчас купить разве что случайно, как правило, значительно дороже, чем они стоили изначально.
– Совместная работа немецких производителей серийных моделей из металла (Diecast) с китайскими предприятиями началась ещё в 1990-е годы. Логичным стало и развитие сотрудничества в сфере моделей ручной работы из смолы (Resine). В Западной Европе таких моделей уже вообще не делают – их производство стало давно нерентабельным, себестоимость продукции и отпускная цена слишком высоки. На мой взгляд, почти всё, что выпускалось в Германии, больше относилось к игрушкам, чем к коллекционным моделям. Я не могу судить, оптимальна ли концепция переноса производства в Китай в целом, однако наши партнёры воплощают наши идеи в хорошем качестве, по приемлемой цене, а главное – в короткие сроки! И это для нас очень важно.
– Я полагаю, что роль играют разные факторы. Мы энтузиасты, но с необходимой коммерческой жилкой. Мы придумали философию и последовательно реализуем её… Наша сфера деятельности, безусловно, связана с определённым риском, но успех в конечном итоге подтверждает, что наш путь правильный. Лично я уже более 25 лет работаю в отрасли игрушек и много чего повидал. Последние десять лет я часто задумываюсь о причинах того, почему почти все коллекционеры, розничные продавцы моделей и оптовики жалуются на трудности и утверждают, что всё стало хуже? В нашей отрасли появилось много новых концепций, но ни одна из них не базировалась исключительно на особенностях развития рынка. В погоне за повышением качества моделей промышленность редко учитывала другие факторы и зачастую отставала от желаний коллекционеров. По этой причине мы избрали свой путь. Модели не надо изобретать снова, они существуют уже давно. Но для их успешного развития необходимы свежие идеи.
Формирование вкуса
Модели AutoCult уже продаются в 25 странах мира, в том числе и в России. Все дистрибьюторы – солидные партнёры с отменной репутацией, многие из них специализируются на моделях премиум-класса. В автомузеях также можно найти в продаже «Автомобильный Культ» в миниатюре.
Учитывая вкусы коллекционеров всего мира, фирма предлагает модели автомобилей производства разных стран. В программе не только масштабные копии немецких, других западноевропейских и американских машин, но и автомобилей, например, из Японии, Чехословакии, Польши. Учитывая возросший интерес к AutoCult в России, есть надежда, что когда-нибудь мы увидим модели и наших автомобилей. Первый шаг уже сделан – к выпущенному в прошлом году набору из четырёх миниатюр «Путь к народной машине» прилагается книга с переводом исторического очерка на русском языке.
Об этом наборе стоит рассказать подробнее. Впервые AutoCult предложил коллекционерам четыре модели разных автомобилей в одном боксе. Три немецкие машины и одну чехословацкую связывает между собой то обстоятельство, что все они оказали влияние на дизайн и конструкцию легендарного автомобиля Volkswagen Käfer. Этакий эксперимент формирования вкуса коллекционера? Или всего лишь новое творческое направление создания тематических коллекций из машин разных марок? Появление набора вызвало любопытные дискуссии на различных автомодельных форумах. Большинству коллекционеров идея пришлась по душе. Разве только некоторые представители одной из самой многочисленной группы коллег, считающих свой интерес чем-то особенным, – коллекционеры моделей Mercedes-Benz, высказали радикальное возмущение. Им нужна только одна модель из комплекта, но они понимают, что по отдельности их делать новым тиражом не будут. Неважно, отдельная «машинка» или часть набора – каждой может быть только 333 экземпляра! Этому правилу фирма следует принципиально! Такие известные трюки для увеличения тиража, как разные варианты окраски или тамповки, равно как и выпуск специализированных модификаций AutoCult не практикует.
– Хорошо сказано… Да, наши модели для «гурманов» – людей, которые так же, как и мы серьёзно интересуются историей автомобилей. Невероятно, каким знанием предмета обладают некоторые коллекционеры, но мало кто из производителей учитывал это. Конечно, наш ассортимент не для «мейнстрима». Мы об этом и не помышляли. Как вы правильно заметили, не всем коллекционерам нужна очередная модель VW Käfer. Как я сказал, масштабные модели уже давно заняли место в нашей жизни, а автомобильная история состоит не только из ныне известных марок. Её частью являются также гениальные изобретения инженеров, конструкторов и дизайнеров… К сожалению, сейчас всё это расходится с интересами промышленности, многие автомобили прошлого забыты… Коллектив AutoCult поставил перед собой задачу рассказать эту «забытую» историю и воплотить её в миниатюре 3D.
– Мы с удовольствием бы занялись автомобильной историей России, но нам пока не хватает компетентности. Для этого нужны хорошие специалисты, которые бы нас консультировали – в какой-то степени мы зависим от идей наших клиентов-коллекционеров. Перевод текста на русский язык пока остаётся нашим первым опытом, мы благодарны вам за эту работу. Если найдутся энтузиасты, готовые переводить исторические справки на русский, мы с радостью продолжим инициативу. Когда публикуется информация на их родном языке, людям, несомненно, приятно. Мы уже заметили, что с введением в буклетах текстов на голландском, итальянском, а с недавних пор и на испанском языках, интерес к нашим моделям за рубежом вырос. Поскольку AutoCult является, вероятно, «самым маленьким» производителем серийных моделей, мы не имеем возможности печатать наши буклеты и книги исключительно на языке той страны, куда поставляются модели. Однако перевод на понятный многим английский язык мы публикуем всегда.
Любой каприз
Коллектив AutoCult работает и на сторонних заказчиков. За короткое время постоянными клиентами фирмы стали некоторые известные компании, модельные магазины (в том числе и при музеях) и торговые площадки в Германии, Австрии и Швейцарии: Daimler AG, Volkswagen AG, Ravensberger Handelskontor, Arwico AG, Austrian Car Collection, Fahr (T) raum Museum, Agrarmodell exklusiv, Modellautos Budig.
Заказы принимаются на выпуск эксклюзивных моделей серией не менее 300 штук в любом желаемом масштабе – обычно 1:43 и 1:18 (автомобили), и 1:32 (тракторы). Возможно изготовление моделей из металла в технологии Diecast, но в этом случае тираж заказчика должен быть крупнее. AutoCult сделает всё, что заказчик пожелает, начиная с исследования и анализа нужного продукта и кончая индивидуальной дизайнерской упаковкой для готовой эксклюзивной модели. Учитываются возможные индивидуальные желания, любой каприз клиента будет удовлетворён точно в установленные в договоре сроки. Качество гарантировано. Томас Рошман и его сотрудники клиента не подведут.
Остаётся надеяться, что в будущем фирма AutoCult получит и выполнит заказы из России, и коллекционеры смогут поставить на полку уникальные модели российских или советских автомобилей.
– В общем, мы можем создавать модели по заказу клиента, и мы это делаем. В конце концов не обязательно «всё» должно быть AutoCult – у наших клиентов есть идеи, которые они хотят реализовать, и мы помогаем им в этом. Важным для нас здесь является абсолютно корректное отношение к делу. Если заказчику не нужны дополнительные модели, то формы, разработанные для него, больше не используются. Мы соблюдаем это правило рынка строго, это важно и для коллекционеров. На фирму AutoCult можно положиться на все 100%. Наших заказчиков мы всегда держим в курсе дела, заботимся о своевременном и качественном исполнении подряда. В принципе мы не только торгуем моделями, прежде всего мы производители. Мы действительно умеем делать хорошие модели!
– Я благодарю Вас!!