Опубликовано: ГП 04-2010
Универсальный автопоезд «Тонар-9540»
Многосвалы наступают

Многозвенные самосвальные полуприцепы «Тонар»

Максим Шелепенков, фото автора

Менее года назад мы рассказали нашим читателям о необычном многозвенном самосвальном автопоезде «Тонар», созданном на одноименном подмосковном заводе. Тогда будущее подобных автопоездов выглядело весьма туманно и на скорое продолжение темы я даже не надеялся. Как оказалось, зря!

Разматывая клубки противоречий

Подведение первых итогов эксплуатации промышленной серии многозвенных самосвальных автопоездов, в том числе и после прошедшей зимы, стало поводом для собрания потребителей и эксплуатантов на выставочной площадке машиностроительного завода «Тонар» на 83-м километре Горьковского шоссе (трасса М7). Тут же демонстрировались новые модификации полуприцепов для перевозки сельскохозяйственных грузов, созданных на «Тонаре» в последнее время.

Почему сельскохозяйственных? К активной разработке этого направления «Тонар» сподвиг разразившейся кризис. Если до него предприятие делало ставки в основном на строительную технику, то сейчас наиболее перспективно выглядит именно рынок прицепной техники для перевозки различных сельскохозяйственных грузов. Но мало просто предложить такую технику на рынке, необходимо учитывать, в каких условиях она будет работать. Дело в том, что в деле развития приемных пунктов, весовых, хранилищ сельхозпродукции мы остановились где-то на уровне 1980-х годов, когда вся инфраструктура была рассчитана на машины типа ГАЗ или ЗИЛ, в лучшем случае КамАЗ. Но сегодня тарифные ставки на перевозку сельхозпродукции диктуют очень жесткие условия перевозчику – техника должна быть более производительной.

С развязывания этого клубка противоречий и начали на «Тонаре». Ездили, смотрели, оценивали, как работает инфраструктура приема и переработки сельхозпродукции в целом по стране, а потом стали предлагать свои комплексные решения.

Для разгрузки зерна в каждой секции имеется люк
Самосвальные секции сделаны с U-образным сечением кузова
Страховочное кольцо системы запоров открывающихся бортов
Полуприцепы оборудованы пневмоподвеской всех колес

В этом году «Тонар» отмечает свое 20-летие. Начиналось предприятие с производства различных прицепов к легковым автомобилям. В 1990 году выходцы с ЛиАЗа решили заняться самостоятельным бизнесом и выпускать востребованную народом продукцию («ТоНар» – ТОвары НАРоду). Известность компании принесли передвижные торговые ларьки, которые буквально заполонили Москву в начале 90-х. По подсчетам компании за все время было выпущено около 15 тыс. прицепных передвижных ларьков.

В 1996 году тонаровцы попробовали себя в производстве полуприцепов и начали с изотермических фургонов. Но высокая стоимость продукции в основном за счет импортных комплектующих, главным образом осей, мало способствовали конкурентоспособности таких полуприцепов. Тогда в Подмосковье решили выпускать собственные оси. Первые оси получились надежными, но очень тяжелыми (480 кг), тем не менее они позволили на их основе разработать целое семейство полуприцепов «Тонар» различного назначения (самосвальные, бортовые, контейнеровозы и т.д.). Сегодня на заводе для прицепного состава используют облегченные оси нового поколения (375 кг), а количество вариантов и модификаций прицепов и полуприцепов уже плохо поддается подсчету.

Многозвенное решение

Универсальный автопоезд «Тонар-9540» (на заставке) предназначен не только для сезонной перевозки зерна, но и щебня или песка в остальное время. Таково было требование заказчика. Конечно, универсальность автопоезда наложила свой отпечаток на конструкцию – прицепы получились очень тяжелыми, тем не менее их общая грузоподъемность 53 385 кг, а суммарная вместимость кузовов – 50 м3 (с «шапкой» – 54 м3). Разгрузка каждого бункера независимая, на любую сторону. Для разгрузки стройматериалов предусмотрены откидные борта с каждой стороны, а для разгрузки зерна люки. Стоимость – 2 400 000 руб.

Еще один универсальный самосвальный автопоезд «Тонар-9540» с открывающимися вбок секциями бортов позволяет перевозить не только навалочные сельскохозяйственные грузы, но и брать на борт 29 паллет. В данном случае заказчик намеревается при обратных пробегах автопоезда перевозить попутно европоддоны с удобрениями, таким образом исключая порожний пробег.

