Шоу-показ современных машин и ретротехники DAF посвящённый 90-летию компании
В середине апреля 2018 года в Эйндховене (Нидерланды) DAF Trucks организовала для российских и иностранных журналистов тест-драйв своих машин. Показ был посвящён 90-летию компании. Сразу хочу оговориться, что юбилею DAF редакция посвятит отдельный материал в следующем номере. В этой же статье рассказывается о сегодняшних успехах компании и невероятно интересных машинах, представленных на заводском полигоне.
Такое шоу DAF Trucks устраивает не каждый год, а раз в 10 лет. Иногда это называют демонстрацией возможностей. Но в данном случае можно трактовать ещё шире: демонстрация современных успехов и возможностей прошлых лет. Ведь на тест-драйв были представлены не только самые современные машины, но и грузовая ретротехника DAF, начиная с 1950-х годов.
Технологии прошлого
За свою 90-летнюю историю компания DAF разработала множество инновационных транспортных решений, устанавливая новые стандарты эффективности, длительности непрерывной эксплуатации, экологичности, безопасности и комфорта водителя. Примеры включают технологии турбонаддува, которые компания DAF впервые предложила ещё в пятидесятые; турбонаддув с системой промежуточного охлаждения, запущенный DAF в начале семидесятых и не имевший аналогов в отрасли, и выпускаемые сегодня силовые агрегаты PACCAR MX-11 и MX-13, работающие в низком диапазоне оборотов и обеспечивающие передовые показатели топливной экономичности и исключительно низкий уровень шума автомобилей.
В 1951 году компания представила собственную кабину с закругленными углами и наклонной передней решёткой для улучшенной аэродинамики. Внедрение сиденья на подвеске позволило повысить уровень комфорта водителя. Однако самые передовые стандарты комфорта водителя были представлены с запуском DAF 2600 для международных грузоперевозок в 1962 году. В 1969 году компания DAF одной из первых представила наклонный механизм для моделей, в которых кабина располагается над двигателем, который значительно упростил доступ к двигателю для технического обслуживания.
В 1988 году внедрена концепция Space Cab, которой компания DAF задала новые стандарты размера и комфорта кабин для международных грузоперевозок. А вместе с кабиной Super SpaceCab, представленной в 1994 году, кабины DAF остаются эталоном комфорта водителя и просторности по сей день.
Современные успехи
DAF Trucks N. V. – это международная компания. И не только потому, что она входит в состав PACCAR Inc. Грузовые автомобили она производит в Нидерландах, Великобритании и Бразилии, а продукция DAF реализуется через 1100 независимых дилеров на пяти континентах. Однако любая компания сильна не только производством, но и уровнем сервисного обслуживания. И здесь у известного автопроизводителя тоже всё в порядке. Подразделения PACCAR Parts и PACCAR Financial предлагают для грузовых автомобилей DAF самые лучшие в отрасли услуги. Для поддержки автопарков компания использует в Европе службу технической помощи на дороге. Действует такая техническая помощь и в России. Международный центр технического обслуживания (ITS) и DAF Connect активно внедряют передовую систему управления автопарком, и те, кто принял её на вооружение, по достоинству оценили современные методики: экономия с одного грузовика может достигать 1300 евро в год.
Весной 2016 года DAF Trucks представила обновлённый развозной грузовик серии LF. Была проведена серьёзная работа по созданию идеального грузовика для современного города и мы подробно рассказывали об этом. Ровно через год – весной 2017 года – было представлено новое поколение грузовиков DAF серий CF и XF. Мы также об этом писали. Как говорят сами конструкторы компании: ничто не осталось без изменений. Была поставлена главная цель – добиться максимальной экономичности и экологичности. И она была достигнута.
Благодаря улучшенной работе системы климат-контроля удалось добиться экономии 0,2% топлива, улучшенная аэродинамика автомобиля сэкономила ещё 0,5%. А вот благодаря анализу и улучшенным алгоритмам автоматических систем грузовика и всего программного обеспечения удалось снизить расход топлива на 1,5%. Качественные улучшения в трансмиссии и задней оси позволили добиться 1,7% экономии. Но лучшие показатели были достигнуты благодаря двигателю и системе очистке выхлопа – 3,1%. Суммарно каждый грузовик DAF нового поколения расходует до 7% топлива меньше, экономия составляет 3000 евро в год.
