Опубликовано: ГП 06-2018
Электрическое окно в Европу

Электробусы на междугородный маршрутах компании FlixBus

Станислав Кирилец (Stanislav Kirilets, Германия)
Фото electrive.net, news.cn, VDL Bus & Coach, ÜSTRA, SWB

Без особой помпезности началась недавно во Франции новая эра междугородных пассажирских перевозок по автострадам – электрическая.

Презентация во Франции

Немецкая компания пассажирских перевозок FlixMobility GmbH, известная в странах Евросоюза под маркой FlixBus, открыла 10 апреля 2018 года первый в мире опытный междугородный маршрут электрических автобусов. Две машины вышли на линию Париж – Амьен протяжённостью в 150 км. Решение открыть маршрут во Франции обусловлено наличием на отправных пунктах станций подзарядки аккумуляторов, хотя запас хода машин – до 200 км. В Амьене построили собственный пункт подзарядки, а в Париже электробусы используют расположенную в нескольких километрах от автовокзала Ля Дефанс станцию фирмы B.E. Green – дочернего предприятия компании пассажирских перевозок Dominique. Отправка машин происходит одновременно с обоих конечных пунктов маршрута, расчётное время пути – от трёх до четырёх часов. В выходные и праздничные дни, а также в период отпусков планируется по два рейса в день. Билет в одну сторону стоит 7 евро – столько же, как и на обычном автобусе. Управляющий директор французского отделения FlixBus Иван Лефран-Морен подчеркнул значение мировой премьеры: «До сих пор никто ещё не пустил автобусы со 100% электрическим приводом на такую дистанцию. Мы – первые»!

Автобус [b]Yutong ICe[/b] в типичном зелёном фирменном цвете компании Flixbus у подножья Эйфелевой башни

Презентация электробусов прошла на берегу Сенны рядом с Эйфелевой башней. Машины приобрели в Китае! Поскольку в Европе серийное производство таких автобусов ещё не освоено, FlixBus заказал для опытного маршрута во Франции два электробуса Yutong ICe 12m на 49 мест каждый. Они оснащены литий-ионными аккумуляторами китайского производства ёмкостью 250 кВ∙ч и способны развивать скорость 100 км/ч.

В проекте участвует предприятие B.E. Green: оно обучило водителей и оплатило два первых лайнера. Отметим, что электробусы Yutong выполнены по критериям экономического класса – спартанский интерьер, стандартные сиденья, отсутствие туалета и других удобств. Ради снижения расходов пришлось пойти на компромисс. Каждая машина обошлась в 400 тыс. евро, что на 30% дороже обычных дизельных автобусов, но значительно дешевле, чем предполагаемая стоимость электрических машин европейских фирм… да и нет пока таковых на рынке.

Компания B.E. Green занимается перевозками на электрических автобусах уже восемь лет, правда, до нынешнего времени задействованы были только микроавтобусы на коротких маршрутах. Партнёрство с крупнейшим в Европе междугородным пассажирским перевозчиком FlixBus должно её вывести на новый уровень.

Незамысловатая панель экономкласса
Спартанский интерьер

Скоро и в Германии

В Германии предприятие откроет аналогичную линию не ранее лета этого года, как только будут построены станции подзарядки и завершены все бюрократические процедуры. Генеральный директор FlixMobility Штефан Тонч объявил недавно, что первые электробусы будут курсировать между Франкфуртом-на-Майне и Мангеймом с промежуточными остановками в других населённых пунктах – протяжённость маршрута составит всего лишь 110 км.

Для Германии приобретут также китайские 40-местные 12-метровые машины, но другой марки – BYD C9 ebus производства завода BYD Company Ltd. Их максимальная скорость – 90 км/ч, запас хода на одной зарядке – 200 км. FlixBus надеется на их рентабельность, по расчётам компании, расходы на энергию и обслуживание электрических лайнеров будут значительно ниже, чем дизельных.

