Двухзвенный самосвальный автопоезд «Тонар 95400» и карьерный 3-осный самосвал «Тонар 4525»
Затяжная весна своими сюрпризами перечёркивала презентационные графики многих дилеров и производителей. Знакомство с новинками весь март проходил в режиме министерской госприёмки накануне квартального аврала. То ледяной дождь, то снег, то вьюга… Хоть валенки с фуфайкой надевай!
Потом что-то переменилось в небесной канцелярии. Заводу «Тонар» из подмосковного Орехово-Зуево погода явно благоволила. Солнце вмиг растопило сугробы. Смежники, заказчики и журналисты прыгали через лужи, не ожидая, что презентация будет проходить не в офисе, а в производственных условиях.
«Тонар» куёт новинки едва ли не ежеквартально. Начав в 1990-х с легковых прицепов и киосков под лозунгом «ТОвары НАРоду!» на сегодняшний день заводчане раскрутили маховик производства до индустриальных масштабов. После освоения широчайшей гаммы полуприцепов, тягачей и самосвалов бренд «Тонар» избавился от флёра копеечной ширпотребности. Серьёзное предприятие должно делать серьёзную технику. «Тонар» становится разменной тонной в автомобильной отрасли.
Наращивая борт
Двухзвенный самосвальный автопоезд «Тонар 95400» является дальнейшим развитием многозвенных сочленённых полуприцепов. Самосвальные автопоезда с каждым годом становятся всё более узкоспециализированными, что накладывает отпечаток на их конструкцию. Боковая разгрузка в полуприцепах позволяет стандартизировать процесс загрузки без дополнительных манёвров с подачей в забой, разгрузку на отвале с обязательным отцеплением одного из прицепов, работать в ограниченном по высоте пространстве и механизацию разгрузки из кабины.
«Тонар 95400» рассчитан на перевозку крупнодисперсных мелкокусковых сыпучих грузов (щебень, песок) на обустроенных дорогах с минимальными перепадами высот. Борта с развитой силовой футеровкой рассчитаны на высокую удельную плотность перевозимого груза, однако отсутствие подогрева не позволяет транспортировать пластичные массы, например глину, о чём предупреждает надпись на передней стенке кузова.
Грузоподъёмность новинки возросла почти до 100 т, а полная допустимая масса зашкаливает за 120 т. Автопоезда с такой массой и длиной ограничены в передвижении по дорогам общего пользования, что может служить даже достоинством – в глуши обычно технологические дороги содержатся в лучшем состоянии, нежели федеральные и муниципальные трассы. Заказывают подобные многозвенники, как правило, рачительные эксплуатанты: например, монгольские и казахские рудники с ограниченными залежами и короткими циклами выработки, где эксплуатация крупнотоннажных БелАЗов потребовала бы дорогостоящих вложений в дорожную инфраструктуру и парковое хозяйство.
При таком не самом массовом производстве и специфической эксплуатации между поставщиком и потребителем существует стабильная обратная связь. Это даёт возможность оперативно устранить недоработки конструкции и задать необходимые характеристики для следующего заказа. Так, с каждой новой моделью возрастала грузоподъёмность техники. Одни из первых версий сцепки могли взять на борт 45 или 48 т, затем был преодолён рубеж 53 т, в 2012 году производитель заявил о превышении 65 т. Сейчас была представлена 95-тонная сцепка. «Тонар» уже «по умолчанию» может решить логистические задачи, предлагая к полуприцепам собственные тягачи.
Грузоподъёмность автопоезда, кг | 95 700 |
Полная масса автопоезда, кг | 123 700 |
Снаряжённая масса автопоезда, кг | 28 000 |
Распределение полной массы, кг
|
28 000 50 000 45 700 |
Вместимость кузовов, м3 | 63,8 (26,5+37,3) |
Шины | 12.00R24 |
Количество осей/ колёс | 6/24 (+1 запасное) |
Карьерный современник
Вторая представленная новинка – карьерный 3-осный самосвал «Тонар 4525» грузоподъёмностью 45 т (или 50 т американских «коротких тонн») – выглядит более знаковой, поскольку автомобилей такого класса отечественная промышленность не выпускала.
Он представляет собой аналог нового китайского самосвала Shacman STL3501 (Shaanxi) и выполнен по классической схеме (двигатель спереди, жёсткая рама, карданная передача, привод 6х4).
По характеристикам «Тонар 4525» занимает промежуточное место между шарнирно-сочленёнными самосвалами ADT и карьерными самосвалами.
Габаритные размеры, мм | 8620х3000х3793 |
Полная масса, кг | 67 000 |
Грузоподъёмность, кг | 45 000 |
Двигатель:
|
Weichai WD 12.375, турбодизель, I-6 11 596 375 1500 |
Коробка передач
|
Fuller 9JSD180, механическая 9/1 |
Передаточное число главной передачи | 12,87 |
Вместимость топливного бака, л | 360 |
Гидроцилиндр кузова | Penta HFC4280.149.3 |
Рулевое управление | ZF с ГУР |
Колёсная формула | 6х4 |
Передний мост | HanDe 13T |
Задний мост | HanDe 25T |
Шины | 14.00-24NHS |
Максимальная скорость, км/ч | 41 |
Двухосная задняя тележка в условиях карьера даёт больший показатель коэффициента сцепной массы (0,7), нежели у автомобилей с колёсной формулой 4х2. К этому стоит добавить лучшее тормозное сопротивление на рудных спусках в карьерах и обледенелых технологических дорогах – типичной среде обитания для такой техники.
Кабина внутри просторная и без изысков. Панель приборов без каких-либо необычных блокировок и прочей экзотики, как у шарнирно-сочленённых самосвалов ADT.
Кузов без развитой силовой футеровки изготовлен из стали 09ГС2 и рассчитан под сыпучие мелкокусковые грузы. Толщина стенок 6 мм, днища – 12 мм. Машина в стандартной комплектации оборудована карьерными шинами Advance серии E-3c. Подобная комплектация ориентирована на строительные и индустриальные цели (транспортировка предварительно измельчённой породы на плече не более 30 км) и работу в карьерах с непостоянными объёмами выработки.