И наконец, осенью 2017 года копания представила линейку специальной техники, предназначенной для эксплуатации в тяжёлых условиях. Она отличалась повышенной надёжность и максимальным сроком безотказной работы. Там тоже была существенная экономия – затраты на обслуживание таких машин снизились на 250 евро в год. Вес многих узлов снизился, силовой агрегат получил бóльшую мощность и лучший крутящий момент и конечно же отличный моторный тормоз.
Технологии будущего
При всём своём рациональном подходе конструкторы компании DAF Trucks всегда немного заглядывают в будущее, возможно, потому, что оно непосредственно связано с экономией и экологией. Как ближайшая перспектива, был предложен вариант использования в качестве моторного топлива – возобновляемые источники: растительное масло, животные жиры, биологический углеводород. Такое топливо не в конкуренции с производством продуктов питания, может использоваться на всех грузовиках DAF нового поколения, для этого не требуются какие-либо доработки топливной системы и нет влияния на обслуживание. А самое главное – выбросы CO2 при использовании возобновляемых источников снижаются на 80%.
Другая альтернатива – электричество. Однако и здесь конструкторы DAF Trucks отличились. Они не пошли по безумному пути полной электрификации грузовика, а создали два седельных тягача с гибридными схемами.
Первый инновационный грузовик – DAF Convenient – стал результатом проекта, выполненного в 2016 году при поддержке Европейской комиссии, с целью развития транспортных решений, способных в перспективе привести к значительному снижению расхода топлива. Это грузовик с параллельным гибридным приводом оснащён ДВС PACCAR MX-11 (320 кВт) и электромотором мощностью 120 кВт. На борту кроме традиционного топлива есть литий-ионные аккумуляторы общей энергоёмкостью 9 кВт∙ч. На сегодня это приоритет максимальной топливной экономичности (4–6%), так как у тягача имеется возможность движения только на электрической тяге. Правда, запас хода невелик – 3–6 км в зависимости от массы автопоезда, потом придётся включать ДВС и восполнять электроэнергию. Обычно этого достаточно, для того чтобы въехать и выехать из центрального района города, доставив грузы по назначению. При этом соблюдаются все, даже самые жёсткие городские требования.
DAF Convenient умеет анализировать предстоящий участок дороги и подбирает оптимальные параметры работы силового агрегата, снижая таким образом объём выбросов дизельного двигателя. А для достижения максимальной общей эффективности задняя ось оснащена системой регулирования уровня масла в картере. Для достижения наилучших аэродинамических показателей на основании ожидаемой нагрузки на автомобиль, а также на основании GPS-данных о положении автомобиля, пластины решётки радиатора могут закрываться автоматически.
Второй инновационный грузовик – DAF XF EcoChamps – конструкторы назвали очередным шагом в гибридизацию. Ecochamps – это инициатива, осуществляемая при поддержке Европейской комиссии, в работе над которой 26 ведущих компаний и научно-исследовательских институтов автомобилестроения, под предводительством DAF Trucks, ищут возможные пути, чтобы сделать гибридные и электрические силовые агрегаты эффективными, компактными, лёгкими, надёжными и помимо прочего коммерчески выгодными для покупателей. Для решения этой задачи в грузовике используются компоненты, применяемые в сегменте легковых автомобилей. Примеры включают электромотор мощностью 90 кВт, представляющий собой аналог двигателей, используемых в легковых автомобилях, и обеспечивающий удешевление за счёт меньшего объёма, элементы питания и преобразователь постоянного тока, который заменяет традиционный генератор и преобразует номинальное напряжение 300 В высоковольтного аккумулятора в стандартные 24 В.
Этот автомобиль оснащён насосом усилителя рулевого управления с электроприводом. Такое решение отличается исключительно высокой эффективностью и позволяет полностью отключать дизель во время движения по шоссе.
В грузовике DAF Ecochamps применяется технология рекуперации энергии торможения и используется тепло отработавших газов для восстановления заряда аккумуляторов. Если в грузовике DAF Convenient стоит баснословно дорогая АКП с возможностью использования электропривода, то в DAF EcoChamps, как я понял, используется обычная АКП, которая становится гибридной благодаря дополнительному энергоблоку, в результате увеличения стоимости КП составляет не более 10%, а эффективность трансмиссии увеличивается на 20%.
Да, ещё один интересный факт: в этой машине установлена система «старт-стоп», которую чаще используют на легковых машинах и почти никогда на грузовиках.