Американские эвакуаторы Jerr-Dan MPL-40 и MPL-320 на отечественных шасси от компании «Сарус»
Россию часто сравнивают с США по дорожным просторам, климату и доминирующей роли автомобильного транспорта в грузоперевозках. Но, несмотря на всё это, гораздо большее распространение на наших просторах получила европейская и азиатская техника. Это не означает, что россияне не любят американские траки – просто предложение по новым заокеанским грузовикам и спецтехнике в РФ практически отсутствует.
Игнорирование российского рынка большинством заокеанских производителей коммерческих и специализированных автомобилей не поддаётся рациональному объяснению, ибо американские тягачи пользуются любовью и уважением среди отечественных перевозчиков. Если бы не ужесточение техрегламента и не повышение ввозных пошлин, подержанные капотные «Фрейтлайнеры», «Интернэшнелы» и «Вольво» продолжали бы поступать на наши просторы из-за океана.
Необычная адаптация
Есть и положительные примеры работы американских корпораций, официально представленных на российском рынке: в легковом сегменте первые строчки в продажах занимает продукция General Motors и Ford, в спецтехнике сильны позиции Caterpillar, в силовых агрегатах – Cummins и Allison, а в грузовиках... никого.
Было бы несправедливо говорить, что российская или американская стороны не делают попытки в данном направлении (вспомним пример питерского «Гудвила» или премьеру сертифицированного тягача International ProStar) на COMTRANS’13, но успехов на этом поприще пока никто не добился. Пример компании Navistar International показывает, что адаптировать американскую технику под требования российского техрегламента накладно и под силу только самому автопроизводителю, ведь нужно не просто сменить светотехнику, а дорабатывать конструкцию ТС под российские нормы безопасности. Простым дилерам-частникам подобные операции не под силу, и изредка демонстрируемые ими экзотические американские грузовики с уникальными спецнадстройками так и останутся экзотикой… Если только какой-нибудь российской компании не придёт в голову адаптировать и установить востребованные заокеанские спецнадстройки на привычные россиянам грузовые шасси.
Именно так поступила нижегородская фирма «Сарус», совместившая популярное в США эвакуаторное оборудование марки Jerr-Dan с шасси недорогих и проверенных грузовиков ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, «Урал» и КрАЗ. А на COMTRANS’13 другой нижегородский производитель спецтехники, компания «САМРТЕКО», объявил о начале работы в аналогичном направлении, представив автоэвакуатор Jerr-Dan на азиатском шасси Isuzu NPR 75.
Военные технологии для мирных целей
В США объяснять, что такое Jerr-Dan, не нужно, а вот на другой стороне земного шара об этой компании практически никто не слышал. Итак, Jerr-Dan – это производитель эвакуаторов и спасательной техники, входящий в милитаризированную корпорацию Oshkosh. Последняя известна всему миру своими специализированными транспортными средствами для армий США и НАТО. Но производство военной техники – лишь часть огромного бизнеса корпорации Oshkosh. Её подразделения выпускают пожарные и спасательные машины, строительную и дорожно-ремонтную технику, машины для нефтегазового сектора и многое другое. И вся эта техника проектируется и изготовляется с применением технологий из передовой военной сферы.
Зачем, скажет читатель, перечисленной спецтехнике усложняющие и удорожающие её конструкцию военные технологии. Дело в том, что армии тоже требуются различные транспортировщики, эвакуаторы, дорожная и строительная техника, к которой в вооружённых силах предъявляются гораздо более жёсткие требования по надёжности, производительности и эффективности, чем «на гражданке». А кроме того, слабое развитие железнодорожных и водных путей сообщения делает автомобильные дороги главными транспортными артериями Америки, и их непрерывная проходимость – вопрос национальной безопасности. Соответственно и с ДТП в США разбираются максимально оперативно. Этому способствует и местное законодательство, и чёткая работа ответственных служб. Не последнюю роль в деле ускорения ликвидации последствий ДТП играет специальная техника. Моментальная эвакуация пострадавших ТС производится многофункциональной спецтехникой, конструктивно рассчитанной на эффективное выполнение работы при любых ДТП.
