Исторический обзор автотранспорта Албании
Албания – недооценённая исследователями и туристами страна. Здесь ещё возможно копать историю и делать открытия. Но нужно торопитьтся, так как албанцы стыдливо и в спешке избавляются от своего прошлого.
Адрес автозавода в Тиране мне не помог в поисках. Его просто нет! На месте цехов стоят торговые центры с бойкой торговлей контрафактными товарами.
В надежде найти фотографии с видами транспорта Албании пришлось ехать в крупнейший музейный комплекс страны музей-бункер BunkArt. Только в этом месте сегодня можно найти свидетельства недавней жизни страны.
Скандал в бункере
Недалеко от центра Тираны в нагорной части города под сенью раскидистых деревьев спрятался один из скрытых от посторонних глаз бункеров Энвера Ходжи. Фотографии туристов свидетельствовали о наличии в нём автомобилей советского и китайского производства середины прошлого столетия. На высокой горе, покрытой зеленью, между домами и магазинчиками расположен этот неприметный бетонный туннель – это и есть въезд в бункер. Он связывает городскую часть Тираны с военным городком, где находится большой комплекс строений разного назначения и главная его часть – вход в подземный лабиринт. Где-то тут должны были быть экспонаты…
Не обнаружив старых машин на площади перед входом в подземелье, я как бывалый турист закатил истерику: где же они, обещанные ретроавто? Где вообще ЗИС-110, подаренный Сталиным?
На мой скандал сбежался весь персонал – прежде скучающие экскурсоводы и зевающие охранники. Из этой любопытной толпы ко мне, как на расстрел, вытолкнули мужчину средних лет. Он когда-то изучал в школе русский язык…
Он действительно владел минимальным набором простых слов и парой фраз. Общение напоминало скорее анекдот, поскольку слова «Авто», «Ауто», «Отомобиль», «Кар», «Ретро» ему вообще ни о чём не говорили, пока не прозвучало «ЗИС, Сталин»! О-о-о! Меня наконец-то поняли!
Этот дядька, исправляя свой «плохой русский языка», яростно жестикулировал пальцами: подаренный Сталиным ЗИС-110 убрали на какую-то тайную реставрацию и это было уже давно… Туда же, в мифический ремонт (он ещё усерднее стал помогать себе руками), отправили и военный китайский джип Beijing BJ 212…
Музейная албанская интеллигенция явно отказывалась меня понимать: зачем мне далась история их страны? Хотя эти машины должны были тут стоять для понимания хотя бы того, на чём передвигался Ходжа и его военизированная свита.
Они так и не поняли запросы настырного русского исследователя, приехавшего с родины Толстого, Пушкина и Достоевского в поисках самобытных артефактов истории. Мне обещали показать «народные автомобили», а это главным образом те, которые перевозили заключённых. Но даже вместо них я увидел лишь остов кабины и кунга китайской копии ЗИС-151 в одной из музейных комнат.
Подземная столица
Вероятно, вся Тирана изрезана подземными туннелями и катакомбами. Легенда о них бродит по стране уже 50 лет и неистребима, хотя ей имеются наглядные подтверждения – во многих районах остались входы в доты и туннельные сооружения. Отправной точкой является ныне музеи BunkArt 1 и BunkArt 2. Первый расположен в самом центре города, а второй в лесном массиве на горе.
На фоне главной идеи о демонстрации тяжёлой судьбы страны в годы коммунизма, на стендах сохранились фотографии с улиц и проспектов городов. Фотографиям и фотоаппаратам в музее посвящена целая экспозиция, где подчеркнуто всё зло, которое в тоталитарном обществе испытывали люди от этого невинного изобретения эпохи. Фотоаппарат в тоталитарном обществе – только средство обличения.
Трудно недооценить работу спецслужб в авторитарном государстве, коей Албания была в 1944–1991 гг. Албанская спецслужба и тайная политическая полиция Сигурими даже в период коммунистического загнивания и голода в городах пользовалась услугами активистов: стукачи, наушники и соглядатаи ради шпионского ража покупали дорогую цветную (SIC!) фотоплёнку ORWO и AGFA с зарплаты. Понять сей энтузиазм трудно – ведь они стучали за свой счёт!
Тиран в Тиране
Тысячи фотоплёнок с лицами людей, их передвижением по улицам и домам было отснято, и они ещё хранятся. Большое впечатление произвёл истукан, обмотанный лентами репортёрских фотоплёнок со съездов, собраний, симпозиумов и анонимной слежки Сигурими. Идея отсканировать их в короткой командировке без оборудования и друзей – нереализуемая мечта. Хранители не разрешат.
Старые фото уже свернулись от толстого слоя клея в рулоны и свидетельствуют, что до установления коммунистического курса, в стране работало небольшое число итальянских автобусов, на смену которым с конца 1940-х годов начали поступать советские и венгерские машины, а позже китайские и чехословацкие. Местпром формировался на основе советских и китайских технологий, но он никак не отражен в книгах, статьях и экспозициях.
Покидая Албанию, я думал о том, что её бывший вождь Энвер Ходжа хотел сделать родину, непохожую на окружающие страны. Его верноподданные принимали присяги, клялись, преклонялись, но после его смерти сделали всё, чтобы забыть о служении ему и быстро закопали его тело в землю и стирают из памяти историю рабского унижения перед властью тирана. Такова участь властителей в Тиране.
Албания в подшивках
В Москве и её многочисленных архивах сохранились разные газеты и журналы, где среди многочисленной официальной хроники попадаются и интересные кадры.
В архиве Российской государственной библиотеки (РГБ) оказались подшивки журнала «Новая Албания», издававшегося в Тиране с конца 1940-х до начала 1970-х годов. В 1960-х цензура СССР и Югославии запретила их хождение, выделив им место в спецхранах и особых отделах. В них-то я и рассчитывал больше узнать о транспорте Албании.
Если с конца 1940-х годов хроника содержит подробные цифры о росте парка техники, главным образом за счёт её поставки из СССР, то к концу 1950-х годов всё сводится к пространным очеркам об искусстве Албании средних веков и кажущихся сегодня глупыми проектах одиозного Энвера Ходжа. С конца 1940-х годов страна формировалась при непосредственном участии СССР. Морские суда с тракторами и машинами, станками и инженерами то и дело прибывали в порт Дуррес. Например, в 1949 г. получено 227 грузовиков ЗИС с прицепами, 2587 автопокрышек, 16 вагонов. В том же году все машино-тракторные станции страны имели только 167 тракторов и 3481 земледельческую машину. Темпы развития автомобильного транспорта даже несмотря на техническую помощь СССР, а потом и Китая до середины 1990-х годов оставались на скромном уровне.
В 1950-х годах столичный автобусный парк получил советские ЗИС-155. Затем городские и пригородные автобусы закупали в Чехословакии. В 1961 году в Албанию успели поставить несколько УАЗ-452 и несколько сотен ГАЗ-69, но после размежевания из-за признания культа личности Сталина замену нашли в виде Beijing BJ 212. О начале собственного производства автобусного транспорта в журналах материалов нет. И это очень странно. Ведь по материалоёмкости они сложнее легковых автомобилей, а собственным производством автобусов и грузовиков пропаганда соцстран гордилась, поскольку автомобилестроение является признаком развитости наукоёмких отраслей, о которых так гордо писали в албанских журналах.