Tekno – ведущий европейский модельный производитель
В мире не так уж много компаний, которые выпускают модели грузовых автомобилей. А лидеров в этой группе и того меньше. Но бренд Tekno на протяжении нескольких десятилетий является непререкаемым авторитетом в этой компании продвинутых фирм-макетчиков.
90 лет назад бывший сантехник Андрес Зигумфельд (Andreas Siegumfeldt) основал фирму Tekno Dansk Legetojs Industri, которая занялась производством металлических игрушек и миниатюрных макетов. Производство моделей Tekno началось в 1928-м году в одном из подвалов Копенгагена.
В 30-е годы прошлого века Дания импортировала очень много игрушек, выпущенных в Германии, которая в то время была бесспорным мировым лидером на этом «детском рынке». Бросить вызов немецким конкурентам было мечтой датчанина, и мечтой, как представляется, без всякой надежды на успех. По крайней мере так считали многие родственники и друзья Зигумфельда. Но фирма не сгинула, а упорно работала. Считается, что Tekno первой среди производителей начала наносить рекламу на модели. Эта хитрость позволила увеличить номенклатуру предложения за счёт разных раскрасок. К 1953 году фирма переросла в полноценного и очень уважаемого производителя моделей легковых автомобилей, грузовиков и автобусов и выпускала формы для испанской Dalia.
В 1974 году Tekno выкупили инвесторы из Нидерландов, и производство полностью перемещено в Страну тюльпанов. Одним из первых решений нового голландского менеджмента Tekno Toys стало желание специализировать бренд исключительно на производстве миниатюрных грузовиков. Это было дальновидным решением и сделало марку Tekno Toys очень популярной. В 1989 году произошёл ребрендинг, в результате чего слово «игрушки» (Toys) полностью исчезло из названия. Всё-таки это высококачественный товар, и ценовой диапазон этих продуктов не может рассматриваться как игрушки, решили в руководстве модельной компании. Интересным фактом является то, что в начале 1974 года, когда Tekno Toys ещё базировалась в Дании, в её ассортименте из грузовых моделей значились лишь Scania LB(S), Scania 110, Volvo F89 и два полуприцепа (тентовый и контейнеровоз). Сейчас предложение компании состоит из разных типов шасси пяти марок: Scania, Volvo, DAF, Mercedes-Benz и MAN, к которым клиенты могут подобрать более 20 различных вариантов прицепов и полуприцепов.
В 2003 году в г. Де Лиер компания открыла собственный музей, где были собраны и хранятся более 8000 старых и свежевыпущенных моделей. С момента его открытия бесчисленное количество коллекционеров и энтузиастов посетили его. Каждую субботу коллекционеры могут познакомиться с историей бренда и купить в магазине модели.
С 2006 года Tekno организует ежегодное шоу «День Текно». Мероприятие ежегодно посещают тысячи людей и трак-споттеров. В нём кроме собственно миниатюр принимают участие около 100 грузовых автомобилей, которые участвуют в специальных конкурсах. В дополнение к этому Tekno представляет перспективные и эксклюзивные макеты грузовиков. В прошлом году музей перебазировался в более просторное помещение, в котором кроме 8000 моделей нашлось место для нескольких восстановленных классических грузовиков.
Подход Tekno к моделизму можно назвать перфекционистским. Руководство фирмы уделяет особое внимание технологии и персоналу, чтобы гарантировать отличное качество каждой выпущенной машинке. Процесс масштабирования оригинала в миниатюру начинается с создания 3D-модели будущего макета в программе Autocad. Для этого используются реальные 3D-чертежи от автопроизводителя, если речь идёт о современном транспортном средстве, и множество фотографий прототипа. Голландские конструкторы не хотят упустить ни одной важной детали. С историческими моделями, которые создавались без использования компьютеров, приходится дополнительно применять 3D-сканеры. Эти устройства способны сформировать облако точек, по которым затем при помощи специальных компьютерных программ создаются 3D-чертежи. Дальнейшее проектирование модели протекает в анализе технологических процессов, то есть происходит разбивка на узлы, отдельные детали и создание мест крепления. Разработка проекта – это точный и дорогостоящий процесс, после которого начнётся создание самих форм. А для изготовления одного миниатюрного грузовика в среднем требуется около 15 комплектов форм.