Так уж сложилось, что в России распространение получили автоэвакуаторы европейского типа. От эвакуаторов, рождённых на просторах Северной Америки, «европейцы» отличаются урезанным функционалом, отсутствием разнообразного вспомогательного оборудования и невыразительным дизайном. Для Европы этого вполне достаточно, так как на их образцовых дорогах в 99% случаев для эвакуации транспортных средств будет достаточно грузовика с металлической платформой и тросовой лебёдкой.
На необъятных просторах Северной Америки дороги и автоэвакуаторы совсем другие: тот же стандартный эвакуатор в США обязательно оснащают поворотным кронштейном с поперечной лебёдкой (для вытаскивания ТС из кюветов), боковыми аутригерами (упорами), задним захватом для эвакуации второго ТС методом частичной погрузки (ведь в ДТП, как правило, участвует два ТС), широким набором специнструмента и спецоборудования, облегчающего процесс эвакуации. Америка в этом плане гораздо ближе к России, а потому там издавна делают эвакуационную технику, приспособленную ко всем дорожным «сюрпризам».
Надстройка американская, шасси наше
Первой совместной продукцией российской и американской компаний осенью 2012 года стал компактный эвакуатор с функцией частичной погрузки Jerr-Dan MPL-40, установленный компанией «Сарус» на короткобазное шасси ГАЗ-33106 «Валдай». В США аналогичную надстройку монтируют на шасси крупных пикапов, посредством которых дорожная полиция эвакуирует неправильно припаркованные авто. Благодаря компактным габаритным размерам эвакуатора и широкой автоматизации процесса, эвакуация осуществляется в два счёта. Спецмашина под любым углом подъезжает к передним или задним колёсам автонарушителя, при помощи поворотной Т-образной балки и откидных Г-образных скоб фиксирует ТС за колёса и извлекает его даже из плотно припаркованного ряда машин. И всё это осуществляет водитель эвакуатора в одиночку, даже не покидая кабины. Если колёса эвакуируемого авто заблокированы, на это случай Jerr-Dan MPL-40 комплектуют быстроустанавливаемой подкатной тележкой, которую водитель эвакуатора без труда установит в одиночку.
MPL-40 предназначен для перемещения легкового, мало- и среднетоннажного автотранспорта массой до 6 т путём зацепления колёс передней или задней оси эвакуируемого ТС при помощи универсальной балки. На конце Т-образной балки установлен поперечный механизм, способный отклоняться на угол до 180о. Интересной особенностью MPL-40 является выдвижная телескопическая стрела грузоподъёмностью 3,6 т с двумя тросами.
В отличие от своих американских коллег, оператор эвакуатора MPL-40 на базе «Валдая» не сумеет произвести все эвакуационные операции непосредственно из кабины спецмашины. Руководствуясь элементарными требованиями безопасности, ему придется покинуть кабину, чтобы зафиксировать колёса эвакуируемого ТС на подъёмной балке специальными крепёжными трапами. Оператору нужно вплотную подъехать задней частью эвакуатора к предполагаемой «жертве» и уже с заднего пульта управления производить зацепление ТС и его фиксацию. Риск повреждения эвакуируемого ТС в таком случае значительно снижается, и умень-шается вероятность того, что, приподняв машину за колёса и не зафиксировав её, такая небезопасная сцепка отправится в путь.
Аналогичный эвакуатор, но рассчитанный на эвакуацию более тяжёлых ТС, компания «Сарус» смонтировала на компактном шасси седельного тягача МАЗ-5440. По сути, эта спецмашина с оборудованием Jerr-Dan MPL-320 является самым компактным автоэвакуатором с возможностью буксировки автопоездов массой до 16 т.
Чтобы разместить установку массой 3,6 т на короткое шасси седельного тягача, за основу был взят вариант МАЗа с самой короткой «дневной» кабиной. Кроме того, у тягача была изменена форма и расположение топливного бака, доработана конфигурация выхлопной системы и перенесён фильтр воздухозаборника.