Литий-ионные аккумуляторы расположены в задней части автобуса

Аббревиатура BYD расшифровывается Build Your Dreams – «Постройте свои мечты». Компания начала серийное производство электрических городских автобусов в 2010 году, а в начале 2015 года впервые в мире представила междугородные и туристские электробусы (см. «Когнитивные омнибусы», «ГП» №10, 2014 г.). В настоящее время она является мировым лидером в этом сегменте и недавно ввела в строй сборочные участки в Венгрии и Марокко.

Основательно изучив все имеющиеся возможности, руководство компании FlixBus пришло к выводу, что в настоящее время Yutong и BYD являются единственными производителями электробусов, способными удовлетворить минимальные требования европейских междугородных перевозчиков по адекватной цене. Руководство FlixBus надеется, что их инициатива послужит сигналом и для европейских производителей, и ожидает в скором времени дальнейшее развитие технологий и понижение стоимости. «Следующее поколение электробусов должно иметь запас хода на одной подзарядке не менее 400–500 км», – резюмирует Штефан Тонч.

Силовые блоки управления – в корме

Перспективы

В сегменте городских перевозок в Германии пока наблюдается аналогичная картина, но грядут перемены. Компания Daimler AG обещает начать производство электробуса Citaro E-Cell только к концу 2018 года, однако руководитель отделения Daimler Buses Хартмут Шик самоуверенно заявляет: «Именно мы начнём конкретно эпоху электромобильности». Вероятно, оптимизм ему внушает решение, принятое в феврале этого года правительством ФРГ, выделить из бюджета очередную субсидию на развитие экологического общественного автотранспорта – 1 миллиард евро. В программу финансовой помощи включены 45 городов Германии. Заметим, что в планах концерна MAN начало серийного производства альтернативных автобусов отодвинулось на 2020 год.

[b]BYD ebus 12[/b] в Бонне – один из первых электробусов в Германии, 2013 г.

Пока же дальше опытной эксплуатации дело не идёт. Единичные экземпляры электробусов всё ещё тестируют. С 2014–2015 годов на линиях в Берлине, Брауншвейге, Дрездене, Обернхаузене, Ганновере, Мангейме, Дюссельдорфе, Нюрнберге, Фюрте испытывают польские машины Solaris. С 2016 года в Кёльне в тестовом режиме работают восемь голландских сочленённых электробусов VDL Citea SLFA Electric, пять аналогичных VDL – в Мюнстере, 13 машин поступят в Оснабрюк. Шесть электробусов Sileo S 12 производства совместного немецко-турецкого предприятия Bozankya перевозят пассажиров в Бонне, такие же испытывают и в Ахене – их заказали 14 штук. Кроме того, в Бонне в опытной эксплуатации с 2011 года находился один китайский электробус BYD e-bus 12. Город стал одним из первых в Германии, решивший провести эксперимент. Через три года в Бонне появился и голландский EBUSCO Electric Citybus. Две такие же машины приобрёл на пробу Мюнхен. В Гамбурге успешно работают три электробуса Solaris Urbino 12 electric и два бельгийских VanHool EquiCity, городские власти планируют ввести в эксплуатацию 60 плановых машин только с 2019 года. Появились «первые ласточки» и в других городах страны, но практически все они иностранного производства…

[b]Solaris Urbino 12 electric[/b] тестируют в Ганновере

Благодаря финансовой поддержке альтернативный городской транспорт постепенно становится реальностью во многих странах Евросоюза. Германия в лидерах не числится. Относительного успеха добились Нидерланды – в Амстердаме эксплуатируется 100 электробусов, в Эйндховене – 43. Между тем только в одном китайском городе Шэньчжэнь в конце прошлого года на линии уже работали 16 369 городских электрических автобусов!

Междугородные автобусные перевозки под субсидии не попадают, поэтому в этом сегменте европейские производители особого рвения не проявляют. Скептики и критики «зелёной революции» опасаются, что популистский призыв многих европейских политиков к переходу на альтернативный экологический автотранспорт открыл «окно в Европу» китайским производителям. Последние события говорят о том, что их опасения справедливы.

Голландский сочленённый электрический автобус [b]VDL Citea SLFA Electric[/b] для немецкого города Оснабрюк
Комментировать ... >>
Loading...