Многозвенный зерновоз «Тонар-95233» предназначен только для перевозки сельскохозяйственной продукции, при этом масса самих полуприцепов значительно снижена. В том числе уменьшена нагрузка на ССУ тягача, что позволяет использовать в сцепе с ним более легкие тягачи.

Четвертая показанная новинка не относится к многозвенным полуприцепам, но тоже достойна внимания – это полуприцеп-самосвал «Тонар-95234» для перевозки семечек на шасси типа Jumbo. Такое решение позволило довести объем самосвальных кузовов полуприцепа до 59,8 м3 при общей грузоподъемность 28 т. Разгрузка полуприцепа может осуществляется на две стороны. Стоимость семечковоза 1 700 000 рублей.

Универсальный самосвальный автопоезд «Тонар-9540». С правой стороны распашные двери для загрузки паллет…
Распашные двери позволяют устанавливать паллеты автопогрузчиком, а внутренние жесткие связи бортов (видны на снимке) предохраняют груз от нежелательного перемещения

Рассказы бывалых

А как автоперевозчики ездят с этими многозвенными полуприцепами по дорогам? На этот вопрос смогли ответить приглашенные на встречу профессионалы из Белгорода. У них на эксплуатационных испытаниях находится первый опытный образец многозвенного полуприцепа «Тонар-95233». За время испытаний, с июля прошлого года, он прошел уже 66 000 км. Белгородцы привели интересные данные: автопоезд полной массой 75 т за одну ходку тратит в среднем 48 л топлива на 100 км, перевозя при этом около 50 т груза.

На дорогах ГАИ останавливает многозвенные сцепки под предлогом, что нельзя без особого разрешения передвигаться по дорогам общего пользования автопоездам с двумя и более прицепами (полуприцепами). Поэтому проблемы, особенно в начальный период эксплуатации многозвенных прицепов, с госавтоинспекцией были. Пришлось перевозчикам защищать свои права на использование таких прицепов в суде. И суд их защитил, выдав постановление, что нарушений российского законодательства в такой эксплуатации нет. Теперь водители возят копии этого постановления с собой.

Чтобы в будущем у перевозчиков не возникало подобных проблем, завод «Тонар» нашел выход из этого положения: новое поколение сочлененных полуприцепов «Тонар-9540» оформлены в ПТС одной неразъемной сцепкой (единый VIN). Эксплуатировать по отдельности прицепы из этой сцепки уже нельзя, так как у них даже «мозги» тормозной системы Wabco настроены на всю сцепку в целом. Зато теперь многозвенный полуприцеп считается одним полуприцепом и не попадает под ограничительные постановления.

Зерновоз Тонар-95233
Для разгрузки зерна в приемники предусмотрены открывающиеся люки бортов

А чтобы не смущать дорожных инспекторов, бывалые эксплуатанты многозвенных автопоездов демонтируют опорные стойки на втором полуприцепе, наглядно демонстрируя, что расцепить сцепку действительно нельзя.

Высказали белгородцы и свое мнение по поводу устойчивости сочлененных полуприцепов на дорогах и маневренности в стесненных условиях. Все ждали зиму, чтобы посмотреть, как будут вести себя необычные автопоезда на заснеженных и скользких дорогах. Оказалось, что за счет дополнительного сочленения и небольших расстояний между тележками тягача и полуприцепов такой автопоезд меньше носит по дороге и все колеса даже в повороте идут почти след в след тягачу. Другими словами на зимней дороге он оказался более безопасным, чем обычная сцепка.

Маневренность в практических условиях тоже оказалась на высоте. Сначала, конечно, нужно приноровиться сдавать назад. Но потом, опять же за счет еще одной степени свободы, весь автопоезд можно построить дугой и таким образом сдавать назад, например, в узкий проезд на погрузку. Обычный автопоезд в таких условиях приходится сильно заламывать, что не всегда удается, особенно в узких пространствах с поворотом на 90°, а сочлененный при правильной изначальной позиции заходит в такой проезд по дуге как по рельсам.

Полуприцеп-самосвал «Тонар-95234»
Каждая секция кузова откидывается индивидуально

Необходимые изменения

В ближайшее время по итогам эксплуатации первых образцов в конструкцию многозвенных полуприцепов будет внесено несколько изменений. Практика показала, что второй полуприцеп в сцепке может иметь всего две оси вместо трех (объем кузова и полная масса полуприцепа позволяют это сделать), тем более если рассматривать всю сцепку как единое ТС, то согласно закону: если расстояние между крайними осями транспортного средства более 5 м, то максимальная нагрузка на оси может достигать 10 т (с односкатной ошиновкой – 9 т). Понятно, что на многозвенном полуприцепе расcтояние между крайними осями больше 5 м.