MPL-320 предназначен для перемещения средне- и крупнотоннажного автотранспорта (грузовики, автобусы, спецтехника) массой до 16 т путём зацепления колёс передней или задней оси эвакуируемого ТС при помощи универсальной балки грузоподъёмностью 5 т. При невозможности зацепления за колёса спецмашина снабжается комплектом универсальных вильчатых захватов для зацепления за переднюю или заднюю балку эвакуируемого ТС, а также рессорными подъёмными приспособлениями. Jerr-Dan MPL-320 дополнительно снабжён выдвижной подъёмной тросовой стрелой грузоподъёмностью 6,5–14,5 т в зависимости от вылета. Сдвоенная лебёдка с планетарной зубчатой передачей, установленная в основании стрелы, развивает тяговое усилие до 7 т. Длина троса – 46 м.
Затруднения при эвакуации могут возникнуть в двух ситуациях: если автомобиль нужно эвакуировать из высокой колеи, когда подъёмную балку просто невозможно протиснуть между землёй и машиной, и в случае серьёзных механических повреждений эвакуируемого ТС. Эти ситуации преодолимы, но потребуют значительно больше времени. Задействовав тросовую стрелу, эвакуатор сначала приподнимет эвакуируемое ТС и вслед за этим разместит его на захватывающей балке.
Несмотря на описанные преимущества эвакуаторов с функцией частичной погрузки, они подходят не для всех случаев. Например, когда автомобилю требуется бережная транспортировка, предпочтительнее использовать эвакуаторы с полной погрузкой на специальную платформу. Таким образом, эвакуатор можно использовать в качестве автовоза. Для того чтобы вдвое повысить производительность платформенного эвакуатора, американские конструкторы дополнительно оснащают подобные машины выдвижной Т-образной балкой, крепящейся одной стороной под заднюю часть рамы, а другой – захватывающей за переднюю или заднюю ось второе ТС, транспортируемое эвакуатором методом частичной погрузки. Примером такой спецмашины может служить ввезённый компанией «Сарус» в первозданном виде эвакуатор Jerr-Dan XPL-6, смонтированный на шасси капотного грузовика Freightliner Bussines Class M2.
На фоне своих российских и европейских аналогов Jerr-Dan XPL-6 выделяется более крупной сдвижной алюминиевой платформой длиной 6,4-7,2 м и шириной 2,5 м, наличием дополнительного заднего захвата с Т-образной поворачивающейся балкой и уникальной поперечной лебёдкой с боковыми аутригерами для притягивания эвакуируемого ТС сбоку.
Примечательно, что все комплектующие эвакуационной надстройки выполнены из коррозионностойких материалов. Например, сдвижная платформа полностью алюминиевая, направляющие платформы и задний колёсный захват выполнены из нержавеющей стали. Всё гидрооборудование, электропроводка и коммуникации спрятаны в недрах рамы.
Сдвижная платформа в задней части оснащена колёсами, предотвращающими нежелательное истирание её задней кромки, соприкасающейся с землёй. Ещё одно интересное техническое решение – наличие самоустанавливающихся задних опор, при сдвигании платформы назад, предотвращающих эффект «качелей».
Пока данный автомобиль существует лишь на американском шасси, но нижегородский производитель спецтехники активно занимается адаптацией аналогичного эвакуационного оборудования на шасси отечественных среднетоннажников КАМАЗ-4308 и КАМАЗ-5308 (с задней пневмоподвеской).
Судя по нарастающему спросу на компактный эвакуатор-полупогруз Jerr-Dan MPL-40 на шасси ГАЗ-33106 «Валдай», он стал настоящим открытием для российских компаний, занимающихся эвакуационным бизнесом. Спрос оказался настолько велик, что производственных сил одной компании «Сарус» оказалось недостаточно, и осенью 2013 года к установке эвакуаторов Jerr-Dan MPL-40 на шасси отечественных и зарубежных шасси приступила другая нижегородская компания – «Смартеко».