Перед тем, как отдать заказ на новые формы, должна произойти проверка. Для этого все спроектированные детали печатают на 3D-принтере.
Собранную модель из отпечатанных деталей согласовывают с клиентом и только после одобрения опытной миниатюры, компания приступает к следующему этапу – подготовке производства макета. Изготовление спроектированных пресс-форм ведётся в Китае через аутсорсинг. Процесс от намерения до начала производства, как правило, занимает от полугода до восьми месяцев.
Детали будущих моделей изготовляют методом литья расплавленного алюминиевого сплава под давлением (die-cast). После застывания изделия проходят механическую обработку и окрашиваются. На основе оговоренных заказом фотографий на модель наносится детальный рисунок, который идеально соответствует пожеланиям клиента. Для нанесения надписей, логотипов и цифр используется технология тампопечати. Таким образом, выпускаемые сегодня фирмой Tekno миниатюры представляют собой высококачественные копии, полностью идентичные своим реальным прототипам.
Когда-то компания имела три цеха в Нидерландах, но высокая стоимость рабочей силы серьёзно осложняла финансовую статистику Tekno. Уволить сразу несколько сотен человек оказалось непростым делом, так как правительство страны не сразу дало разрешение на оптимизацию. С 2007 года все основные производственные процессы были переориентированы на Китай. Чуть позднее появился цех в Чехии. В 2016 году компания Tekno выпустила 110 тысяч моделей, а годом ранее – 100 000.
Сегодня в головном офисе компании Tekno в Нидерландах занято 24 сотрудника. Это маркетологи, менеджеры по продажам, инженеры-конструкторы и руководство. В Китае на складе и логистических операциях задействовано 25 человек, остальное производство осуществляется по аутсорсингу. На производственной площадке в Чехии, которая на 50% принадлежит голландцам, занято 80 работников.
Компания Tekno сегодня имеет лицензионные соглашения с крупными и популярными автопроизводителями: MAN, Volvo, Scania, Mercedes-Benz и DAF. На резонный вопрос относительно машин бренда Renault (ведь он полностью принадлежит Volvo Trucks) мне ответили, что эта марка не так популярна у коллекционеров, а делать модели с небольшим рыночным потенциалом голландцам не очень хочется. Подготовка производства стоит очень дорого, да и само лицензионное соглашение – совсем не бесплатная вещь. Но всё же недавно было заключено лицензионное соглашение с ещё одним представителем славной семьи Volvo Trucks – американской компанией Mack Trucks. Таким образом, фирма Tekno будет скоро выпускать модели шести автомобильных брендов.
Миниатюры Tekno хорошо известны во всём мире своим высоким качеством и уникальной детализацией. Но при этом масштабная модель грузовика или автопоезда для компании автоперевозчика является хорошим подарком или бизнес-сувениром. Как мне рассказали, около 30% от всего количества выпускаемых моделей Tekno изготовляет по заказам бизнеса, которые поступают от компаний-перевозчиков, производителей грузовых автомобилей и автодилеров. Но значительная часть, а это более 70% от тиража, продается коллекционерам масштабных моделей.
Для того, чтобы заказать сувенирный продукт на фирме Tekno, клиенту необходимо заключить договор и утвердить рабочий макет по цветовой гамме и логотипам. При этом минимальный заказ должен составить не менее 150 штук, хотя это касается макетов. Если же миниатюра будет интересна коллекционерам, то минимальное количество может быть значительно ниже.
Компания Tekno кроме собственного модельного бизнеса с 2007 года владеет и голландской фирмой Lion Toys. Эта фирма специализируется на выпуске более бюджетных миниатюр в масштабе 1:50.
Резюмируя можно сказать, что коллекционеры и специалисты отрасли считают компанию Tekno ведущим европейским модельным производителем.