Будет изменена подъемная ось переднего полуприцепа – она окажется не первой, а последней. За счет этого улучшится управляемость и маневренность порожнего автопоезда.

Разработка и производство на МЗ «Тонар» многоосных многозвенных полуприцепов оказалось своевременной, если учесть, что вышло Постановление Правительства № 934*. Так, всего при 10%-ном перегрузе на ось автоперевозчику придется выложить за причиненный вред до 5000 рублей за каждые 100 км пройденного пути, а превышение полной массы ТС на 5 т обойдется «всего» в 240 рублей за каждые 100 км пути.

Задняя тележка «Тонар-95234» тоже на пневмоподвеске

Навязчивый сервис

Гарантия на продукцию МЗ «Тонар» сегодня составляет 36 месяцев без ограничения (!) пробега. Увеличить гарантийные сроки удалось за счет применения только проверенных по качеству комплектующих. В России сегодня действует 25 точек продажи техники и запасных частей и 58 центров по обслуживания прицепной техники этой марки от Пскова до Владивостока.

Технические характеристики многозвенных самосвальных полуприцепов «Тонар»
«Тонар-9540» зерновоз «Тонар-9540» для перевозки зерна, щебня, песка «Тонар-95233» зерновоз
Грузоподъемность, кг 53 385 46 750
Масса снаряженного автопоезда, кг 20 615 15 200
Полная масса, кг 74 000 61 950
Распределение полной массы автопоезда, кг:
  • на 1-ю тележку полуприцепа
  • на 2-ю тележку полуприцепа


20 000
27 000


20 000
27 000


22 000
24 000
Геометрическая вместимость, м3 Насыпная вместимость, м3 63.9 75 50
54
55 –
Размер шин 385/55 R22,5
Колеса 11,75х22,5
Особенности По левой стороне – разгрузочные люки для зерна, по правой – распашные двери для загрузки 29 паллет Открывающиеся борта на верхней навеске для разгрузки щебня и песка и люки для разгрузки зерна с двух сторон кузова Люки для разгрузки зерна с двух сторон кузова

Постановление 934*

В 1996 году тонаровцы попробовали себя в производстве полуприцепов и начали с изотермических фургонов. Но высокая стоимость продукции в основном за счет импортных комплектующих, главным образом осей, мало способствовали конкурентоспособности таких полуприцепов. Тогда в Подмосковье решили выпускать собственные оси. Первые оси получились надежными, но очень тяжелыми (480 кг), тем не менее они позволили на их основе разработать целое семейство полуприцепов «Тонар» различного назначения (самосвальные, бортовые, контейнеровозы и т.д.). Сегодня на заводе для прицепного состава используют облегченные оси нового поколения (375 кг), а количество вариантов и модификаций прицепов и полуприцепов уже плохо поддается подсчету.

Постановлением Правительства РФ № 934 от 16 ноября 2009 года «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ» определяются новые суммы внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам от перегруженного автомобиля. Теперь автоперевозчику при превышении предельно допустимой массы ТС за каждые 100 км пути придется доплачивать в казну государства следующие суммы.

Превышение полной массы свыше 5 т – 240 руб. на 100 км пути

Свыше 5 до 7 т – 285 руб.

Свыше 7 до 10 т – 395 руб.

Свыше 10 до 15 т – 550 руб.

Свыше 15 до 20 т – 760 руб.

Свыше 20 до 25 т – 1035 руб.

Свыше 25 до 30 т – 1365 руб.

Свыше 30 до 35 т – 1730 руб.

Свыше 35 до 40 т – 2155 руб.

Свыше 40 до 45 т – 2670 руб.

Свыше 45 до 50 т – 3255 руб.

Свыше 50 т – по отдельному – расчету

Размер вреда при повышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось ТС:

До 10 т – 925 руб. на 100 км пути (5260 руб. в период временных ограничений в связи природно-климатическими условиями)

Свыше 10 до 20 т – 1120 руб. – (7710 руб.)

Свыше 20 до 30 т – 2000 руб. – (10 960 руб.)

Свыше 30 до 40 т – 3125 руб. – (15 190 руб.)

Свыше 40 до 50 т – 4105 руб. – (21 260 руб.)

Свыше 50 до 60 т – 5215 руб. – (27 330 руб.)

Свыше 60 т – по отдельному – расчету

Комментировать ... >>